|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2009Обзор подготовлен
CNews: Как сказалось на российском рынке ИТ изменение глобальной экономической ситуации, по вашим оценкам?
Юлия Амириди: Большинство поставщиков железа, программного обеспечения (ПО) и ИТ-услуг для корпоративных заказчиков столкнулись в ушедшем году с падением продаж. Сильнее всех пострадали разработчики ПО. Приобретение компьютерной техники, комплектующих и расходных материалов можно снизить, но не заморозить – сегодня это основные средства производства практически во всех организациях. Сектор ИТ-услуг сократился в объемах, но остался устойчивым за счет сервиса, без которого потребители не могут существовать, например сопровождения ИТ-систем, и оказания услуг, нацеленных на сокращение расходов: аренда оборудования и ПО, аутсорсинг и др. ПО имеет меньший иммунитет от кризиса – всегда есть соблазн отложить его покупку до лучших времен. Поэтому 2009 стал годом ИТ-проектов, которые жизненно необходимы потребителю.
Еще в конце 2008 года, когда кризис только начинался, заказчики стали сокращать свои расходы на ИТ. Первым отреагировал финансовый сектор. В других отраслях, где спрос менее эластичен по доходам, например, в производстве продуктов питания, продуктовом ритейле, фармацевтике, сфере услуг, это сокращение было не таким резким, и здесь в первую половину 2009 года многие еще оперировали «докризисными» ИТ-бюджетами.
Эта ситуация отразилась и на рынке систем управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, сокр. BPM), где работает компания Intersoft Lab. В течение года активность потребителей падала. По нашим оценкам, во втором полугодии стартовало втрое меньше новых BPM-проектов, чем в начале года. При этом изменился и состав отраслей – основных потребителей ВРМ. Впервые за последние годы тройку отраслей-лидеров покинули предприятия ТЭК. Банки, которые держали первенство уже не менее трех лет, по итогам года уступили его предприятиям торговли и сферы услуг. В результате таких перемен в лучшем положении оказались ИТ-поставщики с диверсифицированным по отраслям портфелями клиентских проектов.
CNews: Многие эксперты давали прогнозы о хороших перспективах BPM в 2009 году даже в условиях экономического кризиса. Оправдались ли они, по вашим наблюдениям, и насколько?
Юлия Амириди: В 2009 году новых организаций-потребителей ВРМ-систем в нашей стране стало на 61% меньше, чем в 2008 году, когда кризис только начинался. Сегодня общее количество компаний-пользователей ВРМ в нашей стране приблизилось к 700. Из них в последний год стартовали всего около 4% проектов.
Начинать в этот период масштабные и дорогостоящие проекты, действительно, могли немногие. Поэтому рынок развивался преимущественно за счет дополнительных продаж действующим клиентам, которые в кризис ощутили всю пользу от применения ВРМ. Эти системы помогают оптимально выстроить бизнес в условиях жестких ограничений, оптимизировать издержки. Автоматизация управления затратами была одной из самых востребованных ВРМ-задач в прошедшем году. Это отвечает прогнозам, как по российскому, так и по мировому рынку BPM. Если говорить о потребителях финансового сектора, то здесь, как и прогнозировалось, самой популярной функциональностью была подготовка отчетности для Банка России, а также планирование и контроль затрат.
Интересен факт, что заказчики стали отдавать предпочтение ВРМ-системам российских разработчиков. Более половины новых проектов 2009 года были запущены на платформах отечественной разработки. Это подтверждает прогнозы о том, что потребители стали прагматично выбирать поставщиков BPM, не переплачивая за иностранные бренды. Качество российского и иностранного ПО сопоставимо, а услуги локальных компаний примерно в 1,5 раза дешевле.
Западные аналитические компании Gartner и IDC прогнозировали рост мирового рынка ВРМ в 2009 году на 10-13%. Однако российский рынок решений для управления эффективностью вряд ли дотянет даже до показателей 2008 года. Хотя сильные отечественные игроки, скорее всего, продемонстрируют рост финансовых показателей. Приходится признать, что кризис пробил «защиту» отечественного рынка ВРМ. Одной из причин этого стало «проседание» иностранных мегавендоров, которое можно связать с неопределенностью их продуктовых стратегий после целого ряда приобретений непосредственно перед кризисом, а также с высокой для текущей ситуации стоимостью предложений.
