|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2011Обзор подготовлен
Динамика глобального рынка ИТ-услуг снижается. По прогнозам аналитиков, 7%-ный рост в 2011 году сменится почти стагнацией в 2012-м. При этом бизнес резко сменил приоритеты, уделяя все большее внимание аналитике, мобильности и облакам.
В апреле этого года исследовательская компания Gartner опубликовала прогнозы динамики мирового ИТ-рынка. В том числе речь шла о предварительных данных за 2011 год и ожиданиях по итогам 2012 г. Расходы бизнеса на ИТ-услуги (ИТ-сервисы и разработку делового программного обеспечения) в прошлом году составят около $1,112 трлн ($845 млрд и $267 млрд соответственно), увеличившись на 7%. В этом году ожидается, что показатель вырастет на 2% до $1,136 трлн ($856 млрд и $280 млрд). По мнению Ричарда Гордона (RichardGordon), вице-президента Gartner, низкие темпы роста в основном объясняются укреплением стоимости доллара США по отношению к другим валютам. Кроме того, сохраняется озабоченность возможным ухудшением экономической ситуации из-за долговых проблем в Еврозоне, недвижимости в Китае и цен на нефть.
При этом интересно видеть изменение бизнес-приоритетов в области информатизации. Весьма показательно исследование, проведенное тем же агентством в конце прошлого года. Его результаты были опубликованы в начале 2012 г. Проанализированы ответы 2335 ИТ-руководителей, представляющих ИТ-бюджеты своих предприятий общим объемом более $321 млрд в 37 отраслях на территории 45 стран.
Приоритетные области информатизации бизнеса в 2012 г.
№ | Направление |
1 | Анализ и бизнес-анализ |
2 | Мобильные технологии |
3 | Облачные вычисления (SaaS, IaaS, PaaS) |
4 | Технологии совместной работы (документооборот) |
5 | Виртуализация |
6 | Модернизация |
7 | ИТ-управление |
8 | CRM |
9 | Приложения ERP |
10 | Безопасность |
Источник: Gartner, январь 2012
Первую тройку сформировали BI, мобильные и публичные облачные технологии. Все три направления, по оценкам представителей международных корпораций и российских компаний, находятся примерно на одной стадии и на развитых ИТ-рынках, и в России. При этом активное обращение бизнеса к облачным сервисам, – день сегодняшний, а новые горизонты, которые открывают продвинутая аналитика и мобильность, – завтрашний.
О преимуществах модели SaaS много говорилось, о недостатках тоже. 2011 год стал годом окончательного признания ее эффективности. Уверенно распространяютсяоблачные технологии. По оценкам исследовательской компании Forrester Research, объем рынка в 2011 году составит $41 млрд, а к 2020 году вырастет до $241 млрд.
Согласно последнему отчету IDC "Прогноз по всемирным и региональным публичным облачным ИТ-сервисам на 2011-2015 годы" (Worldwide and Regional Public IT Cloud Services 2011-2015), до 2015 года включительно мировой рынок публичных облачных вычислений будет расти со скоростью 27,6% в год до $72,9 млрд.
"Завоевывают популярность продукты, позволяющие использовать технологию облачных вычислений в компаниях любого масштаба. Еще пару лет назад облачные вычисления казались метафорой, далекой от реальных бизнес-задач", – отмечает Валерий Корниенко, руководитель по стратегическому развитию сервисного бизнеса IBM в России.
Прогноз сегментации мирового рынка публичных облачных вычислений по видам услуг в 2014 г., $млрд
Источник: IDC, 2011
Небольшая особенность – зачастую клиентами публичных сервисов становятся компании, только формирующие ИТ-инфраструктуру. Это связано с тем, что стартапы не теряют инвестиции, сделанные в уже существующую инфраструктуру. Gartner прогнозирует, что глобальные доходы от продаж услуг SaaS в 2012 году вырастут на 17,9%.
