|
|
Обзор подготовлен
Прошедший год не принес существенных изменений в «отраслевой портрет» потребителей систем класса Business Performance Management (BPM-систем). Как и ранее, самыми активными заказчиками здесь остаются банки, производственные и топливно-энергетические организации, а также предприятия оптовой и розничной торговли. По-прежнему рынок более чем на 70% принадлежит западным поставщикам. Новый обозначившийся на нем тренд - интерес к системам управления доходностью, подогреваемый усиливающейся конкуренцией и стремлением топ-менеджмента к пониманию истинной стоимости продуктов и источников фактической прибыли.
2010 год показал усиление тренда к информационной открытости рынка, наметившийся в кризисные годы. Все больше поставщиков стремятся донести информацию о своих успешных клиентских проектах. В результате «клиентская база» BPM-систем за истекший год подросла на 20 %, причем половина от этого числа приходится на проекты прошлых лет.
Отличительной особенностью данного обзора можно считать расширение границ анализа: помимо «классических» BPM-систем в фокус исследования попали и коммерческие хранилища данных, которые используются для решения задач по управлению эффективностью бизнеса.
Напомним, что «классические» BPM-системы опираются на единую финансовую модель и позволяют получать прогнозные, плановые и фактические значения интегрированного баланса, отчетов о прибылях и убытках и движения денежных средств. Модель является основой корпоративного хранилища данных, которое обеспечивает выверенное представление финансовой информации. Выделение BPM-систем в отдельный класс программного обеспечения связано с достаточным уровнем зрелости рынка, о чем подробно рассказывалось в прошлогоднем обзоре CNews.
Под коммерческими хранилищами данных подразумеваются те хранилища, в основе которых лежит отраслевая логическая модель данных, что обеспечивает тиражируемость системы - другими словами, возможность ее внедрения у различных клиентов одной отрасли с незначительными модификациями. В этом принципиальное отличие коммерческих хранилищ данных от хранилищ, разрабатываемых под конкретного заказчика или создаваемых исключительно силами ИТ-специалистов самого предприятия или организации.
Коммерческие хранилища данных – это промышленные решения для построения хранилищ, предназначенных для объединения данных из различных оперативных систем, компании, для различных отраслей. Логическая модель хранилища является описанием структур данных организации, их атрибутов и взаимосвязей. Логическая модель не зависит от прикладных решений, а модель ВРМ-системы, напротив, ориентирована на решение прикладных задач – поддержку технологий управления и подготовки отчетности.
Добавление в анализ коммерческих хранилищ данных связано с возросшей ролью хранилища данных. Оно, по оценке Gartner, становится ключевым компонентом ИТ-инфраструктуры предприятий, который обеспечивает работу различных аналитических и управленческих приложений и технологий, а также поддерживает прямую и обратную связь с транзакционными приложениями.
Прошедший год не принес существенных изменений в «отраслевой портрет» потребителей BPM-систем. Как и ранее, практически 3/4 клиентской базы BPM приходится на долю всего четырех отраслей. Самыми активными заказчиками остаются банки, за ними следуют производственные и топливно-энергетические организации, предприятия оптовой и розничной торговли.
Отраслевое распределение заказчиков, заключивших контракты на внедрение BPM-систем и коммерческих хранилищ данных в 2000–2010 гг.
Источник: Intersoft Lab, 2011
По оценке экспертов ЦМАКП, отличительной чертой экономического развития прошедшего года оказалась незавершенность восстановительных процессов. Объемы промышленного производства приблизились к докризисному уровню, однако рост в производственных отраслях, включая топливно-энергетический сектор, оставался фрагментарным. Неоднозначная ситуация наблюдалась и в сфере торговли: несмотря на существенный рост торговли непродовольственными товарами, темпы развития розничной торговли были практически околостагнационными.
Более благоприятным стал 2010 год для отечественного банковского сектора, который заработал 573,4 млрд руб., что является рекордом – такого еще не было на протяжении всей истории развития отрасли. Особенно удачным год оказался для крупных банков, которым досталась большая часть прибыли. Эти успехи положительно сказались на ситуации на банковском рынке BPM-систем и коммерческих хранилищ – по сравнению с рынком в целом.
Коэффициент роста числа заказчиков BPM-систем и коммерческих хранилищ данных
Источник: Intersoft Lab, 2011
Первый посткризисный год не внес кардинальных изменений на российском рынке BPM-систем: он по-прежнему поделен равномерно между его участниками. Западным поставщикам принадлежит более 70% этого рынка – с учетом проектов по внедрению коммерческих хранилищ данных.
