|
|
Обзор подготовлен
Облачный хостинг уже стал реальностью российского рынка: эта технология вполне доступна в ценовом отношении и обладает привлекательными экономическими характеристиками. В то же время, облачный хостинг не всегда просто отличить от традиционного, а сравнение облачных предложений от разных поставщиков с разными системами тарификации может отнять много времени. Ниже будут рассмотрены и сопоставлены основные облачные предложения российских облачных хостинг-провайдеров
Во всем облачном карнавале облачный хостинг представляет приятное исключение – экономическая выгода при его использовании достаточно прозрачна, а сама бизнес-модель имеет достаточно солидную по мерам ИТ-рынка историю (5 лет), хорошо обкатана и проиллюстрирована множеством успешных примеров использования. Таким образом, в отличие от большинства предложений называемых приватных облаков, услуги облачного хостинга можно смело рекомендовать компаниям, которые боятся связываться с “сырыми” и не успевшими себя зарекомендовать решениями.
Тем не менее, облачный хостинг нужен далеко не всем. Было бы большой ошибкой считать, что традиционный хостинг – это отжившее, а облачный хостинг – это платформа будущего, и поэтому следует непременно использовать именно облачные площадки. Облачный хостинг хорош для решения задач определенного круга, за пределами которого традиционная модель может оказаться и выгоднее, и удобнее. Однако прежде чем сравнивать “за” и “против” облачной и традиционной моделей, следует разобраться в том, какой, собственно, хостинг следует считать облачным.
Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. В расширенной трактовке “облачным” можно считать любой хостинг, в основе которого лежит какая-нибудь система виртуализации, в результате чего едва ли не большинство хостинг-провайдеров следует автоматически признать облачными.
Однако наиболее авторитетное в отрасли определение Американского Национального института стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technologies, NIST) задает здесь рамки, при выходе за которые сервис нельзя считать облачным. Так, согласно NIST, облачный сервис должен предоставляться в режиме самообслуживания, т.е. заключение договора с провайдером и начало пользования услугой не должно занять больше нескольких минут при наличии средств на кредитной карте или в электронной платежной системе. Если для начала пользования сервисом требуется заключение бумажного контракта, то такой сервис трудно назвать облачным.
Далее, облачные сервисы должны предоставляться на базе общего пула ресурсов, которые провайдер распределяет между пользователями в зависимости от их текущих потребностей. Традиционный хостинг не удовлетворяет этому требованию, так как ни о каком общем пуле ресурсов речь не идет: в лучшем случае, провайдер просто предоставляет пользователю ограниченную по ресурсам виртуальную машину на конкретном физическом сервере.
Облачный хостинг также должен позволять быстро менять объем используемых ресурсов в зависимости от нагрузки – вплоть до автоматизации таких задач. Традиционный хостинг не позволяет этого делать – изменение объема ресурсов требует ручных операций и может потребовать пересмотра соглашения с провайдером.
Кроме того, облачные системы должны быть оснащены функциональностью учета потребления ресурсов, что принципиально важно для экономической модели pay-as-you-go, в отличие от традиционной модели, где заказчик платит за весь объем арендованных ресурсов, в том числе, недоиспользованных.
Отличие облачного предложения от традиционного (в соответствии с определением NIST)
Характеристика | Облачный хостинг (ключевые характеристики по NIST) |
Традиционный хостинг |
Самообслуживание | Пользователь заказывает необходимые ресурсы в автоматическом режиме, без взаимодействия с персоналом провайдера. | Заказ ресурсов требует согласования с персоналом провайдера, вплоть до внесения корректив в бумажный контракт. |
Общий пул | Ресурсы выделяются динамически из общего пула, в зависимости от потребностей каждого пользователя. | Провайдер определяет, на каком физическом компьютере сколько ресурсов следует выделить пользователю; единый пул отсутствует. |
Изменение объема ресурсов | Объем используемых ресурсов меняется быстро, вплоть до автоматизации этого процесса (например, прибавление ресурсов по мере роста посещений сайта). | Изменение объема ресурсов осуществляется вручную, пользователь не имеет возможности автоматизировать выделение ресурсов в зависимости от нагрузки. |
Учет потребления ресурсов | Существует возможность отслеживать, сколько каких ресурсов было потреблено за указанный промежуток времени. | Детализированный учет потребления ресурсов отсутствует, поскольку пользователь арендует фиксированный объем ресурсов и платит за них даже в том случае, если не использует. |
Источник: NIST, CNews Analytics, 2011
Определение NIST несет на себе отпечаток современного, весьма несовершенного, понимания облачных технологий. Экспертов NIST можно упрекнуть и в том, что их описание облачных технологий плохо увязывается с приватными облаками, которые они, тем не менее, считают частью общей облачной парадигмы. Так, например, режим самообслуживания и общий пул ресурсов в условиях приватной облачной среды намного менее важны, чем в публичном облаке. Тем не менее, это определение вполне годно на то, чтобы различить облачное предложение от необлачного.
