|
|
Обзор подготовлен
Распространению облачного подхода предшествовало бурное развитие технологий виртуализации. Переводя серверную инфраструктуру на виртуальную основу, компании могли сократить расходы на обслуживание и поддержку систем в разы. Параллельно бизнес повышал требования к сокращению издержек, касающихся непрофильной деятельности предприятия, а обслуживающие подразделения замыкались на основную бизнес-активность через интерфейс сервисов. Отсюда логичен следующий шаг - к построению собственного «облака», которое будет решать внутренние ИТ-вопросы компании и одновременно сможет повысить рентабельности ИT-подразделения.
Статья расходов «поддержка инфраструктуры» традиционно занимает одну из главных строк в ИТ-бюджетах крупных компаний. Для того, чтобы полноценно и эффективно обслуживать к примеру почтовый кластер на базе Microsoft Exchange руководителю потребуются несколько высококлассных специалистов с квалификацией MCSA, имеющие широкий кругозор и способные диагностировать и решать проблемы не только самой почтовой системы, но и кластерной базы. В случае же проблем с почтовой системой (аппаратные проблемы с файловым хранилищем, нарушение целостности журналов почтовой системы и как следствие, отключение почтовых баз данных) требования к профессионализму администраторов, величина трудозатрат и издержки компании от простоя информационной системы вырастают в разы. К тому же, в случае отказа той же самой электронной почты, ответственность за недостижение уровня доступности сервиса в 99,9% ложится на ИT-руководителя.
Примерно такие же мысли все чаще посещают начальников отделов и департаментов, занимающихся внедрением и обслуживанием информационных систем своих компаний. Такого рода размышлениям потворствуют новости о все новых и новых сервисах, уходящих в «облака», а также о бизнес-гигантах, переводящих существенные участки ИT-инфраструктуры на «облачную» основу.
Спрос рождает предложение: четко уловившие направление спроса маркетологи Google выводят на рынок сервис Google Aps, Microsoft запускает в эксплуатацию Azure (в переводе с английского - «небесная лазурь» ), «заточенную» под cloud-сервисы, интеграторы формируют у себя подразделения, занимающиеся уже не внедрением, но вынесением за рамки компаний не только отдельных сервисов и даже целых информационных систем.
Обратимся к статистике. Европа традиционно занимает лидирующие позиции в части, касающейся перехода на новые рельсы информационных технологий. Согласно данным, полученным в ходе опроса VMware, 60% европейских предприятий малого и среднего бизнеса уже перевели часть своей ИТ-инфраструктуры в облако. 73% СМБ уже виртуализировало отдельные элементы ИТ-инфраструктуры. Степень использования облачных вычислений выше у компаний, применяющих виртуализацию: 79% компаний, использующих облачные приложения и облачную инфраструктуру, виртуализированы, и лишь 8% — нет. Оставшиеся 13% не обладали достаточной информацией по данному вопросу или не были уверены в том, что используют облака. В целом 86% компаний, использующих облачные вычисления, согласны, что виртуализация облегчает переход к облакам.
Россия несколько отстает от общемирового и европейского тренда. Согласно тому же статистическому исследованию VMware, 84% компаний СМБ сегмента, использующих облачные приложения и облачную инфраструктуру, виртуализированы, и только 9% — нет (7% респондентов затруднились ответить). 92% компаний, использующих облачные вычисления, согласны, что виртуализация облегчает переход к облаку. Подавляющее большинство (95%) опрошенных знают о виртуализации и облачных вычислениях, а 80% респондентов когда-либо соприкасались с этими технологиями.
Основным ключом к реализации облачного подхода стало бурное развитие технологий виртуализации. Компании обнаружили, что с помощью перевода серверной инфраструктуры на виртуальную основу, они могут сократить расходы на обслуживание и поддержку систем в разы, а управлять серверами, резервировать их и восстанавливать доступность сервисов в случае сбоев становится гораздо проще.
Второй фактор, фактически базирующийся на первом - это принцип, обозначаемый популярной с 2009 года аббревиатурой SaaS - Software as Service. Данный подход к продаже программного обеспечения означает, что заказчик покупает у поставщика не дистрибутивы программного обеспечения и затем приступает к его внедрению, а сразу же подключается к существующей инфраструктуре поставщика и начинает пользоваться функционалом ПО.
Самым простым примером реализации данного подхода можно считать набор сервисов Google - документы, электронные таблицы, календарь. Для написания или редактирования текстового документа не нужно устанавливать дополнительные программы, вы просто отправляетесь по нужной ссылке в браузере и сходу начинаете работать с текстом, вне зависимости от платформы вашего ПК и формата ваших текстовых документов.
Чем же облачные решения отличаются от подхода SaaS? Почему возникла необходимость выделить их в отдельную группу продуктов?
Главные отличия - масштабность, масштабируемость и ориентированность на корпоративный сегмент рынка. При всех плюсах SaaS, в том числе и широкой унификации подхода (запускаемый сервис должен удовлетворять потребности максимально большого числа потенциальных клиентов), он становится неприменим при попытках реализовать его в рамках крупной организации со своими устоявшимися правилами, принципами и требованиями к функционированию бизнес-систем. В данном случае исходная модель SaaS (например, корпоративная электронная почтовая система или CRM-система) будет требовать доработки в связи с требованиями заказчика. Навешивать на общую платформу надстройки, модифицирующие исходный сервис под конкретного клиента неэффективно - чем больше разнородных элементов будет присутствовать в системе на стороне поставщика - тем больше вероятность отказа всего сервиса.
