|
|
Обзор подготовлен
В ближайшие годы бизнес будет стремиться к тому, чтобы BI-системы «успевали» подстраиваться под насущные задачи организаций. От аналитических приложений пользователи сегодня ждут помощи в преодолении последствий финансового кризиса, в поддержке и планировании бизнес-преобразований. Кроме того, руководители надеются получить от BI-систем ответ на вопрос о том, в каком направлении компании необходимо двигаться, чтобы достичь успеха. Справиться с этой задачей устаревшим BI-решениям не под силу. Поэтому на смену им приходят новые продукты, зачастую опережающие по своим характеристикам текущие потребности бизнеса.
Помощь бизнесу в принятии стратегических и операционных решений, в быстрой реакции на меняющиеся требования акционеров и регулирующих органов всегда были традиционными задачами BI-инструментария. Жесткость этих требований в течение последних лет только усиливалась. Большинство диктуемых бизнесом условий находит отражение в новых продуктах и услугах BI-поставщиков, стремящихся повысить востребованность своих решений и, соответственно, непрерывно занимающихся обновлением продуктового ряда. При этом зачастую вендоры стремятся не столько двигаться «вслед за рынком», сколько вести рынок за собой, формируя новые тренды. В течение последнего года многие BI-поставщики делали акценты на тех особенностях BI-решений, которые казались им наиболее актуальными.
Как рассказал CNews вице-президент SAP по продвижению систем Business All-in-One Роберт Веттер (Robert Vetter), современный бизнес нуждается в BI-системах, дающих руководителям возможность видеть картину бизнеса в целом, быстро оценивать информацию, основанную на фактах, а не на домыслах. «BI – ключевой продукт для современного топ-менеджера, - отметил г-н Веттер в беседе с CNews. – Именно от того, как мы обращаемся с информацией, зависит, какие решения будет принимать компания: если она хочет что-то изменить – ей следует основываться на данных аналитической системы». В SAP убеждены, что точность информации сегодня чрезвычайно важна, поскольку ушло в прошлое время, когда в быстро меняющейся бизнес-среде можно было принимать решения на основе предположений.
По мнению генерального директора Консультационной Группы АТК Андрея Краснопольского, главным драйвером развития решений для бизнес-аналитики сегодня является пользователь. Поэтому одна из основных тенденций на BI-рынке в ближайшее время будет связана именно с различными аспектами, направленными на удовлетворение пользовательских потребностей. «Бизнес-пользователи стремятся проводить аналитическую работу независимо от департамента ИТ, им нужны не фиксированные отчеты, а интерактивная аналитика, возможности самостоятельного расчета показателей, создания элементов визуализации, - рассказал он CNews. - Некоторым вендорам, таким как Tableau, QlikView, реализация принципов самообслуживания уже удается достаточно хорошо, но в ближайшее время весь рынок средств BI будет двигаться в этом направлении».
Другой важный вектор развития аналитических приложений – это полноценные и точные онлайн-вычисления. Достаточно решительные шаги в этом направлении предпринимала в 2010 г. компания SAP. В частности, в рамках SAPPhire Now вендор анонсировал ПО SAP BusinessObjects Explorer, сочетающее в себе возможности навигации по данным с технологией оперативной памяти. Решение позволяет конечным пользователям мгновенно находить нужные данные в больших объемах информации и принимать более обоснованные решения. Система интуитивно понятна, сотрудник может сначала получить общее впечатление от информации, выделить нужные ему данные, а затем детализировать их для быстрого принятия решений.
В планах SAP – устранение разрыва между транзакционными и аналитическими приложениями с помощью технологии in-memory. По словам соучредителя и председателя наблюдательного совета SAP Хассо Платтнера (Hasso Plattner), новые разработки, которые реализуют эти инновации, станут базой концепции, названной «Предприятие реального времени 2.0». Г-н Платнер считает, что новые решения открывают возможности вычислений in-memory существующим пользователям ERP-систем и BI-систем. Ведь в дальнейшем аналитической обработке будут подвергаться не только хранилища данных, но и транзакционные базы данных, информация из ERP-системы SAP и внешних источников. Для быстрого извлечения информации из всех этих источников предусматривается специальный интерфейс моделирования данных. Все это позволит принимать решения мгновенно («real real time»): ответы на актуальные вопросы система сможет предоставить менее чем за секунду. Причем подобной скоростью и гибкостью при получении достоверной бизнес-информации сможет пользоваться не только топ-менеджер, но и все сотрудники организации. «В результате руководители будут быстрее приступать к решению проблемы, не тратя время на информирование подчиненных о ее наличии», - считает г-н Платтнер. В качестве успешного примера подобного подхода он назвал параллельную базу данных in-memory, развернутую SAP всего за 48 часов на площадке одного из крупнейших заказчиков, отметив при этом, что для среднестатистического заказчика время развертывания параллельной базы данных будет гораздо меньшим (порядка двух часов).
