|
|
Обзор подготовлен
В 2010 году российский рынок цифровых гаджетов превысил докризисные показатели. Этому поспособствовали экономическая стабилизация и оживление кредитования. Одной из тенденций рынка является борьба за право предоставлять пользователю контент между различными сегментами: ридерами и «таблетками», «таблетками» и плеерами, коммуникаторами и PND/WID. и т.д. Скорее всего, победит «золотая середина», поскольку современный пользователь предпочитает иметь комплект цифровых гаджетов. Другой тенденцией стал выход азиатских производителей в открывшиеся сегменты «таблеток» и смартфонов.
По данным SmartMarketing, объем рынка цифровых гаджетов в 2010 году оценивался в 5 905 тыс. шт. Сюда входят коммуникаторы и смартфоны (2 615 тыс.), устройства для чтения электронных книг (539 тыс.), средства потребительской навигации (2 599 тыс.), планшетные компьютеры (152 тыс.). По ряду оценок, в 2010 году в России было продано свыше 4 млн цифровых фотокамер. Средний чек на единицу портативной электроники, по данным компании «Евросеть», составил 6300-6500 рублей.
По мнению Светланы Завьяловой, аналитика Smartmarketing, главной контентной площадкой ридеров в России являются пиратские сайты. Проекты, которые пытаются продавать легальные книги, пока можно пересчитать по пальцам, и суперуспешных среди них не наблюдается. Исключением становятся разве что собственные магазины вендоров, но здесь вряд ли можно говорить об успехе магазина самого по себе, поскольку вендор в этом случае первичен.
Робкие ростки цивилизованного рынка контента не могут соревноваться с мощными книжно-пиратскими ресурсами. При этом не всегда сам покупатель является пиратом. Существует сектор, который можно назвать «пиратский OEM, - говорит Светлана Завьялова, - когда продавец «загружает» на ридер «всю библиотеку интернета», поскольку для этого хватает памяти. Достоверно оценить объем этого сектора, по ее словам, вряд ли возможно, он сопряжен с услугами по взлому «прошивок» ридеров, официально не имеющих русификации (Sony, Amazon): «Сегодня существуют целые сайты, посвященные «взлому» и скачиванию коллекций, также немало и торрент-трекеров. Проблема усугубляется по мере увеличения числа игроков, как вендоров, так и реселлеров, ориентированных на «быстрые деньги».
В 2010 году сегмент планшетных устройств получил мощный импульс к развитию, и, по оценкам экспертов, этой динамики хватит еще на несколько лет. Так, аналитики Gartner зафиксировали изменение в потребительском поведении - смещение интереса к инновационным гаджетам, к которым относятся новые модели смартфонов и мультимедийные планшеты. Аналитики полагают, что покупатели в развивающихся регионах, у которых пока нет персонального компьютера, могут отказаться от его покупки в пользу планшета, возможности которого со временем будут приближаться к возможностям ПК, тогда как удобство потребления контента и общения в социальных сетях в планшете на голову выше уже сейчас. Ожидается, что в 2014 г. планшеты «съедят» 10% рынка ПК в количественном выражении (аналитики пока не относят планшеты к персональным компьютерам).
С одной стороны, весь 2010 год прошел под знаком iPad. С другой, по словам Светланы Завьяловой, информационного шума явно было больше, чем продаж. «Это говорит о том, что реальной потребности у большинства пользователей в планшетах все-таки нет. Шумиха и мода на новую игрушку сказываются на активности покупателей, но после покупки многие не особенно активно используют планшет», - считает спикер. Косвенно это подтверждается статистикой вторичного рынка. По оценкам SmartMarketing, примерно 20% устройств прошли через всевозможные сетевые барахолки, аукционы, форумы продаж и др. Но при этом, конечно, необходимо учитывать специфичную в отношении российского рынка политику Apple.
Под конец 2010 года активизировались вендоры, создающие устройства на базе Android. Поначалу они взяли хороший старт, была выпущена масса дешевых моделей. Но к середине 2011 года, по оценкам SmartMarketing, стало заметно, что сейчас приоритетна задача не объемов, но увеличения цены, и, как следствие, маржи.