Ввиду этого, развитие новой услуги пошло по промежуточному пути. От SaaS были взяты принципы предоставления услуги, а не прямой продажи программного обеспечения, добавлена возможность генерации уникального решения для каждого конкретного заказчика, все это было помножено на виртуализацию - и в итоге родились "облака".
Согласно исследованиям, проведенным Parallels, в ближайшие пять-десять лет произойдет четкая сегментация «облаков». Если на данный момент мы видим отдельные «разрозненные» - дискретные образцы реализации этого подхода, то с увеличением их числа они станут попадать под одну из двух основных и пяти второстепенных категорий.
Сегментирование производится на основе того, какой частью инфраструктуры конечный потребитель услуги должен управлять. При локальном размещении нужно держать под контролем 9 из 9 следующих элементов: приложения, данные, среда выполнения, межплатформенное ПО, ОС, виртуализация, серверы, хранение данных, сетевые возможности.
Первая основная категория – платформенные облака, реализующие подход Platform as a Service (PaaS) . По степени абстракции от центра обработки данных данный блок находится посередине между IaaS (Infrastructure as a Service) и SaaS (Software as a Service). Задача таких облаков состоит в том, чтобы обеспечивать предоставление базиса для решения задач бизнеса. При этом подходе поставщик сервиса берет на себя управление ступенями инфраструктуры от девятой до третей.
Внутри первого основного блока можно выделить три второстепенные категории. Во-первых, облако Microsoft – сейчас мы можем наблюдать, как Windows Azure уже развивается и появляется облачная платформа Azure SQL Server. Во-вторых, облако Google – тут иллюстрацией служит Google Apps. В-третьих, другие облака, которые в настоящее время строят такие игроки рынка, как Adobe, Amazon, Facebook.
Вторая основная категория – облака услуг. Как следует из названия, они будут предоставлять более узкое направление сервиса, и поставлять клиенту не платформу для реализации собственных задач, а уже готовые решения. Внутри второй категории Parallels выделяет две второстепенные. Это облака сервис-провайдеров, которые будут предоставлять услуги конечным пользователям и бизнесу, такие как веб-хостинг, связь, ISV, SaaS. Поставщик управляет всеми составными частями инфраструктуры.
Кроме того, внутренние облака крупных компаний, частный пример которых – Windows Server Hyper-V System Center, реализующий подход IaaS. Поставщиком сервиса становится ИT-департамент, потребителем – сотрудники компании и, возможно, ее клиенты. В данном случае управление сервисом делится на две части – конечный потребитель услуги контролирует ступени инфраструктуры начиная с пятой по первую, остальную часть обслуживает поставщик услуги.
Последняя категория заслуживает особого внимания. Построение подобных систем можно считать прямым следствием повышения значимости сервис-ориентированного подхода к ИT-инфраструктуре внутри бизнеса. Это понятие все чаще звучит на совещаниях ИT-групп, и это связано с тем, что бизнес входит во все большую зависимость от работы информационно-технических подразделений. При этом идет тенденция к сокращению издержек, касающихся непрофильной деятельности предприятия, а обслуживающие подразделения замыкают на основную бизнес-активность через интерфейс сервисов.
Работает это следующим образом: бизнес-подразделение формирует заявку на оказание услуги в ИТ-департамент, а тот реализует ее - неважно, своими силами или с помощью аутсорсинга, на базе собственной инфраструктуры или с помощью Cloud-решений. Время предоставления новой услуги бизнесу и затраты на ее запуск в случае облачных решений меньше, чем ее реализация по традиционному сценарию. Кроме того, компания избавляется от целого ряда рисков, связанных например с поломкой оборудования или необходимостью срочной закупки оборудования в связи с неспрогнозированным увеличением баз данных информационных систем.
Построение собственного «облака», которое будет решать внутренние вопросы компании, может послужить и повышению рентабельности ИT-подразделения. Если компания вложилась в разработку «облачного» датацентра и видит, что его мощности используются неэффективно, а часть созданной инфраструктуры простаивает, то никто не мешает сдавать его в аренду и тем самым снизить издержки на обслуживание системы. В качестве клиентов могут выступать как дочерние предприятия, так и клиенты компании.
Ответ здесь неоригинален – ждать нужно роста как частного IaaS, так и масштабного PaaS. А сама классификация облаков будет существенно расширена. Особый интерес представляет направление внутрикорпоративных IaaS, а точнее их возможность выходить в будущем на внешний рынок с инновационными услугами. Напрашивается с теоретической физикой. В начале 20 века казалось, что все уже изучено и осталась единственная нерешенная загадка – модель абсолютно черного тела. После того как ее рассмотрели более внимательно и приоткрыли этот «черный ящик», из него высыпались квантовая теория, теория относительности, ядерный синтез и тысячи других вопросов, которые решаются и изучаются и по сей день. С «облаками» та же история.
Когда показалось, что инфраструктурные решения отработаны до мелочей и ничего нового придумать уже нельзя, открытие сундука с табличкой «виртуализация» породило еще один виток развития с кардинально-инновационным информационно-техническим подходом. То, как это подстегнуло развитие отрасли ИТ и к каким изменениям в сервисном подходе привело, мы видим уже сейчас.
Виктор Ивановский