Ни для кого не секрет, что крупные компании работают в условиях лавинообразного роста информации в транзакционных и аналитических системах, кроме того, непрерывно растет объем данных, поступающих из внешних источников. Конечным пользователям необходимы инструменты моделирования данных и управления ими. Возможность мгновенно получить доступ, исследовать, моделировать и анализировать транзакционные, аналитические и веб-данные в реальном времени в единой среде без снижения производительности хранилища данных или других систем позволяет решение SAP Business Analytic Engine. По информации разработчиков, оно будет использовать технологию «in-memory» в сочетании с мощным механизмом вычислений.
Новое решение позволит различным приложениям работать в единой среде. Кроме того, оно может быть использовано для создания и инсталляции новых мощных приложений. Например, энергетик сможет находить необходимую ему информацию о потреблении энергоресурсов и выявлять закономерности такого потребления в различных срезах. После этого - благодаря мгновенному доступу к данным – он может в реальном времени осуществить сравнительный анализ и планирование. Похожим образом производственники смогут мгновенно проанализировать загруженность основных фондов по транзакционным данным, а финансисты – оценивать риски в реальном времени, объединив структурированные данные оценки кредитоспособности с неструктурированной информацией из интернета. Подобных примеров можно привести множество.
Согласно отчету Gartner, в 2009 г. показатели рынка ПО в области бизнес-аналитики были выше, чем средние показатели рынка корпоративного ПО. Однако спад темпов роста за предыдущий год доказывает, что этот сегмент испытал на себе влияние кризиса. В целом, в 2009 г. рынок BI вырос на 4,2% по сравнению с 2008 годом, достигнув $9,3 млрд.
В отчете Gartner SAP была названа компанией с крупнейшей (22,4%) долей рынка среди разработчиков решений по бизнес-аналитике, анализу и управлению эффективностью. В 2009 г. выручка SAP по направлению бизнес-аналитики составила $2,1 млрд, что позволило компании занять первое место на рынке. В 2010 г. SAP представила 26 новых отраслевых и специализированных аналитических решений, количество которых планирует увеличить вдвое к концу 2011 г.
«Мы стоим на пороге эры радикальных изменений в способах взаимодействия с данными и методах принятия решений, – считает главный директор по технологиям и инновациям, член правления SAP Вишал Сикка (Vishal Sikka). – Вскоре наши заказчики смогут разрабатывать более качественные бизнес-модели и планы, в реальном времени оптимизировать запасы и цены. Скорость и гибкость технологии «in-memory» обеспечит прозрачность данных в реальном времени и поможет пользователям в реализации корпоративных стратегий в соответствии с намеченными планами».
Для обеспечения работы нового поколения приложений бизнес-аналитики, планирования и прогнозирования вендор решил объединить усилия с поставщиками аппаратных средств. Ожидается, что собственный высокопроизводительный аналитический комплекс SAP будет предлагать вместе с оптимизированным аппаратным обеспечением своих партнеров. В результате планируется появление программно-аппаратных решений класса «in-memory». Эти устройства будут оптимизированы для задач аналитики реального времени, использующих информацию из оперативных систем, хранилищ данных, событий реального времени и интернета. В SAP рассчитывают, что данные гаджеты позволят быстро моделировать бизнес-сценарии и анализировать данные. Вишал Сикка отметил, что эти устройства также будут форсировать работу компонента SAP NetWeaver Business Warehouse и решений SAP BusinessObjects.
В целом, готовность BI-вендоров к поддержке полноценных вычислений в реальном времени ускорит проникновение еще одной актуальной тенденции – роста популярности «мобильной аналитики». В результате руководители и специалисты компаний будут иметь возможность, находясь в любой точке, оперативно отслеживать посредством мобильных гаджетов состояние дел в организации и мгновенно реагировать на ситуацию. Как рассказали CNews в компании SAP, ряд аналитических приложений вендора уже сегодня отлично работает на мобильных устройствах. Есть ряд пилотных проектов (причем не только на Западе, но и в России), где заказчики стремятся активно использовать возможность доступа к BI-cистемам с мобильных устройств. «Постепенно обретает популярность явление, которое мы называем «всепроникающей бизнес-аналитикой, - отмечают в компании. – Мы ожидаем, что готовность наших ВI-систем к полноценной работе с коммуникаторами и планшетами должна привести в ближайшем будущем к лавинообразному росту использования систем SAP на мобильных устройствах».
Впрочем, ситуация с «мобильной аналитикой» на отечественном рынке может развиваться и не столь оптимистично. Рынок бизнес-аналитики в России нельзя пока отнести к категории развитых, поэтому скорость проникновения новых технологий еще далека от той, что наблюдается на Западе. «С одной стороны, российский рынок BI применяет уже проверенные, надежные решения, с другой – существует очевидное, в пределах нескольких лет, отставание в технологиях, - рассказал CNews эксперт в области BI-решений компании Softline Антон Марченко. - Во многом это связано с неготовностью бизнес-пользователей применять более инновационные методы управления и использования бизнес-аналитики». При этом он убежден, что по мере появления на руководящих позициях крупного бизнеса более молодых и прогрессивно настроенных сотрудников отечественный рынок BI будет постепенно догонять общемировой. Но говорить о скорой смене его парадигмы пока рано.
Элеонора Ершова/CNews Analytics