|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2011Обзор подготовлен
Данные по крупнейшим по бюджету мероприятиям в рамках государственной программы «Информационное общество» показывают, что лишь в проектах Минэкономразвития продолжает реализовываться принцип конкурентности. Минкомсвязи предпочитает передавать свою часть, включая НИОКР, на откуп «Ростелекому». Насколько оправдан такой выбор?
Одна из ключевых тенденций в сфере государственной информатизации за последние два года – последовательный отказ от принципа конкурентности и передача крупнейших мероприятий единственному поставщику. При этом отказ от конкурсных процедур — лишь одна из составляющих тенденции, поскольку государство, в принципе, могло назначать по разным мероприятиям разных поставщиков. Особенность текущей ситуации состоит в том, что вместе с отказом от тендеров государство последовательно взращивает федерального ИТ-монополиста: компанию «Ростелеком». Год от года государство наделяет «Ростелеком» полномочиями по реализации все новых проектов по построению электронного государства на правах единственного исполнителя. Если обратить внимание на ведомственную принадлежность проектов, то легко обнаружить, что значимые проекты Минкомсвязи практически полностью передаются «Ростелекому», в то время как Минэкономразвития продолжает проводить свою часть проектов в конкурсном порядке.
Однако формулировка «единственный исполнитель» может ввести в заблуждение. Дело в том, что «Ростелеком» не обладает всеми ресурсами, необходимыми для реализации всех мероприятий по построению электронного государства: если телекоммуникационные проекты компания в состоянии реализовать самостоятельно, то для непрофильных проектов «Ростелеком» привлекает сторонних подрядчиков. Таким образом, государство передает «Ростелекому» не только технические работы, но и свои функции по управлению государственной информатизацией, а также заботы, связанные с отбором исполнителей и контролем качества полученных результатов.
10 самых дорогих проектов «Информационного общества» за 2011 год
№ | Название мероприятия | Ответственное ведомство | Затраты на 2011 г., млн руб. | Затраты на 2011-2013 гг., млн руб. | Исполнитель мероприятия |
1 | Развитие системы информационного технологического обеспечения деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации | ФСО | 440 | 1320 | - |
2 | Обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде | Минэкономразвития | 221 | 697 | Выбирается по конкурсу |
3 | Создание национальной программной платформы | Минкомсвязи | 161 | 490 | Выбирается по конкурсу |
4 | Развитие функционала Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) | Минкомсвязи | 158 | 453 | «Ростелеком» |
5 | Создание национальной платформы облачных вычислений | Минкомсвязи | 152 | 476 | «Ростелеком» |
6 | Развитие средств поиска информации по различным видам контента | Минкомсвязи | 150 | 470 | «Ростелеком» |
7 | Создание и развитие информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства | Минэкономразвития | 101 | 367 | Выбирается по конкурсу |
8 | Развитие мероприятия «Электронный регион» | Минкомсвязи | 100 | 300 | «Ростелеком» |
9 | Формирование единого пространства юридической значимости электронного взаимодействия | Минкомсвязи | 92 | 296 | «Ростелеком» |
10 | Создание единого интернет-портала о культуре России | Минкомсвязи | 86 | 258 | Выбирается по конкурсу |
Всего по проектам «Ростелекома» | 652 | 1995 | |||
Итого: | 1661 | 5127 |
* По непосредственным затратам из федерального бюджета на 2011 год
Источник: «Информационное общество», CNews Analytics
На первых этапах отказ от конкурсов можно было объяснить стремлением государства не рассредотачивать выполнение задач инфраструктурного характера. В этом действительно есть определенный резон, поскольку доверять решение инфраструктурных вопросов единственному поставщику, уже обладающему собственными ресурсами, проще, чем пытаться добиться согласия нескольких поставщиков, обладающих разными участками инфраструктуры. Разумеется, слово «проще» отнюдь не означает «эффективнее», но речь сейчас не об этом.
