|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2011Обзор подготовлен
После кризиса компании стали активно вкладывать средства в различные системы управленческого ПО, чтобы повысить эффективность производства, снизить риски и улучшить качество работы с клиентами. Поставщики отмечают, что главным драйвером роста на рынке ERP стала реализация отложенного спроса.
На май 2012 г. ведущие аналитические агентства не опубликовали итоговую статистику по рынку ERP, ограничившись промежуточными результатами за первую половину 2011 г. и прогнозом по итогам 12 месяцев. Мнения экспертов разошлись. Представители IDC полагают, что в 2011 г. был реализован отложенный спрос, сформировавшийся во время рецессии, и бизнес активно вкладывался во внедрение корпоративного ПО, чтобы снизить издержки на управление рисками, повысить эффективность и выявить дальнейшие пути развития.
Аналитики Forrester утверждали, что, несмотря на рост рынка в целом, число компаний, инвестирующих в ERP, снизится. 25% из 900 компаний, опрошенных Forrester, планировали провести обновление, расширение или внедрение систем ERP (для сравнения - 29% в 2010 году). При этом большая часть респондентов – 72% - затруднились с ответом и не смогли озвучить конкретные планы инвестиций в ERP.
По данным IDC, затраты на системы управления предприятием по итогам 2011 г. составят $37,9 млрд., что на 10% выше показателей предыдущего года. При этом три из восьми функциональных рынков, которые выделяют в IDC, будут расти быстрее остальных: это рынок продуктов управления финансами и стратегией, управления заказами, а также управления портфолио проектов. Оценка Forrester несколько отличается –рост с $43млрд. до $45 млрд.
Исследование, проведенное Panorama Consulting в 2012 г., показывает, что, как правило, проекты по внедрению систем ERPдлятся дольше, чем планировалось, и не укладываются в рамки изначально запланированных бюджетов. Реже всего перерасходуют средства при внедрении SAP (8%), далее следуют Microsoft (14%) и Oracle (15%).
Перерасход по ERP-бюджетам
Источник: PanoramaConsulting, 2012
Главная проблема заключается в коммуникации заказчика и подрядчика. Первый стремится как можно быстрее выбрать партнера и произвести закупочную процедуру, не всегда устанавливая реальные сроки и формулируя задачи лишь в общих чертах. Второй, в свою очередь, стремясь заполучить контракт, формирует неправильные ожидания по срокам и результатам. «Одним из путей решения этой проблемы может быть разделение проекта на две части, - поясняет Евгений Никитин, заместитель директора Центра управленческого и ИТ-консалтинга РДТЕХ. – Первый этап – это постановка задачи, разработка методологии и ТЗ на систему, второй этап заключается в автоматизации. Такой подход сложнее для заказчика, учитывая бюрократизированность закупочных процедур. Но он позволяет существенно снизить риски проекта и повысить удовлетворенность заказчика и подрядчика в проекте».
Представителям бизнеса важно четко сформулировать, что они хотят от ERP-cистемы, правильно расставить приоритеты. «Основная задача – оперативно обеспечить людей, принимающих решения, достоверной информацией. В организациях часто бытует мнение, что основная задача – создать удобный инструмент для исполнителей. Это заблуждение. Чтобы получить результат от ERP-системы, к ней нужно приспосабливаться, привыкать, учиться с ней работать», - Юрий Царьков, директор департамента предпроектного консалтинга бизнес-приложенийOracle СНГ.
«Из одной шкуры, как правило, можно сшить одну шапку, при попытке сшить 2-4-8 и т.п. получается то, на что жалуются заказчики, - рассказывает Максим Кокурин, директор департамента консалтинга бизнес-направленияSAP компании «Микротест».- Для того чтобы избежать проблемы, надо убеждаться в том, что подрядчик понимает ваш бизнес, способен реалистично спланировать работы. В числе критериев обязательно должно фигурировать качество проработки предложения. Не надо пытаться любой ценой уместить проект в сроки «.. до конца года», «… ко дню рождения…», « … к 1-му мая» и т.п.».
Кроме того, проекту необходимо внимание со стороны заказчика, которые выражается в назначении человека, который контролирует ход работ, а также снабжении проектной группы полномочиями и рабочими материалами.«Впротивном случае проект может превратиться в боеприпас 5-го поколения, работающий по принципу «выстрелил и забыл»… То есть совсем забыл и про деньги тоже», - говорит Кокурин.
Наконец, существуют специфические российские проблемы. «Часто приходится работать с тяжелым наследством, советскими нормативами, уже потерявшими свою актуальность, - говорит Юрий Царьков. - Один из ярких и актуальных примеров здесь – нормативно-справочная информация, которая зачастую находится в неудовлетворительном состоянии с точки зрения достоверности и почти всегда не задокументирована в цифровом формате».
