версия для печати
Рынок ИТ-услуг в мире растет за счет поддержки ПО и Индии

Рынок ИТ-услуг в мире растет за счет поддержки ПО и Индии

Мировой рынок ИТ-сервисов постепенно восстанавливается от кризисных потрясений. После спада по итогам 2009 года, в 2010 он продемонстрировал позитивную динамику. Быстрее всего развивается сегмент поддержки ПО, а в географическом разрезе самым динамичным регионом остается индийский.

В 2010 г. мировой рынок ИТ-услуг вырос на 3,1% до $793 млрд - т.е., по мнению аналитиков Gartner, практически оправился от последствий кризиса. Если вспомнить, что в 2009 г. это сектор просел на 5,1%, результаты 2010 г. позволяют говорить о его выздоровлении, подчеркивают в Gartner.

Объем мирового рынка ИТ-услуг подрастает до докризисного уровня

Источник: CNews Analytics по данным Gartner, 2011

Основным фактором роста стал спрос на поддержку программного обеспечения - данный сегмент за год вырос на 6,6% в денежном выражении. В то же время сегмент услуг по поддержке аппаратного обеспечения и планированию бизнес-процессов вырос лишь на 1%, что оказалось ниже ожиданий.

Показатели в сегменте консалтинговых услуг даже превзошли прогнозы, главным образом благодаря возобновлению инвестиций, которые в 2009 г. многие компании решили отложить до лучших времен. Во второй половине 2010 г. данный сегмент показал более высокие темпы роста, чем в первой.

Динамика роста мирового рынка ИТ-услуг по секторам, 2010

Источник: CNews Analytics по данным Gartner, 2011

Наиболее высокие темпы роста показал индийский рынок ИТ-услуг - 18,9% в денежном выражении (по сравнению с 3,1% в среднем). Доля рынка индийских компаний выросла с 4,8% в 2009 г. до 5,5% в 2010 г.

Ключевые игроки в глобальном масштабе

Крупнейшими поставщиками ИТ-услуг по итогам 2010 г. стали IBM, Hewlett-Packard, Fujitsu, Accenture и CSC. IBM увеличила выручку на 2,6% до $56,4 млрд, заняв 7,1% мирового рынка. В компании отмечали рост доходов от услуг аутсорсинга в 4 кв. 2010 г. - общий объем сделок вырос на 24% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом на долю сделок по аутсорсингу ИТ-инфраструктуры приходится до половины выручки IBM. Вместе с Accenture, которая, по мнению ряда аналитиков, все активнее начинает теснить "голубого гиганта", IBM занимает лидирующие позиции на рынке поддержки SAP. Высокое качество сервиса обеспечивает применение методологии IBM SmartRun, адаптированной к Run SAP. Кроме того, у IBM накоплена хорошая партнерская база, считают в Gartner.

HP увеличила сервисную выручку менее заметно, чем другие компании в Топ5, - всего лишь на 0,3% до $35,3 млрд. Доход от аутсорсинга инфраструктурных технологий, управления приложениями и технологических сервисов в четвертом квартале 2010 г.вырос приблизительно на 1%, при том что доход от аутсорсинга бизнес-процессов снизился на 11%.

Японская Fujitsu увеличила выручку с предоставления ИТ-сервисов в 2010 г. на 3,5% в сравнении год к году до $24,1 млрд (3% рынка). По оценке Gartner, эта компания лидирует в таких сегментах, как аутсорсинг службы поддержки (Help Desk Outsourcing) и аутсорсинг рабочих станций (Desktop Outsourcing). Fujitsu завоевала прочные позиции во многих европейских странах за счет приобретения доли Siemens в компании Fujitsu Siemens Computers. Сегодня она управляет свыше 6,5 млн европейских настольных и мобильных устройств, в число клиентов входят, в частности, Allianz, Electrolux, Schiphol Airport, Swedbank и др.

Accenture, четвертая в Топ5, увеличила выручку от ИТ-услуг на 6,1% до $22,2 млрд, тогда как замыкающая Топ-5 CSC - на 0,6% до $16,1 млрд.

