|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2011Обзор подготовлен
Новый технический директор Siemens Enterprise Communications в России и СНГ Сергей Члек рассказал CNews о своих задачах на новом посту, объяснил, какие препятствия встают на пути внедрения современных систем связи в России, и предрек развитие облачных сервисов телефонии из ЦОДов внешних провайдеров.
CNews: Какова доля дохода вашего российского подразделения в бизнесе компании? Как она изменялась в последние годы?
Сергей Члек: Наше подразделение входит в регион EMEA. Среди стран БРИК Россия и СНГ уже сейчас являются одним из крупнейших рынков и одновременно самым быстрорастущим. Если рассматривать инвестиции в страны БРИК как 100%, то соотношение примерно следующие: Бразилия и Индия получают 15%, Китай – 20%, а Россия – оставшиеся 50% инвестиций в этот блок. В 2011 г. рост оборота компании в России по отношению к прошлому году составил 46%. Годом ранее показатель был выше – 47%. При этом в первом квартале 2012 г. аналогичная динамика составила 52%.
CNews: Какова ваша оценка российского рынка IP-телефонии и какова доля Siemens? Каков прогноз на 2012 г.?
Сергей Члек: Сегодня на российском рынке IP-телефонии доля компании составляет 15,7%, и видна тенденция к ее увеличению. Это соответствует прогнозам роста рынка IP-технологий, который ожидается на уровне 33,7% с 2012 до 2016 гг. (с аналогичным ростом на 12,6% в сегменте унифицированных коммуникаций с 2010 по 2016 гг.).
СNews: Насколько велика роль госсектора и компаний с госучастием среди ваших клиентов?
Сергей Члек: Исторически Siemens Enterprise Communications является ключевым поставщиком телекоммуникационных решений для многих государственных учреждений. В свое время были поставлены сотни телефонных станций HiCom, они работают в течение 10-15 лет и заказчики ими довольны. Сейчас наша задача предоставить таким клиентам возможность довести существующие технологии до современного уровня, модернизировать станции до HiPath 4000 современных версий и добавить новые полезные функции, такие, как ВКС, удаленная работа с документами и другие функции унифицированных коммуникаций (UC).
У Siemens Enterprise Communications есть и индустриальные решения, приспособленные к специфическим задачам некоторых отраслей. В частности, у нас есть решение, разработанное для финансового сектора – трейдеров. Это универсальный продукт, который хорошо подходит для работы с большим количеством звонков и важной информацией. Из-за своих характеристик он нашел довольно неожиданное применение и лег в основу диспетчерских систем в совсем другой отрасли – энергетике. Также есть специализированное медицинское решение для больничных центров, которое улучшает взаимодействие персонала медучреждений и обслуживание пациентов. Кроме того, мы занимаемся построением контакт-центров для нужд госучреждений.
CNews: Каков потенциал оказания услуг малому и среднему бизнесу? Клиенты из каких отраслей являются для вас приоритетными на ближайший период?
Сергей Члек: На рынке есть целый ряд игроков, очень сильных в сегменте среднего и малого бизнеса, которые являются в нем лидерами и только с ним связывают планы своего дальнейшего развития. У Siemens Enterprise Communications есть решения и для небольших компаний. Однако, поскольку у этих решений более широкий функционал, больше возможностей масштабирования, их цена выше, чем у инструментов "эконом-класса" других поставщиков.
Основными нашими заказчиками являются государственные структуры и крупные компании, и именно им решения на платформе HiPath4000 или OpenScape Voice обеспечивают максимальный экономический эффект, в том числе и потому, что позволяют комбинировать традиционные телефонные функции с приложениями IP-телефонии.
CNews: Развитию какого рода услуг вы уделяете наибольшее внимание?
Сергей Члек: Мы делаем акцент на продвижении решений унифицированных коммуникаций (UC), в том числе, в облачной инфраструктуре. Наш флагманский продукт – голосовая платформа OpenScape Voice – и приложение OpenScape UC Application позволяют подключать до 100 тыс. пользователей на одно ядро. Система основана на SIP-протоколе, благодаря чему мы можем предоставлять как телефонию, так и другие сервисы в режиме реального времени в одном сеансе (такие, как видео, мультимедиа, сервисы совместной работы, присутствие и т.д.).
Важно, что решением OpenScape Voice можно накрыть всю существующую инфраструктуру заказчика как "зонтиком": в нем обеспечивается управление трафиком как систем Siemens Enterprise Communications, так и систем других производителей. Для заказчиков это значит, что им не нужно менять существующую инфраструктуру. При этом становится доступен весь функционал унифицированных коммуникаций. Еще очень важно, что OpenScape Voice может использоваться как для решения собственных задач компании (особенно для территориально распределенных компаний с большой филиальной сетью), так и в качестве инструмента бизнеса. В частности, это решение применяют телеком-операторы для предоставления дополнительных сервисов своим корпоративным заказчикам. В результате увеличивается ARPU оператора.
Мы используем как комплексный подход, когда UC полностью интегрированы с корпоративной системой связи, так и предоставляем отдельные компоненты решения. Например, продукт OpenScape Web Collaboration, который дает возможность совместной работы с документами, позволяет проводить совещания и общаться через сеть, при этом обеспечивается высокий уровень безопасности.