CNews: Как вам кажется, отстают ли российские пользователи BPM-систем от западных? Что мешает российскому пользователю извлечь из использования BPM-технологий максимальную пользу для бизнеса?
Юлия Амириди: 5 лет назад сказала бы, что сильно отстают из-за слабой проработки методологий управления и, как следствие, неготовности использовать ВРМ. 2 года назад сказала бы, что отстают в культуре потребления – не все еще понимали возможности ВРМ-систем. Сейчас в целом по рынку у нас совершенно симметричная с западом ситуация: основные потребители – крупный и средний бизнес, культура потребления сформирована, основные заказчики ВРМ – финансовые отделы, самая применяемая функциональность – планирование и бюджетирование, финансовая консолидация и отчетность. На западе по оценкам Gartner можно увидеть такую же картину и по потребителям и по востребованным ВРМ-компонентам.
Институт хранилищ данных (TDWI) провел опрос пользователей ВРМ в мире и получил такие данные: сегодня сотрудники финансовых департаментов и ИT-специалисты считают главным приоритетом в своей работе выпуск финансовой и обязательной отчетности с помощью BPM. Второй по важности задачей названо получение согласованных данных в отчетах, третьей – планирование и бюджетирование. Эти приоритеты, несмотря на сокращение потребления ВРМ в 2009 году, подтверждают и российские банки.
Максимизировать пользу от применения ВРМ российским потребителям мешают ограничения предлагаемых решений. Всем известно, что в основе ВРМ должна быть отраслевая модель. И такими моделями располагают практически все западные платформы, однако они не адаптированы к российским реалиям, прежде всего к требованиям национальных регуляторов. Поэтому их использование в нашей стране затруднено, адаптация ведется «кусочно» в рамках проектов, что нивелирует идею единой модели. Среди российских решений моделью располагает только Intersoft Lab. Причем модель Intersoft Lab значительно шире просто логической модели данных – она включает готовые отчеты и методики их создания. Модель полностью адаптирована под национальный учет и содержит знания о том, как получать отчетность для российских регуляторов, разнообразную управленческую отчетность. Кроме Intersoft Lab пока никто из российских поставщиков не инвестировал в создание модели. Возможно – это желание обезопасить свою интеллектуальную собственность. Но для нас все опасения перевешивают преимущества применения модели, которые уже смогли оценить и наши клиенты – это и возможность доступа к опыту других банков, и оптимизация проектов, сокращение их стоимости и сроков, снижение рисков неудач.
CNews: Intersoft Lab специализируется на проектах в банках. По вашему опыту, что изменил 2009 год в банковской автоматизации?
Юлия Амириди: Потребление ИТ в финансовом секторе, раньше всех испытавшем на себе влияние кризиса, в течение всего года велось в режиме «строгой экономии». Финансировались услуги сопровождения и критические для функционирования банковского бизнеса ИТ-проекты, направленные на обеспечение непрерывности операционной деятельности, удовлетворение требований регуляторов, управление затратами и информационную безопасность.
Проекты, на которые банки готовы были открывать новое финансирование в 2009 году, - автоматизация обязательной отчетности. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, на ее решение банки готовы были тратить от 2 до 4 млн долл. Это рост цен относительно прошлых лет.
Прогнозы, согласно которым кредитные организации израсходуют в 2009 году ИТ-бюджеты, не потраченные во второй половине 2008 года, не оправдались. Хотя оживление деловых контактов с заказчиками в четвертом квартале 2009 года позволяет ИТ-поставщикам строить оптимистичные планы на 2010 год.
CNews: Какое развитие получила линейка ПО «Контур» от Intersoft Lab в завершившемся году? Каковы ваши планы по развитию продуктов?