Наиболее интересные тренды на рынке ИТ-услуг в первую очередь касаются секторов бизнес-аналитики и мобильности. Если говорить об аналитике, то активное внедрение учетных и биллинговых систем привело к росту данных в геометрической прогрессии. Управленческие решения можно и нужно принимать на основе их анализа, однако обработать такой объем информации вручную невозможно.
Поэтому резко вырос спрос на внедрение хранилищ данных и инструментов бизнес-аналитики. "Лидеры информатизации – банки и телекоммуникационные компании – внедряют так называемые "активные хранилища", которые позволяют анализировать потоки текущей информации и принимать решения буквально в режиме онлайн", – говорит директор по развитию бизнеса компании Teradata в России Александр Пинский.
Все большую роль в наращивании доходов играет целевой маркетинг в рознице, то есть формирование предложений для уже имеющихся клиентов, разбитых на группы по определенным признакам. Практика доказала прямую связь между процентом откликов и точностью определения признаков группы. То есть количество клиентов в группах постепенно сокращается, и очевидная тенденция – переход на персонифицированную аналитику. В идеале предложение должно автоматически генерироваться в момент определенных действий клиента и передаваться ему по автоматически выбранному каналу. Рынок пока не предлагает подобных решений, отдельные компании-пользователи пытаются самостоятельно разработать математические модели. Обычно, это команды энтузиастов. Например, директор департамента сегментного менеджмента "Номос-Банка" Алексей Бычков рассказал, что разработчики банка намерены в ближайшие пару лет создать решение, которое поможет генерировать маркетинговые кампании со средним откликом в 50-60%.
Следующая потребность крупного бизнеса в аналитике продиктована его диверсификацией. Не секрет, что человек может быть клиентом различных подразделений одной корпорации. Например, у МТС он может быть абонентом, покупателем смартфона и заемщиком. В подобном случае корпорации необходима консолидированная информация по клиенту для различных целей, в том числе для целевого маркетинга. существуют алгоритмы, по которым можно понять, в какой момент человеку потребуется новый смартфон/тариф/кредит. То есть одно бизнес-направление должно видеть информацию другого, в базе данных должен фиксироваться буквально каждый чих клиента. Сегодня поставщики предлагают отраслевые решения по бизнес-аналитике, возможность диверсификации никем не учитывается.
Второе направление потребностей связано с мобильностью. Буквально все почувствовали, насколько удобен дистанционный доступ даже к почте. Рынок ждет возможности легко организовать надежный удаленный доступ к учетным системам – святая святых любого бизнеса. В принципе сегодня проблема решается, но такими методами, которые не устраивают большинство пользователей. Во-первых, одновременный мобильный доступ пока невозможно организовать для устройств на всех платформах. Это значит, что менеджер не сможет получить доступ к учетной системе с iPhone'а. Разнообразие предпочтений при выборе платформ и устройств приводит к тому, что мобильный доступ с корпоративных смартфонов используется гораздо реже, чем с личных. По данным IDC, в 2011 г. в Западной Европе смартфоны опередили по продажам мобильные телефоны. А в 2013 г. доля "мобильных" сотрудников, чьи личные мобильные устройства будут подключены к внутренним сетям компании, в целом по миру составит 35%, по данным корпорации IBM.
Бок о бок идет проблема безопасности. Во-первых, необходимо уходить от моноплатформенности. Во-вторых, сегодня как следует защищенный смартфон представляет собой устройство с низким быстродействием. Многие менеджеры отмечают, что порой проще приехать на работу в офис, несмотря на пробки.
И последний, уже сформировавшийся тренд – стремление к красоте. Дизайн графики, внешней панели интерфейса должен соответствовать эстетичному внешнему виду гаджета, качество картинки также должно быть высоким.Таким образом, главный кусок пирога достанется тому, кто учтет полиплатформенность, повысит быстродействие при сохранении информационной безопасности и не забудет про эстетику. И все это за вменяемые деньги.
Наталья Анищук