|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2011Обзор подготовлен
В 2012 г. главной темой развития рынка ИТ останется бизнес-аналитика, сохранится тенденция к росту мобильных сервисов, а вот пик интереса к социальным сетям уже пройден. Законодателями технологической моды, по всей видимости, будут развивающиеся страны, несмотря на то, что их привыкли видеть в роли догоняющих игроков.
В 2012 году, как и в 2011-ом, будет расти значение развивающихся рынков. Хотя в абсолютных цифрах их доля останется по-прежнему не так велика, рынок ИТ развивается именно за счет этих стран. Согласно данным Forrester, увеличение расходов в догоняющих регионах будет в 2,5 раза больше, чем на зрелых рынках.
Ключевыми рынками будут страны, условно называемые BRICTSAM: Бразилия, Россия, Индия, Китай плюс Турция, Южная Африка, Азиатско-тихоокеанский регион, рынки которых близки по размерам к российскому. В 2011 г. эти страны были больше ориентированы на поставки «железа». Например, только на АТР пришлась треть всех поставок оборудования.
Отсутствие законодательных ограничений будет способствовать внедрению новых программных решений. Так, в 2011 г. одна треть предприятий SMB в азиатско-тихоокеанском регионе (без учета Японии) использовали различные SaaS-решения. Выход на авансцену новых стран-потребителей ИТ негативно скажется на бизнесе компаний, которые традиционно ориентируются на зрелые рынки. В первую очередь это касается американских компаний, которые предпочитают работать у себя дома. Выручка таких корпораций, как CiscoSystems, Motorola Solutions или Dell вряд ли сильно подрастет в текущем году.
Изменение расходов на ИТ в 2012
Источник: Forrester, 2012
Продукты, предназначенные для обработки, структурирования и анализа данных, вероятно, станут горячей темой 2012 г. Цифровая вселенная растет в геометрической прогрессии и разобраться в этом потоке данных с помощью старых инструментов становится просто невозможно. Проблема связана не только с объемом информацией, но и скоростью ее появления, разнообразием типов данных и обилием неструктурированной информации. Именно поэтому в 2011 г. внедрение решений бизнес-аналитики (BI) оказалось в числе приоритетных задач руководителей ИТ-отделов.
В 2012 г. «большие данные» вырастут на 48%, предсказывают аналитики IDC. Информационный «взрыв» заставит бизнес обратить более пристальное внимание на BI. По оценке Gartner, сейчас решения бизнес аналитики внедрили менее 30% потенциальных пользователей, однако согласно опросу 2350 CIO, сегмент BI станет основным направлений ИТ-инвестиций крупных компаний в 2012 г. Эксперты обращают внимание, что бизнес аналитика это главный тренд года, который оттеснит на второй план «облачные» технологии, занимавшие умы ИТ-специалистов в 2011 г. При этом заказчики станут более требовательны и избирательны к провайдерам BI. Важнейшими критериями для выбора продукта будут быстродействие, простота в использовании и цена. Но даже в долгосрочной перспективе бизнесу все равно будет непросто сориентироваться в «океане» информации, и в 2015 г. 85% крупных компаний не смогут использовать эффективный анализ больших данных в качестве конкурентного преимущества, пессимистически настроены в Gartner.
Облака нельзя назвать новым трендом, но тенденция к росту этого направления сохранится. Услуги с использованием чужой инфраструктуры быстро набирают популярность: по данным IDC, затраты на облачные сервис ы в 2011 г. росли в 4 раза быстрее, чем общий рынок ИТ. Но пока доля этого сегмента не велика. Перенос процессов на удаленную инфраструктуру сказывается на различных отраслях ИТ. Например,в прошлом году интерес к «инфраструктуре как услуге» привел к росту спроса на серверное оборудование (рост за год на 11%, данные Forrester)и системы хранения данных (10%). Однако общий спад мирового рынка ИТ в 2012 г. замедлит темпы роста до 6% и 2% соответственно. Причина в том, что именно на этих статьях расходов CIO будет легче всего сэкономить.
Для сегмента SaaS 2011 г. также был успешен, хотя с оценкой этого направления есть проблемы, так как большинство поставщиков либо вообще не разглашают свои показатели, либо не дают разбивку выручки. Оценки, приводимые Forrester, говорят о росте рынка SaaS c $13,4 млрд до $21,2млрд. Прогноз на 2012 г. – $30,1 млрд.
