|
|
Обзор подготовлен
CNews: Каковы сегодня потребности российских ритейлеров в решениях BI? Изменялись ли они в последние годы?
Борис Михалин: В принципе, крупному ритейлу BI-функционал был нужен всегда, поэтому говорить об изменении спроса было бы неуместно. Я считаю, что потребность в системе бизнес-аналитики должна быть «выстрадана» организацией. Пока у торговой компании 20 универсамов – она может пользоваться подручными средствами анализа типа Excel. Но когда входящий поток данных розничной компании возрастает - без BI ритейлеру не обойтись.
CNews: Какие аналитические задачи выходят для ритейлеров на первый план?
Борис Михалин: Существует круг аналитических задач, актуальных для всех ритейлеров. В их числе можно назвать такие, как анализ чеков, товарной базы, маркетинговых акций и ретро-бонусов, расчет оборачиваемости товарных запасов, прогнозирование товарных остатков, расчет закупок, корректировка политики ценообразования по всем товарным позициям в соответствии с иерархической (территориальной) структурой компании.
Статус у этих задач в розничных компаниях оценивается как «критичный». Но в каждом бизнесе в дополнение к перечисленным задачам есть и другие «зоны особого внимания», которые необходимо тщательно анализировать.
CNews: Расширился ли за последние годы спектр функциональных областей применения BI-решений торговыми компаниями? Каковы ваши предпочтения в этой области?
Борис Михалин: В ТД «Копейка» ключевые BI-направления вполне стандартны – продажи, маркетинг, финансы, логистика. Хотя иногда у аналитических систем появляются достаточно неожиданные пользователи. Так, например, мы никогда не рассматривали специалистов Службы содействия бизнеса как ключевых BI-пользователей, но именно они первыми увидели преимущества использования новой технологии QlikView. Теперь специалисты Службы содействия бизнеса в динамическом режиме отслеживают потери по универсамам, выявляют и предотвращают факты мошенничества и злоупотреблений.
CNews: Как происходила «BI-эволюция» в вашей компании? Когда и в связи с чем пришло понимание необходимости BI?
Борис Михалин: Собственно, «BI-эволюция» у нас не сильно отличалась от традиций российских компаний – начинали с Excel и в итоге пришли к кастомизированному BI-решению.
До внедрения QlikView для получения аналитической информации и отчетности мы использовали несколько оперативных систем, не связанных между собой. Это вызывало целый ряд трудностей. Во-первых, скорость построения отчетов в оперативных системах крайне низкая, что при нашем динамичном розничном бизнесе грозит принятием «устаревших» управленческих решений. Во-вторых, пользователям нужна была информация, охватывающая данные сразу нескольких оперативных систем, а без специализированных BI-инструментов консолидировать такую информацию быстро и качественно было невозможно. Кроме того, иногда наблюдались расхождения в результатах отчетов, построенных с помощью разных механизмов или в разных оперативных системах. С технической точки зрения была серьезная потребность разгрузить оперативные системы, избавив их от необходимости исполнения аналитических запросов и построения отчетности.
CNews: Каких результатов вы стремились достичь, внедряя систему бизнес-анализа? В какой степени оправдались ожидания от проекта?
Борис Михалин: Благодаря внедрению QlikView у нас повысилась эффективность пользовательской работы с данными, появилась возможность более глубокой детализации аналитической информации. Сроки разработки отчетов сократились примерно на 65-70%. Это позволило нам быстрее реагировать на тренды и паттерны покупательского поведения, а значит - улучшить взаимодействие с клиентами и повысить продуктивность торговой деятельности.
При помощи QlikView мы смогли разработать и успешно реализовать ряд уникальных маркетинговых акций. BI-система уже начала косвенно влиять на наш финансовый результат – QlikView способствует сокращению временных и финансовых издержек, оптимальному использованию ресурсов (например - снижению затрат оборотного капитала).
CNews: В какой степени влияет на ход проекта «человеческий фактор»?
Борис Михалин: При инсталляции любой информационной системы важно помнить о том, что имеешь дело с внедрением изменений. Проект QlikView в этом смысле оказался успешным: система востребована конечными пользователями, и в первую очередь - благодаря дружелюбному интерфейсу и удобству. Соответственно, влияние «человеческого фактора» на наш BI-проект оказалось только положительным – это и легкость масштабирования, и постоянные инициативы по доработке функционала.
На этапе внедрения, конечно, были сложности – ведь нужно было удовлетворить максимальное количество пользовательских требований к системе. В ходе внедрения QlikView нам пришлось учесть и формализовать требования различных департаментов, региональных дирекций и т.д. Это была кропотливая работа, которая позволила оптимально использовать ресурсы наших разработчиков и специалистов «Консультационной группы АТК» и получить отличный результат.
CNews: Каковы ближайшие планы развития этого проекта? Предполагается ли расширение функциональных возможностей системы, ее масштабирование?
Борис Михалин: Безусловно, мы планируем развивать созданную систему. Сейчас перед нами стоит задача повышения степени обоснованности принятия управленческих решений на уровне среднего звена менеджмента. Соответственно, ключевым шагом для нас становится трансляция экспертизы по анализу бизнес-информации среднему звену менеджмента для принятия управленческих решений на основе достоверной информации, полученной из QlikView.
В наших дальнейших планах – расширение работы региональных дирекций с QlikView, а также развитие функционала самой системы. Пока QlikView охватывает только наиболее критичные бизнес-области, но его потенциал этим не исчерпывается. В дальнейшем с помощью QlikView мы планируем удовлетворить аналитические потребности таких подразделений, как управление кадрами, управление эксплуатации и ИТ.
CNews: Спасибо.