|
|
Обзор подготовлен
Доля интернета в ВВП России увеличится в 2 раза к 2015 году
В 2009 г. вклад интернет-экономики в ВВП России достиг $19,3 млрд, составив 1,6% данного показателя (2,1% ВВП без учета нефтегазовой составляющей). К 2015 г. вклад может достичь 2,6% (3,5% при исключении нефтегазовой отрасли) по базовому сценарию или 3,7% и 5% соответственно по оптимистичному сценарию, сообщается в результатах исследования «Россия онлайн», подготовленного The Boston Consulting Group (BCG).
По доле интернет-экономики в ВВП Россия в настоящее время находится на уровне Испании (2,2%) и Италии (1,9%). Лидерами стали Великобритания (7,2%), Швеция (6,6%) и Дания (5,8%).
Приблизительно две трети ($12,6 млрд) от объема российской интернет-экономики приходится на долю потребления населением, а именно - электронной коммерции ($7,5 млрд) и затрат пользователей на доступ в интернет и соответствующие устройства ($5,1 млрд). Остальную и очень существенную часть составляют инвестиции в интернет-инфраструктуру, государственные затраты в сфере ИТ и чистый экспорт.
В частности, вложения российских телеком-операторов в интернет-инфраструктуру в 2009 г. составили $6 млрд или 30% от всего объема средств. Столь высокое значение показателя свидетельствует о том, что развитие интернета в России еще находится в стадии формирования инфраструктуры. В более развитых странах, например, в Великобритании и Дании, инвестиции телеком-операторов составляют менее 10% от общего объема.
Потребление и инвестиции вносят наибольший вклад в Интернет-ВВП
«Чтобы ускорить развитие интернет-экономики, приоритетной целью для России на ближайшую перспективу должно стать развитие инфраструктуры и устранение цифрового барьера в регионах», - считает Владислав Бутенко, партнер в московском офисе BCG.
По мере развития инфраструктуры и распространения интернета ожидается как рост инвестиций частных компаний (не телеком-операторов), так и государственных затрат. Частные инвестиции в России составляют 42% ($4,4 млрд) от общего объема инвестиций в интернет. Для сравнения - в странах Южной Европы данный показатель составляет 50-60%, а в ведущих интернет-экономиках, таких как Великобритания и скандинавские страны, – около 70%.
При оптимистичном сценарии развития доля интернет-экономики в ВВП может вырасти до 3,7%
Влияние интернет-экономики на экономику страны гораздо масштабнее, чем ее доля в ВВП, замечают аналитики. Например, стоимость продукции, выбранной в сети и купленной в офлайне, составила $16 млрд, тогда как объем рынка электронной коммерции В2В - $82 млрд. Также не учитываются рост производительности, эффективность коммуникаций, сглаживание социального неравенства и другие последствия.
BCG также измерила степень распространения и интенсивности использования интернета в сравнении с другими странами. В целом Россия (52 балла) оказывается на равных с такими странами, как Греция (54) и Бразилия (53), обгоняет Китай (41), Индию (22) и Индонезию (16), но все еще отстает от большинства стран центральной Европы - Польши (64), Венгрии (76) и Чехии (83). Верхние строчки заняли Дания, Швеция и Великобритания, набрав 140, 134 и 128 баллов соответственно.
Индекс по регионам свидетельствует о существенном разрыве между крупными городами и регионами: результаты Москвы в 2,4 раза выше, чем в среднем по стране, и в 3,3 раза выше получившего наименьший рейтинг региона. Результаты Санкт-Петербурга в 1,9 раза превышают средний показатель по России.
В обоих сценариях (базовом и оптимистичном) основным фактором роста интернет-экономики России станет фактор потребления (от 26 до 33%). Другими определяющими факторами станут рост инвестиций и инфраструктуры, расширение географии проникновения интернета, увеличение количества игроков на рынке электронной коммерции, а также уверенность потребителей в безопасности электронной коммерции и более высокая информированность компаний (особенно СМБ) о возможностях глобальной сети.
Эксперты отнеслись к исследованию BCG настороженно. По мнению Михаила Готальского, директора TrueConf, для оценки вклада интернет-экономики в ВВП подобные измерения не всегда применимы. "В данном случае они точно показывают, что более $5 млрд, полученных Россией от продажи сырья за границу, ушло на покупку зарубежного высокотехнологичного оборудования. И эта продукция покупается не всегда в связи с бурным развитием интернет-экономики в России, - говорит он. - Зачастую она приобретается как дань моде, которую активно поддерживает президент. Для реальной оценки российского интернет-сектора и высокотехнологичных отраслей важно принимать во внимание такие факторы, как занятость, наличие рабочих мест в этой отрасли и отношение экспорта к импорту".
Сергей Попсулин