|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2011Обзор подготовлен
Решения BI стали главным приоритетом для ИТ-директоров, что доказывают высокие темпы роста этого сегмента ПО. В России наблюдается лавинообразное увеличение числа BI-проектов, причем лидирующими поставщиками являются российские компании, которые также успешно дебютировали на мировом рынке.
Приложения бизнес-аналитики - это новый тренд на рынке ИТ, и статистика доказывает, что это один из самых быстро растущих сегментов рынка ПО. По данным Gartner, траты на BI достигли $12,2 млрд. в 2011 году, что на 16,4% больше показателей 2010 года ($10,5 млрд.). Аналитики полагают, что в 2012 г. внедрение таких решений останется приоритетом номер один для ИТ-директоров. По данным экспертов IDC, которые используют другую методику подсчета, объем рынка бизнес-аналитики в 2011г. составил $31,3млрд., а в 2012 г. он увеличится на 8,2% до $33,9 млрд.
Доли крупнейших игроков на рынке BI
Источник: Gartner, 2012
Лидерами рынка были компании Oracle, SAP, SAS, IBM и Microsoft, на других производителей, которых насчитывается более сотни, приходится только 27,5%, подсчитали аналитики Gartner. Тем не менее, эксперты в рамках Magic Quadrant выделяют около десятка перспективных нишевых игроков, среди которых оказалась и российская компания Prognoz. По данным IDC, только 14 вендоров преодолели барьер в $100 млн., помимо пятерки лидеров, аналитики выделяют также компании Informatica, MicroStrategy, Infor и QlikTech.
Выручка крупнейших вендоров бизнес-аналитики
Компания | Выручка 2011, млн $ |
Выручка 2010, млн $ |
Рост выручки 2011/2010 в % |
Доля рынка 2011 в % | Доля рынка 2010 в % |
SAP | 2883,5 | 2413,1 | 19,5 | 23,6 | 23 |
Oracle | 1913,5 | 1645,8 | 16,3 | 15,6 | 15,7 |
SAS | 1542,8 | 1386,5 | 11,3 | 12,6 | 13,2 |
IBM | 1477,6 | 1222 | 20,9 | 12,1 | 11,6 |
MS | 1059,9 | 913,7 | 16 | 8,7 | 8,7 |
другие | 3363,8 | 2931,1 | 14,8 | 27,5 | 27,9 |
Источник: Gartner, 2012
Оценки российского рынка сильно разнятся. По данным TAdviser, за год объем затрат на бизнес-аналитику увеличился на 35% с 25,5 млрд руб. до 34,5 млрд руб. (более $1 млрд). В IDCнасчитали только $230 млн, но при этом представители американской компании констатируют скачок объема рынка более чем в два раза. По итогам 2010 г. они зафиксировали только $100 млн расходов на BI. Разница в абсолютных цифрах может быть объяснена тем, что в данные IDC вошли цифры по системам таких поставщиков, как Oracle и SAP, но не были учтены самостоятельные специализированные решения.
Уровень автоматизации компаний в России ниже, чем в Европе и США, поэтому потенциал рынка огромен, что объясняет высокие темпы роста. «Отличие внедрения BI на западе - более высокий уровень подготовленности заказчиков к использованию новых методов и технологий в области повышения эффективности управления и принятия решений, - комментирует Ольга Горчинская, главный консультант по технологиям бизнес-анализа Oracle СНГ. - Основная доля аналитических систем в России – это традиционные системы отчетности. Интерактивный анализ, готовые аналитические приложения, аналитика реального времени и другие современные BI-решения пока не слишком востребованы бизнесом, хотя интерес к ним в последнее время все же повышается».
Как результат возникают проблемы, связанные с проведением подготовительных работ. «Для грамотного построения BI-решения необходимо интегрировать и увязать на аналитическом уровне множество внутренних и внешних источников, которые, как правило, требуют серьезной работы по гармонизации данных, - утверждает заместитель генерального директора «Прогноз» Сергей Шестаков. - В итоге, заказчики сталкиваются с проблемами выстраивания информационных потоков, регламентов обмена данными, систематизации показателей, создания хранилища данных и его интеграции с системами-источниками».