Юлия Амириди: Одно из самых востребованных сегодня решений в линейке «Контур» – «Отчетность для Банка России». Поэтому поддержка в приложении требований регулятора к отчетности – это направление, над которым мы работаем постоянно. С 1 января 2010 года вступили в силу новые указания по подготовке отчетности 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации». В 2009 году мы реализовали в приложении эти изменения. Сегодня приложение поддерживает подготовку порядка 60 форм отчетности. Еще одно нововведение в рамках обязательной отчетности – это вступление в силу с 1.07.2010 указаний 2324-У по внесению изменений в расчет обязательных нормативов банков. С осени 2009 года компания ведет работу над поддержкой этих изменений.
Основой для подготовки обязательной отчетности, как и для решения целого комплекса других задач, является хранилище данных ВРМ-системы. Если при подготовке управленческой отчетности «верхнего уровня» допустимы «послабления» в качестве данных (не нужна глубокая детализация и выверка первичных данных), то для обязательной отчетности – это критически важный параметр. Чтобы обеспечить высокую скорость процессов сбора детальных данных в хранилище, их выверку и очистку мы применяем промышленные интеграционные платформы. В 2009 году мы активно наращивали свои компетенции в применении продуктов Informatica PowerCenter и IBM InfoSphere DataStage для сбора данных в хранилище «Контур». Один из примеров – это пилотный проект в «Русь-Банке» по автоматизации финансовой консолидация и подготовки аналитической и обязательной отчетности для Банка России с применением интеграционной платформы Informatica PowerCenter и хранилища данных «Контур». Проект позволил всего за семь недель создать BPM-систему и смоделировать интеграцию системы в ИТ-инфраструктуру банка. Проект показал, что производительность системы не падает при наращивании функциональности системы и с ростом объемов обрабатываемых данных.
Активно развивается потребление в рамках BPM-проектов систем класса Business Intelligence для анализа и визуализации информации, накопленной в финансовых хранилищах данных. В последние два года аналитическая платформа Oracle BI – обязательный компонент в составе ВРМ-решений компании. Например, в 2009 году платформа была использована в ВРМ-проекте «ТрансКредитБанка» для создания единой системы внутрибанковской отчетности. С ее помощью бизнес-пользователи могут самостоятельно выпускать разнообразную отчетность из хранилища данных «Контур». Сегодня систему используют 50 пользователей из департамента клиентских операций, департамента транспортной отрасли, департамента планирования, анализа и управления рисками и даже члены Правления банка.
CNews: Как в целом вы оцениваете итоги 2009 года для своего бизнеса? Какие из ваших реализованных проектов вы бы отметили особо?
Юлия Амириди: Число проектов на российском рынке ВРМ для кредитных организаций в 2009 году сократилось в два раза. При этом Intersoft Lab продемонстрировала рост доходов по сравнению с 2008 годом на 19,5%. Докризисные планы роста бизнеса были, безусловно, выше, но достигнутые показатели доказывают, что компания оказалась устойчивой к кризису, несмотря на то, что она специализируется на работе с кредитными организациями, на которые кризис повлиял больше всего.
Компания подошла к кризису с конкурентоспособным тиражным пакетом решений, который покрывает задачи, востребованные банками в кризис, – это соответствие требованиям Банка России, планирование и контроль расходов. Кроме того, BPM-платформа «Контур» обеспечивает потребности банков в управлении «на вырост». Реализуя в проекте первоочередные задачи, в дальнейшем банк может расширять функциональность своей системы решениями для финансового планирования, управления доходностью, подготовки отчетности по МСФО. Все это также тиражные продукты Intersoft Lab.
Сегодня мы можем предложить заказчикам эффективную технологию внедрения, которая позволяет разбивать проект на этапы и предоставлять результаты по ним в короткие сроки (~ 6 месяцев). Технология дает страховку от ошибок построения BPM-системы, помогает заказчику распределять расходы на проект и экономить, не боясь, что придется «платить дважды». Мы обобщили свой богатый проектный опыт в информационно-методическом комплексе для создания ВРМ-систем на основе методической модели. Модель позволяет изначально грамотно выстроить каркас BPM-системы и правильно разбить проект на этапы. Например, если говорить об автоматизации регуляторной отчетности, то на первом этапе можно в короткие сроки создать хранилище данных и обеспечить выпуск простых отчетных форм, а затем последовательно расширять состав собираемых данных для выпуска более сложных отчетов. Таким образом, последовательно наполняя каркас решения информацией, банк будет получать на каждом этапе реальную отдачу от системы.
