|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2011Обзор подготовлен
В декабре прошлого года государственная программа «Информационное общество», с которой связаны мероприятия по реформированию государства с использованием ИТ, претерпела существенные изменения. Новая редакция, разработанная в связи с утверждением правительством новых требований к госпрограммам, переработана настолько масштабно, что воспринимается как совершенно новый документ: состав целевых показателей претерпел радикальные изменения, изменился состав мероприятий – и на порядок возрос бюджет.
Собственно, из всех изменений увеличение бюджета легче всего поддается объяснению. Дело в том, что в предыдущей редакции «Информационного общества» учитывались лишь расходы на мероприятия в рамках самой программы: это позволяло, в частности, оставить направление «Базовая инфраструктура информационного общества» вообще без бюджета. В нынешней редакции учтены бюджеты, выделяемые на текущую деятельность правительства, а также субсидии регионам.
Итог: бюджет «Информационного общества» на период 2011-2020 гг. с первоначальных 88 млрд руб. подскочил до 1,2 трлн руб., увеличившись более чем на порядок. Количество исполнителей из числа федеральных ведомств также увеличилось с 9 до 16. Если бюджет первоначальной версии предполагал увеличение финансирования по мере приближения к завершающимся этапам (на первые три года было предусмотрено лишь по 3,1 млрд руб.), то в новой редакции распределение бюджета стало равномерным, варьируя в пределах 107 — 136 млрд руб. ежегодно.
Бюджет первой редакции ГП «Информационное общество» на 2011-2013 гг. в разбивке по подпрограммам, в млн руб.
Структура бюджета новой редакции ГП «Информационное общество»
Источник:CNewsAnalytics,2012
Из шести подпрограмм, предусмотренных в предыдущей редакции (качество жизни граждан и условия развития бизнеса в информационном обществе; электронное государство и эффективность государственного управления; российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий; базовая инфраструктура информационного общества; безопасность в информационном обществе; цифровой контент и культурное наследие) в новой сохранились – разумеется, в измененном виде – лишь три: инфраструктура, безопасность и электронное государство.
Хотя, согласно заявлениям представителей Минкомсвязи, цель программы осталась без изменений, между двумя редакциями есть отличия. Если в новой редакции говорится лишь о «получении гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий», то в предыдущей редакцией за этой формулировкой следовало существенное уточнение: «за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе». Трудно спорить, что в своей предыдущей реинкарнации государственная программа в большей степени была направлена на решение конкретных задач.
В своей первоначальной редакции государственная программа «Информационное общество» создавалась ради обслуживания интересов граждан. Это видно не только по тексту первой редакции, но и по официальным заявлениям, которые сопровождали утверждение документа. Так, по словам Игоря Щёголева, высказанным в январе 2011 г., результатом программы должно было стать повышение прозрачности и управляемости, обеспечение устойчивости и конкурентоспособности экономики в целом. В аналогичном ключе высказывался и глава правительства Владимир Путин: «Особо подчеркну, программа «информационное общество» направлена прежде всего на интересы людей, на создание для них новых возможностей. Подчеркну еще раз – главным потребителем этой услуги должен быть рядовой гражданин».
Как можно судить по тексту новой редакции «Информационного общества», от этих приоритетов было решено отказаться: в частности, из «Информационного общества» исчезла подпрограмма, посвященная качеству жизни граждан. Едва ли это изменение случайно, поскольку в новой редакции в целом наблюдается явное смещение приоритетов от прав граждан – к интересам государства. Так, первым пунктом в перечене «ожидаемых результатов реализации Программы» в первоначальной редакции шло «соблюдение прав человека и основных свобод, в том числе права каждого человека на свободу убеждений и информацию». В нынешней редакции этот пункт в несколько измененной формулировке сместился на пятую позицию, а первое место теперь занимает «обеспечение создания на всей территории Российской Федерации современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры». Аналогичные перестановки можно заметить и в других разделах государственной программы.
Как уже сообщал CNews , «Информационная среда», представляющая собой наиболее дорогостоящую часть ГП в новой редакции, вызывает неоднозначную реакцию. По сути, с ее помощью государство будет реализовывать свои интересы в информационной сфере, включая пропаганду «здорового образа жизни» и «социально ответственного поведения».
