|
|
Обзор подготовлен
CNews: Традиционный вопрос по итогам года. Как изменилась стратегия ЭОС за год? Расскажите, каково ваше видение ситуации.
Владимир Баласанян: Если главным итогом 2009 года для нас было то, что кризис привел к снижению темпов роста, то итогом прошлого года были самые высокие в последние годы темпы роста и, в целом, очевидное укрепление позиций нашей компании как лидера рынка. В течение нескольких последних лет на рынке появились новые и весьма агрессивные игроки, но удачно выбранная продуктовая стратегия, высокий уровень продуктов и услуг, эффективная партнерская программа позволяют нам уверенно смотреть в будущее.
Вот, собственно, главный итог – годовой рост 28%, причем это в равной степени относится и к проектному бизнесу, и к дистрибуции. Это достаточно высокий показатель, при том, что он не повлек за собой существенного увеличения расходов. По крайней мере, численность наших сотрудников существенных изменений не претерпела, поэтому можно сказать, что рост этот произошел за счет роста рынка и повышения производительности труда.
CNews: За счет чего рос рынок? Какие факторы заставляют заказчиков покупать СЭД?
Владимир Баласанян: Очевидно, что в скором будущем управленческий документооборот будет преимущественно электронным, каким уже стал финансовый документооборот. Конечно, в каком-то смысле обработка электронных платежных документов существенно проще обработки, например, управленческой документации. Но рост доли электронных документов в управлении в самом ближайшем будущем неотвратим.
Естественно, в нашей отрасли велик субъективный фактор - огромное влияние оказывает инерция культурных и управленческих традиций работы с бумажными документами. Поэтому новое поколение управленцев, активно использующих новейшие технологии, играет и будет продолжать играть огромную роль в стимулировании спроса на наши продукты.
CNews: Системы документооборота, которые развивались десять лет до этого, были ориентированы на канцелярию. Сейчас происходит расширение этих систем на всех пользователей в организации, чтобы включить их в бизнес-процессы. Нет ли здесь конфликта? Ведь ранее логика в системы закладывалась другая, не ориентированная на работу широкого круга бизнес-пользователей.
Владимир Баласанян: Несколько лет назад я сделал слайд, где было наглядно показано, как развивались системы документооборота.
Сначала СЭД использовались для централизованного учета документов в канцелярии. Потом СЭД распространили на делопроизводственные службы подразделений, чтобы информация о работе с документами в подразделениях вводилась в систему в самих подразделениях. И, наконец, в систему был включены все офисные работники, чтобы их работа с документами осуществлялась в рамках СЭД. Сейчас уже можно говорить о том, что СЭД выходят за пределы одного отдельно взятого офиса или даже организации. Современная СЭД должна обеспечить межведомственное взаимодействие, поскольку ни одна организация не существует сама по себе: для выполнения своих функций она, как правило, должна обмениваться документами с другими организациями в рамках достаточно сложных процедур взаимодействия.
Хотел бы обратить внимание на еще одну тенденцию. Понятно, что документы не будут электронными, пока руководители, в т. ч. первые лица, не будут работать в СЭД - читать, редактировать и, главное, подписывать документы в электронном виде. Сегодня у нас просто бум спроса на мобильное АРМ руководителя, немалую в котором сыграло массовое распространение iPad.
Мы не торопились с выпуском АРМ руководителя, ведь раньше первые лица, как правило, не использовали компьютерные технологии в текущей работе с документами и нужно было «предугадать» сценарии их работы в СЭД, а также обеспечить максимально эргономичную их реализацию. Сегодня мы выпустили целый спектр мобильных решений, в т.ч. АРМ руководителя на различных платформах. Но это только начало пути, руководители должны привыкнуть к этим средствам и сформулировать, чего бы они хотели от своих АРМ в будущем.
CNews: Какие еще новые технологии вы предлагаете рынку?
Владимир Баласанян: Мы все время разрабатываем новые продукты и стараемся предвидеть тенденции рынка. Нас очень давно беспокоил вопрос технологии выпуска электронных документов. Сегодня, согласно правилам делопроизводства, выпуск бумажного документа не сводится к подписанию готового документа, скажем, руководителем. Это процесс последовательного подписания документа различными лицами с внесением в него дополнительных данных.
Приведу простейший пример. Когда исполнитель проставляет на документе свою фамилию, должность и телефон, то он фактически подписывает документы. После этого документ представляется руководителю, который закрепляет текст документа своею подписью. Затем документ попадает к делопроизводителю, который проставляет номер и дату, тем самым превращая «бумагу» в официальный документ.
А как же быть в случае, когда оригинал документа – электронный? Появление любого нового реквизита – подписи, фамилии, даты и т.п. изменяет документ. Скажем, появление номера и даты в документе, подписанном электронной подписью руководителя, приводит к тому, что подпись руководителя становится недействительной.