Тенденция имеет долговременный характер и ее следует рассматривать с перспективой на несколько лет вперед. По данным Gartner, к 2016 году более 50% из топ-1000 мировых корпораций будут хранить конфиденциальную компанию о своих клиентах в публичных облаках. Соответственно, возрастут риски, связанные с нападением кибер-преступников на хранилища данных. Кроме того, через три года изменится механизм ценообразования на облачные услуги, и в прейскурант цен войдет «доплата за энергию», так как при сокращении прочих издержек именно эта статья расходов окажется самой затратной.
Рост рынка SaaS (млрд долл.)
Источник: Forrester, 2012
Смартфоны и планшеты продолжат наступление на настольные вычислительные системы. По данным IDC, поставки смартфонов в 2011 г. выросли на 62% до 494 млн штук по сравнению с 305 млн устройств годом ранее. В 2012 г. темпы роста снизятся до 33%, но в абсолютных цифрах прирост окажется примерно таким же.
Аналитики ожидают, что в текущем году будет продано 660 млн «умных телефонов». В 2016 г. объем поставок смартфонов превысит триллион терминалов в год (1,16 трлн). Для сравнения, рост поставок настольных систем составит в среднем только 8% в 2012-2016 гг., а поставки планшетов год от года будут увеличиваться на 13%. В 2011 г. было реализовано 69 млн «таблеток», в 2016 г. будет продано 198 млн таких устройств.
Распространение мобильных технологий окажет заметное влияние на корпоративный сектор. По мнению экспертов Gartner, более половины крупных компаний в 2012 г. формализуют политику BYOD (bring-your-own-device, «приноси с собой собственной устройство» ), когда сотрудники могут использовать в качестве «орудия производства» любое подходящее устройство. Кроме того, в компаниях все чаще будут появляться мобильные приложения, предназначенные для внутреннего использования работниками. В 2012 г. это приведет к возникновению такого явления, как корпоративные магазины приложений. К 2016 г. в портативные устройства мигрирует такой неотъемлемый элемент работы, как электронная почта. Через пять лет мобильными клиентами для деловой переписки будут пользоваться более 50% владельцев корпоративных почтовых ящиков.
Под этим термином эксперты подразумевают то, что решение о том, какие технологии использовать, принимают не начальники компаний, а рядовые сотрудники. Свидетельством служит уже приведенный выше феномен BYOD. Одним из любопытных следствий этого тренда стало стремительное проникновение на корпоративный рынок компании Apple, которая не прикладывала к этому никаких маркетинговых усилий. В 2012 г. поставки компьютеров Mac бизнесу и госструктурам вырастут на 45%, в то время как заказы на настольные системы с Windows сократятся на 3%, полагают аналитики Forrester.
Аналогичная ситуация будет на рынке корпоративного ПО. Сотрудники будут все чаще игнорировать формальные требования и использовать для работы общедоступные публичные сервисы, например, Dropbox, AppleiCloud или GoogleDocs. Поэтому даже в случае закупки ИТ-департаментами сложных решений, разработчикам придется создавать новые продукты с учетом предпочтений рядовых пользователей, полагают эксперты.
В 2012 г. рост социальных сервисов замедлится, так как число пользователей, которые еще не вовлечены в эти проекты, сокращается. По мнению исследователей Gartner, это приведет к тому, что в 2013 г. лопнет мыльный пузырь инвестиций в социальные сети, а в 2014 г. тоже произойдет с разработчиками корпоративных социальных проектов. Хотя сегмент бизнес пользователей еще далек от насыщения, разрыв между ведущими компания и игроками второго эшелона стремительно увеличивается, что и приведет к печальным последствиям для последних.
Следует отметить, что разговоры о переоценке потенциала соцсетей ведутся уже давно и постоянно подогреваются сообщениями по поводу IPO Facebook. Тем не менее, до сих пор катастрофический сценарий не реализовался. При этом среди аналитиков нет единства оценок. Так, коллеги экспертов Gartner из Forrester и IDC не предсказывают никаких потрясений на рынке социальных сервисов. По мнению исследователей IDC, текущей год станет временем борьбы за реализацию социальных бизнес решений между такими игроками как Microsoft, SAP, Oracle и IBM. Одновременно с ними Facebookбудет стараться позиционировать себя как универсальную платформу B2C.
Аналитики Forresterв материалах о рынке ИТ в 2012 г. вообще не уделяют сколько-либо серьезного внимания социальным сервисам, видимо, предполагая, что они уже стали неотъемлемой рутиной повседневной жизни и никаких принципиальных изменений здесь произойти уже не может.
Павел Лебедев