Итак, облачным хостингом следует признать такое хостинговое предложение, где клиенты могут получить вычислительные ресурсы из находящегося в совместном пользовании достаточно мощного пула в режиме самообслуживания – с возможностью динамического изменения объема потребляемых ресурсов и при детализированном учете их потребления.
Таким образом, отличительная особенность облачного хостинга – учет потребляемых ресурсов и плата ровно за то, что потрачено, а не за то, что арендовано. Отсюда следует, что облачный хостинг в первую очередь интересен, когда нагрузку на приложение невозможно предсказать заранее или же когда она настолько сильно варьирует с течением времени, что аренда мощностей «по максимуму» (например, в расчете на период новогодних распродаж) приводит к тому, что большую часть времени арендованные ресурсы простаивают — в убыток бизнесу.
Кроме того, облачный хостинг чрезвычайно удобен для всякого рода пилотных проектов и разовых задач, где вычислительные ресурсы могут потребоваться в приличном объеме, но на чрезвычайно короткий срок: от нескольких часов до недели. При облачном хостинге нужно будет заплатить только за те ресурсы, которые фактически были использованы, в то время как по традиционной модели с большой вероятностью придется платить почти что за целый месяц простаивающих без дела мощностей.
По мнению Алексея Белкина, заместителя директора по работе с клиентами в России, СНГ и странах Балтии компании Parallels, "облака принято увязывать с виртуализацией, но виртуализация - это всего лишь инструмент более эффективного использования аппаратных ресурсов. Виртуализация серверов без автоматизации процессов предоставления услуг критерием облака не является. Учет ресурсов – одна из важнейших задач при создании облака. Потому что фактически на базе биллинговой системы, которая считает использованные клиентами облака ресурсы, облачный провайдер может вычислять уровень прибыли своего бизнеса и регулировать его посредством тарифной политики".
Разумеется, выбор в пользу облачного хостинга может быть основан не только на соображениях экономического характера. В ряде случаев облако оказывается настолько удобнее, чем традиционный хостинг, что выбор автоматически делается в его пользу. Однако удобство — это все же достаточно субъективная характеристика. Разумеется, облачные технологии в силу своей гибкости предоставляют пользователям больше дополнительных удобных сервисов (в перечне Amazon Web Services их уже свыше 20), нежели традиционный хостинг, но в целом, облачным может быть и такой хостинг, где количество дополнительных сервисов сведено к минимуму.
Особенность российского рынка облачного хостинга заключается в том, что крупные западные вендоры, определяющие направление развития индустрии, в России практически не представлены, в то время как собственно российские компании пока что находятся лишь в начале своего становления. По этой причине российский облачный рынок более пестрый, разнообразный и конкурентный, чем, допустим, американский, где наличие таких гигантов как Amazon, Rackspace и Terremark делает невозможной конкуренцию со стороны малых компаний, за исключением отдельных узкоспециализированных нишевых предложений.
Нет оснований полагать, что ситуация существенным образом изменится в ближайшие три года: отсутствие полноценной конкуренции со стороны западных поставщиков объясняется особенностями как российской ИТ-индустрии, так и законодательства, а эти факторы эволюционируют достаточно медленно. По этой причине можно предполагать, что в обозримой перспективе облачный хостинг в России останется по преимуществу российским.
Предложения в сфере облачного хостинга можно разделить на две группы: инфраструктура как сервис (IaaS) и платформа как сервис (PaaS). Если сервисы типа IaaS по функциональности во многом напоминают традиционный хостинг с арендой виртуального сервера, то PaaS-сервисы представляют собой принципиально иную услугу, где пользователь не получает доступа к ресурсам непосредственно, а вместо этого работает с программными интерфейсами, специально адаптированными для разработки и развертывания масштабируемых приложений. Деление на IaaS и PaaS пока что является общепринятым, но в последнее время границы между этими двумя классами все более размываются. Так, классический поставщик IaaS — Amazon Web Services — в последнее время расширил пакет сервисов за счет PaaS-решений, а платформа Windows Azure от Microsoft, изначально ориентированная на PaaS-сегмент, в последнее время приобрела часть IaaS-функциональности.