Мы предложили рынку совершенно новый продукт – систему EDSign. Это надстройка текстового редактора, которая позволяет работать с электронным оригиналом точно так же, как с бумажным. Каждый участник процесса выпуска документа может вносить в электронный документ дополнительные данные и подписывать текст документа и внесенные им самим данные.
И если до сих пор этот продукт рассматривался многими как красивое концептуальное решение, то сейчас, когда с начала 2012 года федеральные ведомства должны значительную часть документов выпускать в электронном виде, такое решение становится жизненно необходимым.
CNews: Получается, что пока нельзя сказать, что технология документооборота достигла предела своего развития?
Владимир Баласанян: Нет, конечно. Рынок растет, партнеры становятся более продвинутыми в системном плане, СЭД усложняются. Системы охватывают уже не одну организацию, а целые сообщества. Впереди огромный прогресс, связанный с мобильными и облачными технологиями.
Еще один аспект развития СЭД в России связан с тем, что, как я уже отмечал, в самом ближайшем будущем значительная часть документов будет создаваться и храниться в электронном виде. Значит, нужны будут решения, соответствующие тому, что на Западе называется Records Management – управление официальными документами.
Если у вас электронный оригинал, то вы должны иметь необходимые технологии для его хранения. Нужно создавать надежное электронное хранилище с автоматически возобновляемой электронной подписью и управлением сроками хранения документов. У нас для этого существует, например, продукт «Архивное дело», который, однако, ранее использовался лишь частично – для управления хранением бумажных оригиналов в соответствии с требованиями отечественного архивного дела. Сейчас его возможности по хранению электронных подлинников будут использованы в полной мере.
CNews: Какие еще бизнес-идеи можно было бы позаимствовать у наших западных коллег?
Владимир Баласанян: Сейчас мы довольно широко используем передовой мировой опыт, но многое еще впереди, особенно все, что связано с переходом к безбумажному документообороту. В Италии, например, я познакомился с компанией, которая занимается аутсорсингом, связанным с переводом входящей бумажной корреспонденции в электронный вид.
Дело в том, что сегодня организации крайне выгодно полностью отказаться от всех технологий (и связанных с ними затрат) по обработке бумажных документов. Тем более, что в стране действует сертифицированная электронная почта, и все исходящие документы могут быть отправлены исключительно в электронном виде. Даже если получатель не располагает средствам для работы с электронными документами, заботу о его распечатке, заверении и доставке адресату берет на себя та же самая сертифицированная почта. Т.е. бумага в офисе в принципе не нужна.
Единственная проблема в том, что некоторые корреспонденты присылают бумажные документы. В Италии существует успешный бизнес, при котором аутсорсеру поручается принимать всю бумажную корреспонденцию заказчика – письма, финансовые документы и т.д. Эта корреспонденция обрабатывается в автоматизированном режиме - с переводом бумажных документов в электронный вид. Там, естественно, есть полный набор профессиональных технических средств и технологий от разрезания конвертов до операторов, которые проверяют качество оцифровки. После этого они заверяют документы цифровой подписью и отправляют на электронную почту заказчику, а бумажные оригиналы — под нож. И это успешный бизнес, у них много заказчиков.
CNews: Если посмотреть на западных вендоров ECM, то они, как правило, предлагают вертикальные отраслевые решения. У нас же в СЭД не видно отраслевой специфики...
Владимир Баласанян: В России делопроизводство с архивным делом выделилось в некоторую специфическую отрасль. Можно сказать, что какие-то люди за нас подумали и выделили общее в сфере работы с документами в разных отраслях. Вот это общее мы и автоматизируем. Независимо от того, каким специфическими средствам будет осуществляться потом работа с документами различного вида. Ведь это может быть письмо, а может быть и платежный документ или чертеж.
CNews: А за пределами РФ у вас есть планы? eDocLib и EOS for SharePoint в принципе интернациональны.
Владимир Баласанян: В точку! И «Дело» тоже интернационально. Мы получали в свое время много любопытных предложений, но всякий раз прикидывали: прежде чем продвигать систему «Дело» на мировом рынке, нужно решить проблему адаптации очень специфической отечественной понятийной базы к зарубежным стандартам. Эта задача очень интересна, но, увы, чрезвычайно затратна.
А вот если говорить о eDocLib, то тут мы провели серьезный анализ всего, что есть в этом классе, и считаем, что это более чем конкурентоспособная система ЕСМ. У нее есть вполне определенная ниша, и она могла бы успешно продаваться. Сегодня мы готовим ее выход на зарубежный рынок, работаем над интернациональной версией, однако сроков не оговариваем. То же самое касается и EOS for SharePoint.
В самом деле, оба этих продукта относительно недороги (каждый в своем классе, конечно) и легко адаптируются под требования заказчика. И еще – они готовы для работы в облаках.
Пожалуй, более активной работе по выходу на международный рынок мешает очень высокая динамика российского рынка, который быстро растет и требует все больших инвестиций и разработку и в продвижение продуктов. В конечном счете, нам приходится все активнее заниматься даже такими вопросами, как отраслевая стандартизация, включая разработку ГОСТов.
CNews: Спасибо.