Кроме того, существует уникальные требования, предъявляемые отдельными отраслями. «Специфика состоит в расширенных требованиях бизнеса к аналитической информации и большим уровнем кастомизации решения под заказчика, - рассказывает директор по ИТ «МегаФона» Константин Юдов. - Если брать телеком-отрасль, то в России операторы предлагают гораздо более сложные тарифы и опции, что соответственно отражается на внедрении систем бизнес-аналитики. Также у нас в системах обрабатывается больше данных, чем у западных коллег, так как уровень проникновения сотовой связи в РФ больше, чем в Европе и США».
Главным препятствием остается подозрительное отношение руководства к ИТ. «В нашей стране по-прежнему высок уровень недоверия к информации, полученной из каких-либо технических систем, - рассказывает руководитель департамента по бизнес-аналитике и технологиям, заместитель генерального директора SAP СНГ Дмитрий Лисогор. - Объяснить это явление можно как с психологической точки зрения, так и оперируя фактами. Например, не секрет, что для локальных внедрений BI до сих пор характерно низкое качество данных в исходной системе. И момент, когда исходные данные будут надежными к началу проекта внедрения решений BI, наступит еще нескоро. Это одна из наших особенностей, которая объясняет, почему российские проекты иногда могут длиться дольше западных».
Доли BI-платформ по числу реализованных проектов в 2006-2011 гг.
Источник: TAdviser,2012
В базе данных TAdviser насчитывается 790 проектов BI, реализованных начиная с 2006 года. Более половины из них датируются 2011 г. Согласно этой статистике, лидирующими поставщики решений бизнес-аналитики являются российские компании Prognoz и Base Group Labs (платформа Deductor). Таким образом, можно констатировать, что для российского рынка характерна своя специфика, связанная с появлением собственных решений, которые в случае с«Прогноз», нашли дальнейшее применение на международной арене. По собственным данным, «Прогноз» выполнил более 1000 проектов, из них около 100 за рубежом. Общее число проектов 2011 года – 584. При этом выручка от зарубежных проектов составила в 2011 г. 11,0% от дохода компании.
Сергей Шестаков среди причин успеха называет несколько преимуществ продуктов своей компании. Среди них можно отметить инструментарий с дополнительными возможностями, которые не относятся напрямую к BI (например, инструменты построения хранилища данных, ETL), а также сочетание средств традиционной аналитики (отчетность, визуализация) и продвинутой (моделирование и прогнозирование, data-mining). Кроме того, Prognoz Platform может использоваться на разнообразной инфраструктуре, включая различные СУБД, учетные системы, корпоративные порталы и т.д., рассказывает Шестаков.
Конкуренты из западных компаний, наоборот, называют в качестве преимущества глубокую интеграцию BIcдругими продуктами собственного производства и прогнозируют дальнейшую интеграцию таких решений с железом. «Западные BI-решения стали более комплексными: аналитика более глубоко интегрирована с технологиями баз данных, компонентами программного обеспечения связующего слоя, - говорит представитель Oracle. - Новая тенденция, характерная только для западных аналитических решений - интеграция программного обеспечения саппаратным для поддержки высоких показателей эффективности».
Среди преимуществ российских продуктов игроки называют сильную научную базу, гибкость, соответствие специфике российского законодательства, более низкую стоимость лицензий и внедрения. «Российские системы бизнес-аналитики рассчитаны на небольшой объем данных и не имеют такого распространения у нас, как системы от зарубежных производителей (SAP, Oracle, SAS), - скептически Константин Юдов из «МегаФона». - К плюсам российских разработчиков относится учёт российской финансовой и юридической специфики».
В конечном итоге, как и в любом другом проекте по внедрению ПО, заказчик должен провести экспертизу, чтобы выделить ключевые для себя моменты. «Лично я считаю, что не так важно какую систему использовать, российскую или иностранную: каждая из них имеет и слабые, и сильные стороны, - говорит заместитель директора центра управленческого и ИТ-консалтинга РДТЕХ Евгений Никитин. - Например, сильные стороны российских систем - стоимость лицензий и внедрения, большая гибкость продавцов и внедренцев этих решений. Сильной стороной международного вендора является гарантированная масштабируемость, как правило, хорошая интеграция с ERP-решениями и общепризнанными лидерами производителями СУБД, большой опыт внедренцев и методологии внедрения. Важнее четко поставить задачу и проработать методологию будущего решения. Тогда выбор системы не будет сложным. Поэтому чаще всего BI-системы выбираются с оглядкой на уже используемые в компании технологии, например, ERP (Oracle, SAP, Microsoft, ARIS PPM)».
Павел Лебедев / CNews Analytics