«Google начал менять свою политику в отношении Android на планшетах, пытаясь продвинуть Chrome OS и закрыв доступ к исходным текстам Android 3.0, - отмечает Светлана Завьялова. - Это привело к снижению числа «китайских» планшетов, продаваемых под разными марками. В то же время, и iPad 2 не преподнес каких-то особенных сюрпризов, оказавшись легким рестайлингом первой модели. Зато после его выпуска снизилась цена на первый iPad». Таким образом, можно говорить, что к середине 2011 года рынок пребывает в некотором смятении, а исход конкуренции далеко не очевиден.
Сегмент плееров неожиданно остался достаточно стабильным. WID «откусили» от рынка плееров изрядную часть в 2006-2007 гг., после чего плееры ушли в нишу «для тех, кто любит хороший звук». При этом сама ниша по объемам не сказать, чтобы сильно меньше, чем четыре-шесть лет назад.
«Тогда рынок в целом был еще не очень развит, сегодня он нишевый, но объемы продаж сопоставимы, - комментирует Светлана Завьялова. - Плюс существующей ситуации в том, что с уходом в нишу прекратилась ценовая конкуренция, производители имеют достаточно приличную маржу чем, судя по их действиям, и довольны».
Главная интрига мобильного мультимедиа сегодня, скорее, в том, когда планшеты и WID «доедят» нишу видеоплееров. В отличие от музыки, с видео ситуация иная, там уйти в нишу высококлассных устройств сложнее. К тому же, коммуникационные возможности планшетов и WID позволяют оперативно загружать и просматривать сетевой контент. А мультимедиаплееры высокого класса давно уже сливаются с планшетами. В качестве примера можно привести продукцию компании Archos (пусть эта марка сегодня практически утратила свои позиции под напором «азиатских тигров» и iPad).
По оценкам экспертов, спрос на автонавигаторы при растущем рынке смартфонов и коммуникаторов сохранится. «Как мы неоднократно отмечали, на мобильном рынке чаще действует логика «И», а не «ИЛИ»: в кармане у покупателя может быть телефон, в сумке ридер, в машине – навигатор, - комментирует Светлана Завьялова. - В реальной жизни устройства не столько «съедают» друг друга, сколько продвигают. Сразу комплект покупается достаточно редко, обычно устройства приобретаются вразнобой, и каждая новая модель повышает планку требований. Плеер позволяет загрузить гигабайт, а телефон два. Значит, следующий плеер надо покупать на 8, а лучше, на 16 Гб».
По данным IDC, мировой рынок цифровых фотоаппаратов вырос на 10%, составив 141 млн. единиц готовой продукции. Росту способствовал выпуск новых моделей и экономический подъем на растущих рынках. Лидером рынка 2010 года остается компания Canon с долей 19%. Доля Sony в 2010 году выросла с 16,9 до 17,9%, а Nikon - с 11,1% до 12,6%. Четвертое место занимает Samsung, чья доля увеличилась с 10,9 до 11,1%. Доли ряда других компаний (Olympus, Kodak , Fujifilm Holdings, Casio Computer, Pentax) наоборот, сократились. По мнению аналитиков, успех Samsung и Sony объясняется выходом на рынок беззеркальных камер со сменными объективами. Отметим также, что в начале 2010 года на рынке появились фотоаппараты с модулем GPS от Samsung, Sony, Panasonic и Casio.
Структура мирового рынка цифровых фотоаппаратовПроизводитель | 2010 год (%) | 2009 год (%) |
Canon | 19.0 | 19.0 |
Sony | 17.9 | 16.9 |
Nikon | 12.6 | 11.1 |
Samsung | 11.1 | 10.9 |
Kodak | 7.4 | 8.8 |
Panasonic | 7.6 | 7.6 |
Olympus | 6.1 | 6.2 |
Fuji | 4.9 | 5.4 |
Casio | 4.0 | 4.7 |
Pentax | 1.5 | 1.7 |
Vivitar | 1.2 | 0.7 |
Другие | 6.7 | 7.0 |
Источник: IDC, 2010
Что касается российского рынка, то по оценкам компании «Евросеть», продажи цифровых фотоаппаратов за 9 месяцев 2010 года составили практически 3 млн. шт., что на 40,6% выше аналогичного показателя 2009 года. Это позволяет говорить о восстановлении сегмента и даже некотором росте относительно докризисного 2008 года. Средняя цена проданного за три квартала 2010 в рознице цифрового аппарата составляет около 7 000 руб., что на 4% меньше аналогичного периода в 2009 году.
Алексей Писарев