Такой поход позволяет превратить проект из «черного ящика», в котором оседает куча ресурсов заказчика, в прозрачный процесс внедрения. Заказчик имеет ясное представление о том, когда и какие выгоды сможет получить от реализации каждого блока модели. Может осознано определять стратегию развития решения, устанавливать приоритетность задач и структурировать свои расходы. Очевидны сроки и стоимость исполнения каждого этапа проекта. Также нужно отметить, что модель – это гарантия целостности решения, т.е. если сегодня вы реализовали на хранилище данных один блок отчетности, а завтра хотите его расширить, вы не столкнетесь с тем, что модель данных не позволяет этого сделать. А такая ситуация не редкость и банки сталкиваются с тем, что встает необходимость перепроектировать хранилище данных при возникновении новых задач. С моделью Intersoft Lab потребуется просто наладить сбор недостающих данных в хранилище.
Создание методической модели BPM – это наше главное достижение. И пока, как я уже говорила, мы единственные из российских разработчиков предлагаем BPM-систему с методической моделью.
CNews: В конце 2009 года ваша компания отмечала 10-летие присутствия на рынке – каким оно было для Intersoft Lab и для рынка BPM-систем в целом?
Юлия Амириди: В течение десятилетия рынок прошел путь от появления в 2001 году концепции ВРМ к становлению в 2006 году, активному росту и зрелости к 2008 году. Вместе с ним развивалась и компания Intersoft Lab – ровесник рынка. 10 лет назад мы фактически начали создавать этот рынок в России, не было еще даже такого понятия BPM. Мы начали осваивать инструменты бизнес-аналитики, наращивать экспертизу их применения для решения задач наших клиентов. Отслеживали, как развивается мировой рынок систем данного класса, и старались быть на волне общемировых тенденций. В результате хранилище данных «Контур», с которым мы вышли на рынок, превратилось в полнофункциональный ВРМ-пакет на основе уникальной отраслевой методической модели ВРМ, который способен конкурировать с западными брендами. С его помощью мы создаем «классические» ВРМ-системы для поддержки комплекса интегрированных технологий управления эффективностью: финансовой консолидации и подготовки отчетности для регуляторов, планирования и бюджетирования, управления доходностью и рисками.
Компания наладила сотрудничество с лидерами мирового рынка ИT, в составе наших решений мы предоставляем нашим клиентам лучшее программное обеспечение компаний Oracle, Microsoft, Informatica, IBM и др. За эти годы мы достигли узнаваемости и самой компании на рынке и ВРМ-платфомы «Контур». Сегодня Intersofl Lab является лидером в банковском сегменте с долей рынка более 60%. Кризис проверил компанию на прочность, а достигнутые результаты прошедшего кризисного года в очередной раз подтверждают правильность бизнес-идеи, положенной в основу компании 10 лет назад.
CNews: Каковы ваши планы и ожидания от 2010 года?
Юлия Амириди: Ожидаем восстановления темпов роста рынка и размораживания ИТ-бюджетов в банках – это основные потребители наших решений. На ближайшее время наш стратегический фокус – увеличение количества клиентов-банков из Топ-50. Крупнейшим банкам мы предлагаем третью версию ВРМ-платформы «Контур», реализованную на СУБД Oracle Database. Технологические инновации новой версии системы, использование в проектах промышленных интеграционных платформ позволяют нам создавать высокопроизводительные и масштабируемые решения для банков этой категории.
Будем работать с нашими действующими клиентами: расширять функциональность эксплуатируемых систем «Контур», выполнять проекты портации на новую версию BPM-платформы. И, кончено, будем развивать нашу отраслевую методическую модель BPM, включая в нее описания новых отчетов, данных и методик для их подготовки. Также в наших планах адаптировать модель для применения в финансовом секторе СНГ. Планируем, что в 2010 году наши финансовые результаты вырастут в 2 раза.
CNews: Спасибо.