Большая часть предложений на российском (да и на глобальном) рынке облачного хостинга сегодня лежит в IaaS-сегменте. Это легко понять: IaaS-сервисы просты в использовании, удобны и требуют минимального переучивания. В отличие от них, PaaS-сервисы требуют специальных навыков и зачастую сужают свободу разработчиков, ограничивая их выбор конкретными инструментами разработки, встроенными в PaaS-систему. Например, в Google App Engine изначально поддерживаются только языки программирования Python и Java, а также оптимизированная для облачных вычислений база данных Datastore с синтаксисом, несколько отличающимся от SQL.
Итак, ключевая особенность облачного хостинга – возможность масштабирования и динамического учета использованных ресурсов. Однако при этом не уточняется, что именно и в каких пределах должно масштабироваться. В зависимости от того, как реализовано масштабирование, мы получаем принципиально различные предложения по облачному хостингу.
Масштабирование в хрестоматийном облачном сервисе AWS позволяет динамически активировать и отключать целые виртуальные машины с заданными характеристиками. Начав с одного маломощного сервера, вы можете впоследствии добавить к нему еще несколько серверов, которые будут активироваться и выключаться динамически по мере варьирования нагрузки на ваше приложение, причем, эти процессы можно автоматизировать, используя специальные программные интерфейсы (API). Таким образом, облака AWS в первую очередь выгодны для ресурсоемких приложений корпоративного уровня, где масштабирование предполагает прежде всего изменение количества виртуальных серверов.
Во-первых, как бы ни было удивительно, процессорное время — наименее востребованный ресурс — на него приходится всего 5% от суммы расходов (среднее потребление составило около 6 часов машинного времени в неделю на виртуальную машину — не надо недооценивать мощь современных Xeon'ов). Во-вторых, самым затратным (и предсказуемым по потреблению во времени) является оперативная память — на неё приходится примерно 40% всех затрат.
Третьим в списке идёт хранение дисков, что также вполне предсказуемо.
В отличие от AWS, российские предложения по облачному хостингу ориентированы преимущественно на масштабирование в пределах отдельно взятой виртуальной машины. Некоторые провайдеры, например, Slidebar/Parking, предлагают возможность вынесения в «облако» корпоративной инфраструктуры, однако столь продвинутых инструментов для построения, администрирования и мониторинга облачной инфраструктуры, как у Amazon, в России никто предложить не может. Но зато российские облачные провайдеры позволяют увеличивать и уменьшать количество доступной оперативной памяти и дискового пространства и платить только лишь за фактически использованное процессорное время.
Наиболее популярным среди российских облачных хостинг-провайдеров является предоставление пользователям возможности самостоятельно определить количество необходимых ресурсов с помощью «ползунка»: вы выбираете объем необходимой памяти, дисковое пространство, иногда — объем доступных ресурсов CPU. После этого вы получаете виртуальную машину с заданными характеристиками. Если впоследствии ваши потребности в вычислительных ресурсах снизятся или увеличатся, характеристики виртуальной машины можно будет изменить (с соответствующей корректировкой оплаты).
Характеристики основных предложений по облачному хостингу в России
Провайдер | Характеристики минимальной конфигурации | Цена минимальной конфигурации (мес.) | Характеристики максимальной конфигурации | Цена максимальной конфигурации (мес.) |
Activehost.ru | 25% одного процессорного ядра, 256 МБ ОЗУ, 10 ГБ SAN | 906,00 руб. | 16 ядер, 32 ГБ ОЗУ, 2x320 ГБ RAID | 29 950,00 руб. |
Clodo.ru | 256-512 МБ ОЗУ, 5 ГБ SAS | 592,00 руб. | 32-56 ГБ ОЗУ, 300 ГБ SAS | 64 728,00 руб. |
ISP Server | 1 ГБ для данных | 39,95 руб. | «Максимальной конфигурации» нет. Оплата производится из расчета 12 коп за каждый дополнительный МБ дискового пространства + 11,99 руб. за час CPU |
|
Скалакси | 1 слот Linux: 512 МБ ОЗУ, 450МГц гарантированной мощности CPU |
500,00 руб. | 64 слота Windows 2008 R2 Enterprise (конфигурация одного слота сохраняется неизменной) |
43 677,12 руб. |
Selectel | Конфигурация сервера не учитывается. Оплата производится на основе использованных вычислительных ресурсов: CPU: 1 руб./час ОЗУ: 0,5 руб./час дисковое пространство: 5 руб. за ТБ/час диск: чтение/запись данных: 3 руб. за млн запросов диск: объем прочитанной/записанной информации: 0,1 руб. за ГБ сеть: 0,2 руб. за ГБ |
|||
Slidebar.ru (parking.ru) | 256 МБ ОЗУ, 10% мощности 1 ядра CPU, 20 ГБ для данных, Linux/FreeBSD | 587,50 руб. | 8 ГБ ОЗУ, 100% мощности 4 CPU, 200 ГБ для данных, Windows Web Server 2008 | 14 500,00 руб. |
Источник: CNews Analytics, 2011
Провайдеры ISP Server и Selectel отходят от общей модели. В случае ISP Server необходимо платить за дисковое пространство, израсходованное выше нормы, а также за процессорное время. Оператор Selectel реализовал чрезвычайно гранулированную систему учета вычислительных ресурсов, которая учитывает не только процессорное время и ОЗУ, но и нагрузку на сеть, количество дисковых операций, объем занятого дискового пространства, объем информации, записанной на диск или прочитанной с диска.