Сроки выполнения ERP-проектов
Источник: PanoramaConsulting, 2012
«Основными проблемами можно назвать необходимость повышения квалификации персонала, его массового переобучения, сложность изменения старых, привычных бизнес процессов на новые, прозрачные, единые для всей технологической цепочки, - делится опытом Михаил Носов, директор центра коммуникационных и информационных технологий ОАО «Камаз», на предприятиях которого с 2008 года внедряется система SAPforAutomotive. - Все эти причины являются объективными и прогнозировались при старте проекта, поэтому для их решения заранее планировались работы – массовое каскадное обучение, от ключевых пользователей, до оператора на рабочем месте, создание группы по работе с бизнес процессами. Ключевую роль в реализации играет поддержка генерального директора».
Если сравнить продукты тройки лидеров, то оказывается, что проекты по Microsoft Dynamics дешевле, чем SAP и Oracle - по стоимости владения, а также быстрее окупаются (в течение трех лет). При этом сроки внедрения у Microsoft длиннее – 14 месяцев против 11 месяцев у Oracle. Аналитики Panoramaприходят к выводу, что именно этот факт больше всего раздражает руководство, поэтому удовлетворенность от внедрения MSDynamicsоказалась ниже, чем от применения софта Oracle.
Время возврата инвестиций по ERP-проектам
Источник: PanoramaConsulting, 2012
«Большая тройка» с доходами более $1 млрд. (SAP, Microsoft, Oracle), продолжает доминировать на рынке ERP, хотя простор для конкуренции остается огромен. По данным IDC, в первой половине2011 г. число компаний второго эшелона с оборотом более $100 млн. возросло с 16 до 22 игроков, новичками в этой группе оказались Deltek, SuccessFactors, Taleo, UFIDA, Ultimate Software и Visma. Среди других компаний, отметившихся резким ростом доходов, можно назвать DP, DATEV, Fujitsu, Intuit, McKesson, Sage и Unit4.
В России, согласно последнему отчету IDC, в 2010 г. затраты на интегрированные системы управления предприятием составили $649,4млн. Ожидается, что в течение следующих пяти лет среднегодовые темпы прироста будут составлять 15,5%. На рынке представлены различные продукты как иностранной, так и отечественной разработки, среди них можно отметить решения компаний SAP, Oracle, BAAN,Microsoft, 1C, «Галактика», «Парус».
Проекты, реализуемые в России, отличаются от практики развитых экономик. «На многих западных предприятиях задачи складского учета и планирования производства давно решены, у нас же с помощью ERP-систем приходится решать задачи, которые в развитых экономиках уже не актуальны, - говорит Юрий Царьков. - Сегодня в России мы наблюдаем большой спрос на оптимизацию и планирование материальных потоков, прежде всего, в промышленности, в противоположность Западу, где основной фокус сосредоточен в секторе финансовых институтов, профессиональных сервисах, в консалтинге, госсекторе и здравоохранении».
Игроки рынка отмечают, что главным драйвером роста стала реализация отложенного спроса. «В 2011 г. продажи существенно выросли, по нашим решениям системы «1С:Предприятие 8» - более, чем на 70%, - рассказывает руководитель продвижения экономических программ «1C» Алексей Харитонов. - Проектов стало больше и сами проекты стали более масштабными, заметно вырос «средний чек» - кол-во лицензий, приобретаемых под проект. Кроме того, активнее внедрять новые системы автоматизации стали госучреждения. Для нас дополнительными драйверами стали опережающий рост продаж отраслевых решений и активизация перехода на новые системы пользователей предыдущих версий»
«Спрос будет продолжать расти, - уверен Андрей Надеин, заместитель генерального директора SAP СНГ. - Понять и объяснить это несложно - достаточно поднять любую международную статистику и увидеть, что производительность труда в ключевых для российской экономики компаниях в три-пять раз ниже, чем на аналогичных предприятиях в Америке или Европе. И во многом это объясняется тем, что у нас много бумажного оборота, сложное планирование и т.п. Из-за этого становится проблематичным принимать оптимальные и оперативные бизнес-решения. И в данный момент большинство крупных успешных компаний приходят к пониманию того, что оптимизировав производительность труда, они смогут увеличить прибыльность. И на наш взгляд, эта тенденция в ближайшие годы будет усиливаться».
Сдерживающим фактом будет нехватка грамотных специалистов, занимающихся внедрением ERP. «Рост рынка будет ограничиваться двумя основными факторами: количеством денег в ИТ-секторе экономике и количеством людей в ERP-консалтинге, способных эти деньги использовать во благо заказчика, - рассказывает Максим Кокурин. - Количество денег пока достаточное, по крайней мере, о резком сокращении ИТ-бюджетов никто не сообщал, а вот количество людей, способных приносить пользу заказчику, увы, растет не так быстро, как хотелось бы».
Павел Лебедев/CNews Analytics