СNews: Какова ваша стратегия продвижения на российском рынке?
Сергей Члек: Прежде всего, это региональное развитие. Несмотря на то что Москва пока растет более активно, мы видим большой потенциал в регионах. Все больше и больше центральных компаний движутся в этом направлении, и уже сегодня в регионах существует огромное количество производственных и торговых мощностей. В этом году мы планируем открыть филиалы в Самаре, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске; собираемся усилить наши подразделения в Санкт-Петербурге и Краснодаре.
Также среди наших приоритетов расширение партнерской программы. У нас классическая система партнерских взаимоотношений. Есть два дистрибьютора – Merlion и Netwell, имеющие широкие сети партнеров второго уровня. И есть 11 прямых партнеров, нацеленных на проектный бизнес, в котором мы им помогаем с точки зрения как продаж, так и выстраивания технического решения, оптимального для заказчика. Сегодня мы обновляем и дополняем функционал наших партнерских программ, чтобы привлекать к сотрудничеству новые компании в российских регионах.
CNews: На базе какой инфраструктуры оказываются облачные сервисы? Есть ли у вас партнеры из числа российских провайдеров связи для оказания облачных услуг?
Сергей Члек: Пока из облаков доступны ИТ-сервисы, телефония в этом плане не самая прогрессивная область, но ситуация скоро изменится. У нас есть продукт Communications-as-a-Service из облака, но пока нет опыта его внедрений. Наше решение OpenScape Voice – это программная платформа, которая не привязана к специфическому железу, поэтому ничто не мешает поместить ее в облако. Малый и средний бизнес не будет готов пользоваться сервисами из публичных облаков как минимум еще несколько лет. Мы ориентируемся на крупный бизнес, поэтому речь идет о частных облаках. Как вариант, они могут быть размещены в ЦОДе внешнего провайдера.
Мы хотим сотрудничать с операторами связи, дополняя портфель их решений. Идут переговоры с компаниями "большой тройки" и "Ростелекомом". С другой стороны, мы планируем взаимодействовать с интеграторами, размещая свои решения в принадлежащих им датацентрах.
CNews: Планируете ли вы строительство собственного ЦОДа в России?
Сергей Члек: У Siemens есть датацентр в Германии, а также у нас есть собственные ЦОДы в Канаде и Нидерландах, через которые оказываются услуги телефонии для компаний сектора СМБ, т.е. мы выступаем оператором телекоммуникаций из облака. В России пока что строительство своего ЦОДа для нас нецелесообразно.
Наш продукт слишком фрагментарный, чтобы устанавливать под него отдельный облачный датацентр. С другой стороны, в отличие от Европы, в России большая часть клиентов – крупные компании, которым нужно получать из ЦОДа больше одного сервиса. Сейчас публичные ЦОДы в России – это прерогатива компаний, которые претендуют на интеграцию целого комплекса решений. Кроме того, на рынке и так уже достаточно крупных игроков.
CNews: Насколько могли бы быть востребованы сервисы из немецкого датацентра Siemens?
Сергей Члек: Существует ФЗ №152 "О персональных данных", который препятствует пользованию услугами зарубежных ЦОДов. Кроме того, при оказании сервисов телефонии есть проблема номерной емкости, например наш датацентр в Германии работает с немецкими номерами. Пока будет необходимо устанавливать шлюзы между существующими телефонными сетями, чтобы интегрироваться в мировую сеть, услуги телефонии будут привязаны к номерной емкости, предоставляемой местным провайдером. Но в теории через иностранный ЦОД могут быть реализованы дополнительные сервисы, например совместная работа через web, доставка факсов в почтовый ящик.
CNews: С какими проблемами вы сталкиваетесь при оказании сервисов универсальных коммуникаций на российском рынке? Как можно охарактеризовать качество требований клиентов, качество законодательства?
Сергей Члек: Многие корпоративные системы телефонии не являются передовыми, они находятся на стадии, предшествующей внедрению унифицированных коммуникаций, поскольку привязаны к традиционной инфраструктуре. Идет работа по построению конвергентных сетей, включающих IP-телефонию и традиционные технологии. Сейчас не имеет смысла бежать впереди паровоза, объявляя о крупномасштабных внедрениях унифицированных коммуникаций. Отказ от традиционной телефонии должен идти постепенно.
Кроме того, внедрению мешает несовершенство законодательной базы, которая зачастую не дает возможности внедрить сервис унифицированных коммуникаций без операторской лицензии. Еще одна существенная трудность – недостаточное развитие ШПД в России.
CNews: Вы пришли в Siemens Enterprise не так давно. В чем заключаются ваши задачи на посту технического директора ?
Корпоративная телефония становится частью ИТ. Ранее она представляла собой независимый остров, теперь же она интегрируется с другими продуктами. Моя задача в том, чтобы сформировать новый образ наших решений с учетом как новых технологических тенденций, так и способа мышления ИТ-сотрудников компаний, с которыми нам придется работать вместо традиционных телефонистов. Безусловно, существует отдел маркетинга, занимающийся продвижением компании на рынке, но мы как департамент pre-sales должны сформировать образ продукта, который дальше будут продвигать маркетологи.
CNews: Спасибо.