В целом, по мнению CNews, российский облачный хостинг — это не столько альтернатива Amazon Web Services, сколько удобная замена традиционному хостингу. Такие предложения особенно актуальны для средних по мощности веб-приложений с варьирующей или плохо предсказуемой нагрузкой, которые можно развернуть на одной виртуальной машине. Кроме того, российские облачные провайдеры безусловно ближе для российского пользователя, чем западные гиганты, которые пока что не начали работать на российском рынке, не имеют местных представительств и русскоязычной поддержки: «Мы готовы к партнерству с любыми российскими компаниями, мы можем проводить доработку нашей инфраструктуры, чтобы наши ресурсы было комфортно использовать, – говорит Максим Дюбарев, руководитель Clodo.ru. – Самый простой пример: у нас «из коробки» доступна CMS «1С-Битрикс». Пара кликов мышкой — и у вас есть сайт под “Битриксом”».
Облачный хостинг в России достаточно активно набирает обороты. По словам Сергея Лисицына из Softline, ежеквартально число «облачных» заказчиков увеличивается на 30%.
Единственным поставщиком коммерческого PaaS-хостинга в России сегодня является компания Softline, которая не так давно запустила сервис на базе платформы Windows Azure.
Windows Azure представляет собой PaaS-платформу от Microsoft с элементами IaaS-архитектуры, предназначенную для разработки масштабируемых приложений на базе технологий Microsoft. В рамках данной PaaS-платформы разработчики могут получить доступ не только к облачной операционной системе Windows Azure, но и к облачной СУБД SQL Azure, инструментарию для интеграции облачных приложений App Fabric и другим сервисам.
Желающие уже сегодня могут заказать у Softline необходимое количество виртуальных машин с разными характеристиками. При расчете ежемесячной оплаты учитываются такие параметры как объем используемого дискового пространства, доступ к SQL Azure, доступ к инфраструктуре App Fabric, использование сети доставки контента (Content Delivery Network), объем сетевого трафика и др.
Как видно, PaaS-предложений в России мало и они преимущественно реализованы на базе технологий Microsoft. Однако в ближайшем будущем может появиться полностью независимая PaaS-платформа от группы российских и украинских разработчиков. Речь идет о проекте Hivext, который в прошлом году разработчики Hivext получили $500 тыс инвестиций от венчурного фонда Runa Capital.
Как сообщил CNews генеральный директор Hivext Руслан Синицкий, бизнес Hivext будет в первую очередь ориентирован на зарубежные компании, относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса: «Планы развернуть полноценный PaaS-бизнес в России есть, но в первую очередь мы смотрим на мировой рынок». Разработчики Hivext уже объявили о совместном проекте с провайдером «АктивХост.ру», в результате которого уже летом 2011 года должен быть запущен коммерческий Hivext-хостинг от «АктивХост.ру».
Несмотря на то, что Hivext находится на этапе разработки, Руслан Синицкий поделился с CNews информацией об одном коммерческом проекте, который ведется на основе Hivext и запуск которого запланирован на апрель. Речь идет о сервисе для контроля за перемещением транспортных средств. «Проект полностью реализован на базе Hivext, – сообщает глава Hivext. – Этот проект изначально спроектирован с учетом гибкого масштабирования при росте клиентов и транспортных средств». Разработчики сервиса довольны платформой: «Мы периодически держим контакт с ребятами, которые разрабатывают этот проект, и их отзывы положительные», – говорит Руслан Синицкий.