|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете темпы восстановления российского рынка ИТ, в частности, сегмента информационной безопасности, по итогам 10-го года?
Рустэм Хайретдинов: У многих компаний, в том числе InfoWatch, 2010 год ассоциируется с каким-то безумным ростом. Мы, например, выросли на 130%, но это связано, в большей степени, с тем, что 2009 год был довольно сложным для корпоративного рынка вообще и для безопасности в частности, а в течение 2010 года компании купили то, что не купили в 2009-ом и то, что хотели купить в 2010-ом. Это классический отложенный спрос. В 2011 году мы планируем удержаться на уровне 2010 года с небольшим ростом в пределах 20-30%.
CNews: Насколько изменились потребности и подходы к автоматизации российских предприятий и госведомств на основании опыта преодоления кризиса 2009 г.?
Рустэм Хайретдинов: Кризис научил компании экономить, и компаниям это понравилось. Многие из них сократили бюджеты, увидели, что это не смертельно, и теперь не спешат их серьезно увеличивать. Кроме того, в последнее время изменилась мода на архитектуру: все пытаются вывести свои решения в облака, дата-центры. Соответственно, изменилась и структура спроса: гораздо меньше покупаются серверные решения, расположенные на обычных, классических серверах, и все больше требуются решения, которые могут располагаться в виртуальных пространствах. В этом смысле кризис сыграл некоторую оздоравливающую роль.
CNews: Какие основные тенденции сложились на рынке информационной безопасности и, в частности, в сегменте DLP, к настоящему времени?
Рустэм Хайретдинов: DLP - специфический сегмент безопасности. На самом деле, это первая настоящая система именно информационной безопасности. Ведь все использующиеся до сих пор решения защищают не информацию, а объекты ИТ-инфраструктуры – сервера, каналы передачи данных, места хранения и обработки информации и пр. Сегодня только DLP-решения работают именно с информацией, поэтому они обычно внедряются поверх всех остальных систем.
Специфика роста рынка DLP заключается в том, что зачастую, в условиях ограниченного бюджета, компании предпочитают тратить деньги на решения, результат работы которых можно видеть ежедневно, он более ощутим (например, на антивирусные или антиспам решения).
В этом смысле DLP растет не так быстро, как хотелось бы. Кроме того, не оправдались и ожидания, связанные с Законом о персональных данных, который должен был способствовать дополнительному росту этого сегмента.
В целом, информационная безопасность – достаточно консервативный сектор, он растет как и весь остальной ИТ-рынок, и DLP в этом отношении не сильно отличается. Взрывного роста здесь также не прогнозируется.
CNews: Изменились ли подходы разработчиков к развитию и продвижению своих продуктов, в частности, в вашей компании?
Рустэм Хайретдинов: Российские производители высокотехнологичных продуктов при выборе подходов к их разработке и продвижению, в первую очередь, ориентируются на государство, которое выступает, с одной стороны, основным заказчиком, а с другой – регулятором. В качестве примера можно вспомнить инициативу о том, что государство будет покупать решения только российских разработчиков. На самом деле, хорошо, что этот законопроект так и не был реализован, поскольку конкуренция на отечественном рынке с мировыми производителями дает возможность компаниям улучшать свои решения, а затем использовать данный опыт при выходе на внешние рынки.
По сути, конкурируя с лучшими мировыми продуктами, мы улучшаем свои позиции в России, а потом используем этот опыт за рубежом– в Америке, в арабских странах, в Европе. Здесь нет особой специфики, за исключением законодательных нюансов по части налогообложения и льгот для ИТ-сегмента, которые дают некоторые преимущества для развития бизнеса. В целом же, здесь, в России, мы опираемся на нашу экспертизу в данной области, а также на конкурентные технологические преимущества, например, мы лучше, чем зарубежные производители, знаем русский язык (ведь эффективность DLP во многом зависит от качества лингвистического анализа в продукте) и российское законодательство.
CNews: Насколько востребованы отечественные решения за рубежом?
Рустэм Хайретдинов: Здесь можно вспомнить опыт «Лаборатории Касперского», который доказывает, что если ты делаешь хороший, качественный продукт, то потребителю все равно, где ты его произвел. Это нас окрыляет, и мы достаточно активно продвигаемся на международные рынки. Правда, не классические, типа США, где наше умение хорошо обрабатывать языки не очень дорого стоит, поскольку английский язык достаточно прост в обработке. Мы двигаемся туда, где языки сложные. Например, в Германию, где сама специфика языка такова, что многие американские движки его не могут обрабатывать. Или в арабские страны, в страны славянских языков - Украину, Казахстан, Сербию и др.
CNews: Расскажите о наиболее интересных ИТ-проектах, реализованных вашей компанией в 2010 г.?
Рустэм Хайретдинов: InfoWatch работает в основном с большими и очень большими компаниями с минимальной инсталяцией в 1000 рабочих мест. Среди реализованных проектов нередки и инсталяции в десятки тысяч рабочих мест, поэтому наши клиенты у всех на виду.
В 2010 году мы реализовали достаточно серьезный проект по защите информации в Федеральной таможенной службе, а также несколько проектов в оборонном комплексе - в структурах Рособоронэкспорта и Рособоронпрома.