Важно то, что отнюдь не все мероприятия, переданные «Ростелекому» недавним распоряжением правительства от 22 февраля 2012 г. №238-р, относятся к инфраструктурному блоку. Так, формирование единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных системах – задача не столько инфраструктурного, сколько исследовательского характера, равно как и создание и развитие учетной системы информационных систем, разрабатываемых за счет бюджета. Наконец, развитие средств поиска информации по различным видам контента – это классический пример НИОКР.
Плюсы и минусы аутсорсинга электронного правительства в «Ростелеком»
Плюсы | Минусы |
1. Создание дополнительной точки ответственности, «проектного офиса» по электронному правительству в «Ростелекоме» | 1. Удорожание проектов по созданию электронного правительства за счет стоимости посреднических услуг «Ростелекома» |
2. Передача рыночному поставщику функций проектного управления, в которых государство не обладает достаточной компетенцией | 2. Конфликт интересов: «Ростелеком» как исполнитель по государственным контрактам заинтересован в дешевизне и доступности инфраструктуры, но как коммерческая компания заинтересован в максимализации прибыли из этой инфраструктуры |
3. Появление возможности оперативно распоряжаться средствами на проекты по электронному правительству без ограничений, связанных с законом о госзакупках 94-ФЗ | 3. Монополизация рынка поставок в госсектор по линии электронного правительства, укрепление позиций единственного поставщика на смежных рынках |
4. Возможность реализации долгосрочных инфраструктурных проектов без ограничений по времени, накладываемых законом 94-ФЗ | 4. Затруднение контроля над «Ростелекомом» и отстаивания государственно-общественных интересов по мере усиления политического веса организации |
5. Приобретение «Ростелекомом» внерыночных преимуществ по сравнению с другими поставщиками за счет близости к государству и контроля над инфраструктурой электронного правительства |
Источник: CNews Analytics, 2012
Очевидно, что государство просто устало от конкурсов в сфере информатизации. Эффективность конкурсных мероприятий, которые проводились в рамках предшественницы нынешнего «Информационного общества» – ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» была откровенно низкой: результаты, полученные от различных поставщиков, не удавалось выстроить в работоспособную систему. Государство получало низкие по качеству и не пригодные к работе компоненты, которые, к тому же, оно не могло самостоятельно оценить, поскольку не обладало необходимой компетенцией. «Проблема не в том, что результаты не удавалось “согласовать”, а в том, что этим никто и не занимался, – замечает директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев. – И передача работ «Ростелекому» – это, в том числе, попытка переложить эту функцию с государства на внешнюю организацию в отношении проектов, выполняемых Минкомсвязи».
Удастся ли за счет этого повысить качество государственных информационных систем? Михаил Брауде-Золотарев так не считает: по его мнению, раз сделав выбор в пользу конкретного поставщика, государство уже не сможет отказаться от его услуг, не спровоцировав при этом снижение качества получаемых сервисов. Однако эффективность управления проектами действительно может несколько повыситься за счет создания в лице «Ростелекома» дополнительного проектного офиса, сотрудники которого, к тому же, будут обладать компетенцией, связанной с опытом реальной работы на рынке, которой критически не хватает в государственных структурах.
Итак, в основе решения о передаче государственных функций по формированию электронного правительства «Ростелекому» действительно лежат рациональные мотивы: активный рыночный игрок действительно обладает по ряду вопросов большей компетенцией и, не будучи стеснен требованиями закона о госзакупках, – большей свободой действий. Однако взамен не только ответственное ведомство, но и все граждане России становятся пожизненными клиентами «Ростелекома» без альтернативы и права выбора. Действительно ли полученные преимущества перевешивают риски? И есть ли у государства какие-либо способы обеспечить, что «Ростелеком» в своей деятельности всегда будет делать выбор в пользу общественных, а не частнособственнических интересов? Это непростые вопросы, над которыми придется всерьез поработать новому руководству Минкомсвязи.
Егор Гребнев