В новой редакции государственной программы, несмотря на увеличение бюджета, упростился состав целевых индикаторов и показателей, а в ряде случаев он и попросту был сведен к пустым формальностям. Если в первоначальной редакции было предсмотрено три показателя, связанных с позицией России в международных индексах, то в новой редакции остался лишь один: «Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий». Полностью исчезли показатели, связанные с развитием российского рынка ИТ (доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка ИТ, экспорт ИТ-товаров, рост объема инвестиций, доля НИОКР в сфере ИКТ и др.). Также были исключены показатели, связанные с информатизацией музейного фонда и библиотек.
Новые, сохранившиеся и измененные и исчезнувшие показатели оценки эффективности государственной программы «Информационное общество»
№ | Новые показатели | Сохранившиеся/измененные показатели | Исчезнувшие показатели |
1 | Доля населения, пользующегося госуслугами | Место РФ в международном рейтинге по индексу развития ИТ | Место РФ в международном рейтинге по индексу готовности к сетевому обществу |
2 | Доля радиочастотного спектра, доступного для использования средствами гражданского назначения | Число домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернет | Место РФ в международном рейтинге по индексу развития электронного правительства |
3 | Доля организаций, подключенных к широкополосным интернет-каналам (выше 2 Мбит/с) | Доля федеральных органов государственной власти, обеспеченных широкополосным доступом к интернет (выше 2 Мбит/с) | Доля населения РФ, имеющего возможность прием обязательных общедоступных телерадиоканалов |
4 | Доля активных интернет-пользователей в общей численности населения | Сокращение различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития | Удельный вес сектора ИТ в ВВП РФ |
5 | Доля населения, заказывающего товары и услуги через интернет | Доля федеральных государственных услуг, которые можно получить в электронном виде | Экспорт товаров, связанных с ИТ |
6 | Доля организаций, заказывающих товары и услуги через интернет | Доля электронного документооборота между органами государственной власти | Доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка ИТ |
7 | Снижение доли жалоб субъектов персональных данных | Доля населения РФ, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов | Рост объема инвестиций в использование ИТ в национальной экономике по сравнению с 2007 г. |
8 | Уровни перевода оборудования сетей связи на цифровые технологии | Доля размещенных заказов на товары, работы и услуги для нужд государственного сектора с использованием электронных площадок | |
9 | Доля телефонизированных населенных пунктов в сельской местности | Доля исследований и разработок в сфере ИТ в общем объеме НИОКР | |
10 | Доля населения, не использующего интернет по соображениям безопасности | Число ПК на 100 учащихся общеобразовательных учреждений | |
11 | Доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов в электронном виде | Количество лечебных учреждений, имеющих широкополосный доступ к интернету | |
12 | Доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда РФ | ||
13 | Доля патентов, выданных в сфере ИТ в общем числе выданных патентов | ||
14 | Доля архивных фондов, включая аудио- и видеоархивы, переведенных в электронную форму | ||
15 | Доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек |
Источник: Правительство РФ, 2010, 2011, CNews Analytics, 2012
Показатели, добавленные на замену старым, гораздо «удобнее», поскольку в большинстве случаев они будут расти сами собой, независимо от предпринимаемых государством усилий: например, доля организаций, использующих высокоскоростной интернет, доля активных интернет-пользователей, доля населения, использующего интернет для заказа товаров и услуг и др. Что бы ни произошло, новый состав целевых показателей гарантирует, что все отчеты об итогах выполнения «Информационного общества» будут звучать, как победные реляции.
Составители новой редакции «Информационного общества» руководствовались странной логикой: по их мнению, по мере увеличения бюджета программы, количество взятых обязательств должно снижаться. Очевидно, что должно было быть наоборот, и рост государственных трат должен был быть сопровожден более детальным и проработанным механизмом мониторинга и контроля государственных расходов.
Впрочем, мониторинг и контроль – вообще больные темы в работе государства. Профессиональный независимый мониторинг реализации государственных программ в России практически не развит: те немногие мероприятия, которые осуществляются в этой области, охватывают лишь смехотворно малую долю государственных инициатив. В итоге все сводится к «самоотчетам» ведомств, которые сами определяют круг работ, сами оценивают полученные результаты и сами себя наказывают в том случае, если что-то пошло не так. Разумеется, говорить об эффективности государственных расходов в этих условиях сложно.
Основная тенденция в области политики в сфере государственных ИТ в развитых странах мира заключается в снижении расходов и повышении экономической эффективности государственных ИТ-инвестиций. ИТ-бюджеты урезают, требования к их трате ужесточают, ожидая за счет этого получить большей отдачи при меньших затратах. Новая редакция «Информационного общества» вселяет опасения, что в наших условиях эта тенденция реализуется с точностью до наоборот.
Егор Гребнев