Крупнейшие провайдеры на мировом рынке ИТ-услуг, 2010

Компания Оборот 2010 (млн долл.) Доля рынка 2010 (%) Оборот 2009 (млн долл.) Рост (%)
IBM 56 424 7,1 55 000 2,6
HP 35 346 4,5 35 252 0,3
Fujitsu 24 117 3 23 304 3,5
Accenture 22 212 2,8 20 939 6,1
CSC 16 106 2 16 004 0,6
Другие 638 750 80,6 618 674 3,2

Источник: Gartner, 2011

Аутсорсинговый скачок

Мировой рынок ИТ-аутсорсинга продолжает расти, и в 2010 году, по данным Everest Group, его объем увеличился на 5%. Общая стоимость аутсорсинговых сделок в четвертом квартале 2010 года достигла 36-месячного максимума. Объемы сделок в Северной Америке и Европе были выше, чем 2009 году, на 20 и 17% соответственно, что демонстрирует восстановление активности в этих регионах. Подобный рост также стал возможным благодаря импульсу, полученному в середине 2010 года. В 4 квартале было заключено шесть мега-сделок, стоимость каждой из которых превышает $ 1 млрд.

Для сравнения, сегмент аутсорсинга бизнес-процессов (BPO) за аналогичный период вырос на 12%. Восстановлению здесь способствовали такие факторы, как подъем сектора BFSI (банки, финансы и страхование), а также активность заказчиков в Северной Америке.

В целом аналитики Everest Group отмечают на этом рынке увеличение количества мега-сделок с общей стоимостью контракта (TCV) в $1 млрд и более. Лидером в оффшорном сегменте по-прежнему остается Азия. В 2010 году открылось 39 новых оффшорных центров в Индии, 32 в Восточной Европе, 27 в Латинской Америке, 25 на Филиппинах, 16 в Китай и 6 в Африке;

Несмотря на экономический спад, ведущие поставщики услуг увеличили доходы, операционную прибыль и численность персонала. В число Топ20 игроков, по оценкам Everest Group, входят такие компании, как Accenture, ACS Xerox, Atos Origin, Capgemini, Convergys, CSC, AON Hewitt, HP Enterprise Services, IBM, Dell Services, Unisys, Genpact, HCL, Infosys, Satyam Mahindra, Tata Consultancy Services, Wipro и WNS.

Ожидается, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе процессы реструктуризации, интеграции и пересмотра стратегий привлечений крупных покупателей будут стимулировать значительный рост глобального рынка аутсорсинга. Замедление темпов роста в сегменте BPO не удивительно, учитывая медленное восстановления после спада, а также продолжающиеся в США анти-оффшорные настроения.

Бумирующий "новичок" SaaS

В то же время, относительно новый, пока формирующийся сегмент рынка ИТ-услуг - SaaS - растет на 15% в год. По итогам 2010 г. его объем предварительно оценивается в 9,2 млрд долл., а в 2011 г. прогнозируется доход на уровне 10,7 млрд долл. (+16%).

Под SaaS в Gartner понимают программное обеспечение, которое работает на серверах одного или нескольких провайдеров, и доступ к которому предоставляется клиентам удаленно по подписке. По словам аналитиков, вопросы относительно безопасности SaaS, времени ожидания и качества сервиса, предлагаемого провайдерами, с развитием рынка облачных технологий уходят в прошлое. Такой способ доставки ПО выбирается все чаще и для решения большего числа задач, рассказывают в Gartner.

Аналитики также отмечают рост числа контрактов на использование SaaS, в рамках которых на эту технологию переводится от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рабочих мест. Продолжается интеграция SaaS и социальных платформ - например, с Facebook и Twitter.

Доминировать на рынке корпоративных SaaS-решений, по словам экспертов, продолжают решения для совместной работы с контентом (Content, Communications and Collaboration - CCC), на которых в 2010 г., по предварительным данным, приходится около $2,9 млрд выручки. Вторую по величине долю по-прежнему занимают CRM-платформы - около $2,6 млрд.

По наиболее оптимистичным ожиданиям Forrester Research сегмент SaaS вырастет в 2011 году до $21,2 млрд, а в 2016 г. - до $93 млрд. При этом объем всего облачного рынка составит к 2020 г. $241 млрд - на $200 млрд больше, чем ожидается в 2011 г.

Сергей Савельев


Стань другом

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS