|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2011Обзор подготовлен
В 2010 г. правительство России утвердило ряд амбициозных документов, связанных с переходом к использованию свободного программного обеспечения. По итогам прошедших полутора лет можно констатировать, что внедрение СПО явно пробуксовывает. Это уже не первая неудача России в области СПО, и находить здесь “крайнего” бессмысленно: проблема в том, что государство изначально недооценивает сложность СПО-революции, надеясь осуществить ее как простую реформу.
Национальная программная платформа – амбициозная инициатива российского государства и СПО-сообщества, в результате которой должна быть разработана технологическая инфраструктура, которая позволила бы государству перейти к использованию СПО. Мероприятия по созданию национальной программной платформы были включены в состав государственной программы “Информационное общество (2011-2020 годы)”, а подробный план действий по внедрению СПО в федеральных органах исполнительной власти был утвержден распоряжением правительства РФ от 17 декабря 2010 г. No 2299-р. Спустя полтора года после утверждения этих документов приходится с сожалением констатировать, что государственная инициатива по переходу на СПО пробуксовывает, и по ряду мероприятий, запланированных на 2011-2012 гг., результаты так и не предоставлены.
Мероприятия по переходу на СПО, которые должны были быть выполнены к середине 2012 г.
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1 | Разработка предложений по созданию центра консультативной и технологической поддержки государственных заказчиков и разработчиков свободного программного обеспечения | II квартал 2011 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
2 | Разработка предложений по созданию центра поддержки пользователей свободного программного обеспечения -государственных гражданских служащих | III квартал 2011 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
3 | Разработка изменений в инструкции по бюджетному учету нематериальных активов в целях создания механизмов учета свободного программного обеспечения | III квартал 2011 г. |
Минфин России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России |
4 | Разработка и утверждение перечня спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными | III квартал 2011 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
5 | Формирование пакета базового свободного программного обеспечения для решения типовых задач деятельности федеральных органов исполнительной власти с учетом потребностей федеральных органов исполнительной власти в видах программного обеспечения | IV квартал 2011 г. | Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
6 | Проведение инвентаризации информационных систем федеральных органов исполнительной власти и оценка ресурсов, необходимых для перехода на свободное программное обеспечение | IV квартал 2011 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
7 | Исследование возможных форм (способов) и перспектив государственной поддержки российских разработчиков, участвующих в международных проектах | IV квартал 2011 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России |
8 | Подготовка ежегодного доклада о состоянии и перспективах использования свободного программного обеспечения | ежегодно, начиная с IV квартала 2011 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России |
9 | Разработка и утверждение рекомендаций о составе квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими, в области использования информационных технологий с учетом особенностей работы с пакетом базового свободного программного обеспечения | II квартал 2012 г. |
Минкомсвязь России, Минздравсоцразвития России |
10 | Разработка и утверждение перечня образовательных программ и учебно-методических материалов, рекомендованных для применения в образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную переподготовку и (или) повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих | II квартал 2012 г. |
Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России |
11 | Создание и обеспечение функционирования единого репозитория свободного программного обеспечения, используемого в федеральных органах исполнительной власти | II квартал 2012 г. |
Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
12 | Апробация пакета базового свободного программного обеспечения в пилотных организациях - федеральных органах исполнительной власти и бюджетных учреждениях | II квартал 2012 г. |
Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
13 | Разработка ведомственных планов перехода на использование свободного программного обеспечения | II квартал 2012 г. |
Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
14 | Разработка ведомственных планов развития использования свободного программного обеспечения | ежегодно, начиная со II квартала 2012 г. |
Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
Источник: Распоряжение Правительства от 17 декабря 2010 г. №2299-р
Для прояснения ситуации CNews обратилось в марте 2012 г. в департамент информации и общественных связей Минкомсвязи с вопросами о состоянии реализации некоторых мероприятий, которые должны были быть
завершены в 2011 г.
Минкомсвязи выразило удовлетворенность результатами работ по созданию базового пакета СПО: “Все прототипы работоспособны и соответствуют требованиям ТЗ, в соответствии с которым разрабатывались”, – сообщается в ответе департамента информации и общественных связей на запрос CNews. В то же время, из ответа Минкомсвязи можно заключить, что в свете роста популярности облачных вычислений миграция на СПО вообще более не считается приоритетным направлением: “Учитывая тенденцию по переходу от ПО, устанавливаемого непосредственно на ПК к использованию сетевых программных сервисов, предоставляемых по модели SaaS, в будущем мы сделаем акцент на этом направлении”, – сообщается в ответе Минкомсвязи.