Одновременно мы хорошо продвинулись и в банковской сфере. Нам очень приятно, что наше решение выбрал «Райффайзенбанк», который жестко придерживается корпоративных стандартов. Прямое тестирование нашего продукта показало, что он лучше, чем имеющийся корпоративный стандарт применительно к переписке на русском языке.
CNews: Каковы стратегические цели компании на ближайшие 3-5 лет?
Рустэм Хайретдинов: Мы сохраняем лидерство на российском рынке, диверсифицируем линейку продуктов, начинаем активную экспансию на Ближний Восток и в Европу.
В прошлом году на рынок вышло несколько новых продуктов InfoWatch, например, InfoWatch Kribrum (на базе собственных лингвистических разработок) для мониторинга и анализа блогосферы – эта задача сегодня очень востребована в корпоративном сегменте. Правда, заказчик здесь, скорее, не ИТ-безопасник, а маркетолог. Например, нефтяные компании таким образом контролируют качество бензина: ведь книга отзывов и предложений на заправке - это одно, а блоги – совсем другое.
Первыми заказчиками системы стали сотовые операторы. У компаний данного сектора огромная клиентская база, больше, чем все население страны, и многие клиенты активно обсуждают качество услуг в блогах, поскольку это пользовательский сегмент, а люди сегодня очень любят выражать свое недовольство в сети. Кроме того, для одного из госучреждений InfoWatch организует работу с жалобами населения.
Одновременно мы продолжаем развивать направление, касающееся информационной безопасности - выпустили продукт по корпоративному шифрованию.
CNews: Каковы приоритеты вашего развития на вертикальных рынках?
Рустэм Хайретдинов: Прежде всего – это государственный сектор. В некоторых ведомствах мы работаем достаточно давно, а в некоторых не работаем ни мы, ни наши конкуренты. Значит, существует возможность для дальнейшего развития.
Во-вторых, это нефтегазовая отрасль. Практически все нефтяные компании являются нашими клиентами, и у нас богатый опыт работы с ними. Ведь чем хороши экспертные системы? Если ты поработал с одной нефтяной компанией, то полностью понимаешь их лексику, и все фильтры в лингвистическом движке частично настроены. Аналогичная ситуация и с сотовыми операторами. Мы уже работаем с «Вымпелкомом» и «Мегафоном», и собираемся сотрудничать с МТС.
В-третьих, это финансовые организации. Сейчас среди наших клиентов около 50 банков, и сотрудничество будет продолжаться.
В целом же, поскольку мы занимаемся проектами объемом не менее 1000 пользователей, рынок нашего решения в России ограничен двумя-тремя сотнями компаний. Можно сказать, что к настоящему моменту мы находимся в стадии уверенного роста, который происходит не только за счет притока новых клиентов, но и в большей степени за счет тиражирования внедрений на филиальные структуры крупных организаций, таких как «Транснефть», РЖД, «Сбербанк» и т.п.
CNews: В чем состоит специфика работы на зарубежном рынке по сравнению с российским?
Рустэм Хайретдинов: Те страны, в которых мы работаем и на которые мы делаем ставку, очень похожи на Россию. Им свойственна высокая степень сращения государства и капитала. Так, в арабских странах, Испании, Германии все ключевые банки, нефтяные и телеком-компании, железные дороги созданы с государственным участием. В Италии вообще государственный капитализм, и это очень похоже на Россию. И, конечно, этим людям интересно понимать, что происходит внутри компании, как она развивается, быть увереными в том, что информационные потоки в ней надежно защищены. Если, к примеру, сравнить такие страны с США, то отличие очевидно – здесь организации руководствуются в своем выборе исключительно бизнес-выгодой или требованиями регулятора. Если ни того, ни другого нет, то тема им не интересна.
CNews: Как будет изменяться сегмент DLP в ближайшее время?
Рустэм Хайретдинов: Рынок DLP, во всяком случае, в России, сегодня крайне неструктурирован, поскольку каждый толкует данную аббревиатуру по-своему. Нужно понимать, что в данной теме есть три основных аспекта. Первый – это автоматический DLP, и это, чаще всего, даже не сегмент, а фича. Многие компании, такие как Symantec, McAfee, купив небольшие DLP-компании, интегрировали их решения в свои. И теперь появилась возможность купить антивирус с функцией DLP. Но здесь есть важный нюанс – если в компании 3-4 документа, которые нужно защищать, то, конечно, вполне можно обойтись и ограниченным функционалом, встроенным во что-либо. А если речь идет о многотысячном ежедневном документообороте, то стоит подумать о комплексном решении. InfoWatch не занимается полуавтоматическим блокированием стандартных документов.
Во-вторых, – это мониторинг трафика, который, по сути, никак не связан c защитой информации. Его основная цель – информировать об утечке. Таких решений очень много, но тут еще один аспект – лингвистика, влияющая на качество мониторинга. В ней – одно из основных наших преимуществ.
И третья часть – это инструмент расследований, позволяющий накапливать информацию о нарушениях, и если случился инцидент, воспользоваться ею в качестве доказательной базы в суде. И в этом отношении технологии InfoWatch также сильны.
CNews: Спасибо.