Доли поставщиков BPM-систем и коммерческих хранилищ данных (на основании числа организаций, заключивших соответствующие контракты в 2000–2010 гг.)
Источник: Intersoft Lab, 2011
Лидерами рынка остаются компании SAP, Intersoft Lab, IBM Cognos и Oracle. Их заказчиками стали почти 90% компаний из различных отраслей экономики.
По мнению экспертов ЦМАКП, в 2010 году в большинстве стран начался экономический рост. Решены основные проблемы, вызванные кризисом, обеспечены «плохие активы» банков, а программы фискальной поддержки были в основном заморожены. Но совершенно очевидно, что посткризисные условия ведения бизнеса вряд ли будут «тепличными». Это общемировой тренд, который подтверждают результаты ряда опросов. Например, по данным исследовательской группы CFO Research Services, подавляющее большинство финансовых руководителей компаний (более 80 %!) считает, что экономическая среда станет более конкурентной.
Прогноз изменения конкуренции в ближайшие годы (по результатам опроса финансовых директоров компаний)
Опрос CFO Publishing, весна 2010 г.
В современных высококонкурентных условиях антикризисные подходы для бизнеса уже неактуальны – компании понимают, что теперь нужны стратегии, ориентированные на рост и развитие. Ключевой задачей становится обеспечение доходности бизнеса. Именно об этом пишут западные аналитики.
Актуальные задачи бизнеса (по результатам опроса потребителей BPM-систем)
BPM Pulse Survey 2010
Справедливости ради стоит отметить, что в последние два года усилился интерес к приложениям по управлению доходностью, предназначенным для решения этой задачи. Такие ИТ-решения позволяют контролировать результаты деятельности компании и бизнес-единиц, моделировать использование финансовых ресурсов и выявлять возможности повышения доходности. Поддерживая методику функционально-стоимостного анализа (Activity Based Management), эти программные средства обеспечивают точную калькуляцию и анализ продуктов в различных аналитических разрезах – по сегментам, клиентам, брендам, каналам сбыта и пр.
Но, как отмечают аналитики Gartner, парадокс ситуации заключался в том, что именно эти, казалось бы, незаменимые при планировании антикризисных мер приложения первыми попали в «расстрельный список» – именно от их внедрения отказались, дабы сократить финансовые расходы. В результате «не до конца удовлетворенный» спрос и нынешние посткризисные условия создают все предпосылки для усиления востребованности на приложения для ИТ-поддержки управления доходностью.
Ситуация на отечественном рынке полностью подтверждает этот мировой тренд: по сравнению с 2009 годом относительная доля проектов по внедрению этой функциональности в общем числе внедряемых BPM-компонентов выросла с 39,4 % до 46,9 %.
Рейтинг востребованности BPM-компонентов
Источник: Intersoft Lab, 2011
Сохранился также тренд, обозначившийся на рубеже 2008-2009 года, – рост значимости приложений, предназначенных для формирования различных видов регуляторной отчетности. По итогам 2010 года относительная доля проектов по развертыванию таких приложений возросла.
Поясним причины усиления спроса на приложения для управления доходностью на примере российских кредитных учреждений. По сравнению со всем рынком, эта отрасль восстанавливалась быстрее. Как отмечают эксперты, хотя прошедший год был в целом очень успешным, каждый 12-й банк оказался убыточным, и зарабатывать становится все труднее. Ожидается снижение ставок по кредитам и рост по депозитам, а следовательно, падение процентной маржи. При этом усиливается сегментация: крупные банки привлекают качественных заемщиков, оставляя остальным финансовым институтам более рисковые кредитные сегменты, что обуславливает рост конкуренции за менее надежных клиентов на фоне снижения ставок. Все это требует не просто сокращения расходов, а понимания истинной стоимости продуктов и источников фактической прибыли. Программные продукты для управления доходностью помогают повысить рентабельность банковских продуктов.
Как отмечают западные аналитики, тиражных приложений для управления доходностью на мировом рынке крайне мало. Рынок находится пока на стадии начального роста. Если говорить о российских банках, то для подсчета таких поставщиков хватит пальцев одной руки.
Доли поставщиков ИТ-приложений, предназначенных для управления доходностью в российских банках (на основании количества контрактов, заключенных в 2000–2010 гг.)
Растущий интерес к этим приложениям со стороны потребителей, несомненно, привлечет поставщиков. Это создаст здоровую конкуренцию, которая, в свою очередь, будет способствовать перспективным разработкам и инновационным решениям. Другими словами, 2011 год откроет новую интересную страницу на рынке BPM-систем.