Предложения по созданию центров поддержки заказчиков и пользователей (мероприятия 1 и 2 в приведенной выше таблице) по состоянию на март 2012 г. не были запущены в действие, хотя, по словам департамента информации и общественных связей, “предложения, содержащиеся в докладе, предполагают развертывание центров в 2012 году”.
Что касается перечня спецификаций и форматов обмена данных (мероприятие 4), который не был разработан и опубликован в изначально предусмотренные сроки, то здесь видение Минкомсвязи претерпело существенные изменения. Как можно судить по полученному CNews ответу, министерство сейчас вообще не планирует разрабатывать такой документ: “Работа по включению каких-либо конкретных требований по стандартизации в НПА, определяющие методы создания и использования ПО и ИС ведется непрерывно, и не заключается в утверждении единичного документа”, – говорится в ответе, полученном CNews из Минкомсвязи. Вместо разработки единого перечня спецификаций и форматов обмена данных министерство считает более целесообразным “в рамках указанного мероприятия” разработку “целого набора методических материалов”, включая единый классификатор ИКТ-компонентов, стандарты по созданию/модернизаци и/или эксплуатации ИКТ-компонентов и стандарты организационной, семантической и технической совместимости ИКТ компонентов, а также связанные с ними методические рекомендации.
Что касается мероприятия по инвентаризации информационных систем федеральных органов исполнительной власти (мероприятие 6), которое также не было выполнено в предписанные сроки, то здесь текущее видение Минкомсвязи также сильно отличается от первоначального, и вместо проведения инвентаризации министерство решило сначала создать специальную информационную систему для проведения такой инвентаризации: “С целью обеспечение механизмов консолидированного учета информационных систем и ИКТ – инфраструктуры органов власти Российской Федерации, Минкомсвязи России ведет работ по созданию ФГИС учета информационных систем и ИКТ-инфраструктуры”, – сообщается в полученном CNews ответе. Систему предполагается разработать в два этапа: разработка и ввод в эксплуатацию должны быть завершены к концу II квартала 2012 г., а ввод в промышленную эксплуатацию – в IV квартале 2012 г. Таким образом, работы по инвентаризации информационных систем федеральных органов исполнительной власти, изначально запланированные на конец 2011 г., смогут быть выполнены лишь в самом конце 2012 или в начале 2013 г., после ввода в эксплуатацию соответствующей системы.
В ответе Минкомсвязи говорится о некоторых трудностях, которые ведомство выявило при проведении аналитических работ, связанных с переходом на СПО. Одна из трудностей – связана с “определением порядка «обращения» свободной лицензии с точки зрения действующего законодательства Российской Федерации и сложившейся фактической практики”. Другая проблема – “уточнение требований по информационной безопасности в части, касающейся распространения сертифицированных программных решений, в том числе с учетом возможного их применения при работе с персональными данными, а также данными представляющими государственную тайну”.
Если просуммировать полученные из Минкомсвязи комментарии, то можно сделать следующие выводы. Во-первых, Минкомсвязи рассматривает переход на СПО как менее значимое и менее перспективное направление действий, чем переход к облачным вычислениям. Во-вторых, Минкомсвязи более не считает идею создания единого свода стандартов и спецификаций целесообразной. В-третьих, часть мероприятий, утвержденных распоряжением №2299-р, будет выполнена с существенной задержкой (год и более) из-за необходимости проведения дополнительных работ и создания дополнительных инфраструктурных компонентов.
Распоряжение №2299-р – далеко не первая инициатива российского государства в области СПО, которая не оправдывает ожиданий. Раньше мы уже делали ставку на внедрение СПО в школах, и в итоге, несмотря на частичные успехи, проект закончился неудачей . Хорошие планы по внедрению СПО никогда не удается реализовать на практике. Почему это так?
Часть ответа на этот вопрос можно усмотреть в одном из комментариев, полученных CNews от Минкомсвязи: “ … стоит отметить высокую долю унаследованных решений, которые не совместимы с СПО, однако работоспособны, и по сей день полноценно используются ведомствами, – говорится в полученном CNews документе. – Замена многих таких решений на СПО на текущий момент времени не целесообразна”, – резюмирует департамент информации и общественных связей министерства.
Некоторые проекты по переходу на СПО на рабочих станциях в мировом госсекторе
№ | Страна | Достигнутые результаты | Состояние |
1 | Германия, Мюнхен | 9 из 12 тыс рабочих станций города переведено на ОС LiMux к концу 2011 г. | Проект продолжается |
2 | Россия | Летом 2010 г. свободный офисный пакет был установлен на 47 тыс рабочих мест. Ведутся работы по переходу на свободную ОС. | Проект продолжается |
3 | Министерство иностранных дел Германии | Половина из 11 тыс рабочих мест была переведена на СПО в ходе проекта по миграции на протяжении 2002-2008 гг. | В начале 2012 г. принято решение о возврате на проприетарное ПО. |
4 | Администрация г. Майкоп | В 2010 г. на Linux было переведено 300 рабочих мест. | В 2011 г. было принято решение о закупке ПО от Microsoft. |
5 | Украина | В декабре 2011 г. утверждена программа по использованию ПО с открытым кодом на 2012-2015 гг. | Проект продолжается. |
6 | Исландия | В начале 2012 г. запущен проект популяризации ПО с открытым кодом на 2012 г. | Проект продолжается. |
7 | Испания. Провинция Эстремадура | Принято решение Собственный дистрибутив СПО LinEx заменяется на Debian на 40 тыс рабочих мест сотрудников бюджетных учреждений. Выбор в пользу СПО остается неизменным. | Проект продолжается. |
Источник: CNews Analytics, 2012
Проблема, о которой пишет Минкомсвязи, на самом деле, совсем не нова и давно известна под названием “сетевого эффекта”. Если очень упростить, то ее суть заключается в том, что вы не сможете поменять программное обеспечение, если ваши коллеги, ваши друзья, ваши преподаватели и производители используемого вами оборудования используют другое программное обеспечение, не совместимое с вашим выбором. Пусть даже СПО лично вам кажется более выгодным и симпатичным, для того, чтобы продолжать успешно обмениваться информацией с многочисленными контрагентами, вы вынуждены будете от него отказаться и “быть как все” – или же вам придется вступать в чрезвычайно утомительную “идейную борьбу”, постоянно объясняя друзьям, сотрудникам и партнерам по переписке основания вашего нестандартного выбора. Недавние подсчеты администрации Хельсинки показывают, что длительное использование проприетарного ПО создает настолько прочную зависимость, что переход на свободное ПО в краткосрочной перспективе лишь увеличивает расходы . Лишь немногие из государственных органов решаются подобным образом плыть против течения, и при этом многие из “энтузиастов” в конечном счете не выдерживают и отказываются от СПО, как это произошло с Министерством иностранных дел Германии.
Переход на СПО – это революция, глубину, масштаб и сложность которой нельзя недооценивать. Для того чтобы эта революция состоялась, необходимо одновременное наличие нескольких компонентов: облеченный властными полномочиями и обладающий технической компетенцией штаб, осуществляющий руководство революцией в повседневном режиме; консолидированная работа участников отрасли, видящих явную выгоду в революции; постоянный диалог и стимулирование энтузиазма многочисленного сообщества, обеспечивающего поддержку революции “на местах”; очевидные для всех технологические преимущества и экономические выгоды, делающие СПО привлекательным “здесь и сейчас”.
Сегодня мы не наблюдаем ни одного из этих четырех компонентов СПО-революции. Во-первых, ответственность за мероприятия, связанные с переходом на СПО, рассредоточена; никакого специализированного “штаба” не создано, а контроль за комплексом сложных, требующих постоянной оперативной реакции мероприятий, связанных с переходом на СПО, осуществляется в режиме заслушивания ежегодных отчетов (в лучшем случае). Этот темп и эти способы руководства просто не совместимы с поставленной задачей. Во-вторых, вместо консолидации участников ИТ-сообщества, мы получили две враждуюущих друг с другом “национальных программных платформы”. В-третьих, закрытость и непрозрачность проектов устойчиво закрепила за инициативой по миграции на СПО образ “казенного” мероприятия, где простым участникам СПО-сообщества нет места. В-четвертых, никакой наглядной демонстрации технологических и экономических преимуществ СПО мы так и не получили; переход на СПО саботируют потому, что неудобства и дополнительные затраты по миграции на новое программное обеспечение очевидны для всех, в то время как долгосрочные экономические и технологические приобретения – весьма туманны.
В этих условиях вполне понятно, почему Минкомсвязи большую перспективу сегодня усматривает не в СПО, а в облачных технологиях. Возможно, стоило лишь проявить чуть большую последовательность и открыто заявить, что дальнейшее продолжение мероприятий по миграции на СПО бесперспективно. Или, быть может, правительство еще найдет средства, чтобы разжечь СПО-революцию?
Егор Гребнев