|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как изменились в последние годы потребности отечественного финансового сектора в BI-решениях — по вашим наблюдениям?
Алексей Михеев: Проекты, начатые многими банками 2-3 года назад на основе западных решений, удачи не принесли (за очень редким исключением). Бюджеты были освоены, но результатов не дали. По окончании кризиса и «размораживании» бюджетов (рост числа проектов стал наблюдаться где-то с конца 2009 года) наметилась следующая тенденция, получившая название best of breed: из совокупности предлагаемых разными поставщиками промышленных решений для каждого узкого направления заказчик выбирает лучшие продукты, способные максимально удовлетворить потребности бизнеса. Скажем, ETL-нишу закрывают решения одного вендора, платформа хранилища данных и бизнес-приложения предоставляются другим (или другими), визуализация информации используется от третьего. Как яркий пример можно привести масштабный интеграционный проект, который компания R-Style Softlab выполняет сейчас в Номос-банке: в качестве платформы для хранилища данных и бизнес-приложений здесь используется информационно-аналитическая система RS-DataHouse, обладающая сугубо российской спецификой, ETL-процессы реализуются на базе платформы Informatica, визуализацию и часть специализированных бизнес-приложений обеспечивает один из ведущих западных поставщиков.
Можно также констатировать, что банки, которые пару лет назад (в самый разгар кризиса) принимали решение об автоматизации собственными силами, считая этот вариант более бюджетным и оперативным, сегодня закрывают такие проекты, склоняясь в сторону выбора промышленного решения. По моему мнению, происходит это по нескольким совокупным причинам: во-первых, появились финансовые средства; во-вторых, возникло понимание, что в условиях постоянной текучки кадров за два года не наверстать 10-летний опыт, накопленный в специализированных решениях; в-третьих, в некоторых случаях свою роль играет процесс слияний и поглощений, который прицепом влечет за собой «свежий зоопарк» учетных систем и необходимость консолидации имеющейся информации и др.
Хочется отметить, что сегодня наблюдается «бум» именно на корпоративное хранилище данных, хотя какие-то 2-3 года назад это словосочетание считалось почти ругательным. Мы даже старались не употреблять его в общении с потенциальными заказчиками. В большинстве своем все хотели автоматизировать бизнес-процессы быстро, и главное, чтобы было красиво. Сейчас же налицо желание получать полные выверенные первичные данные, то есть проявляется интерес именно к ХД.
CNews: Какие функциональные возможности BI-систем наиболее востребованы российским заказчиком — из вашей практики?
Алексей Михеев: Если проанализировать нашу внутреннюю статистику обращений за прошлый год, то лидирует бюджетирование, на втором месте — отчетность по МСФО, на третьем — отчетность ЦБ, далее примерно равные доли занимают кредитные риски, риски ликвидности и пр. Из «нетрадиционного» стоит отметить активно востребованную на сегодняшний день маркетинговую аналитику.
Причем банки все больше убеждаются, что «коробка» (дистрибутив с готовыми методиками и отчетными формами) не способна покрыть их потребности. Внутри банков идет активная разработка собственных методик: лучшие западные бизнес-практики накладываются на российские реалии с учетом нажитого багажа (я имею в виду внутреннюю статистику). При этом процесс не конечный, идет постоянная модернизация.
CNews: Как в целом можно оценить динамику рынка BI в России — в последние годы? Какие изменения вы здесь наблюдаете?
Алексей Михеев: Наблюдается значительное увеличение количества проводимых тендеров и конкурсов (даже по сравнению с докризисным периодом) в сегменте банков топ-100, а также значительное увеличение бюджетов. При этом могу сказать, что фигурирующие в них цифры отнюдь не завышенные, адекватные реальным трудозатратам на проекты. (Раньше было явное стремление сэкономить. Считалось, что автоматизация бизнес-аналитики — задача второстепенная, которую нужно решать по остаточному принципу. Видимо, недавний кризис обострил потребность банков в качественной информации для поддержки управленческих решений и, соответственно, заставил изменить мнение об этом инструменте.)
Нельзя не отметить зарождение интереса к BI-инструментам в сегменте средних банков, причем именно к полноценным решениям, довольно дорогим для этого сегмента.
Ну и, конечно же, на рынке резко возросла конкуренция в сфере хранилищ данных. Поняв, что рынок учетных систем насыщен практически на 100 %, все разработчики стали оперативно создавать свои решения в области автоматизации бизнес-аналитики. Наблюдается массовое рождение как хранилищ данных, так и локальных решений. Что характерно, практически все они базируются на СУБД Oracle.
CNews: Как можно оценить результаты реализованных проектов BI?
Алексей Михеев: Финансово оценить результаты практически невозможно. Но вполне реально оценивать проекты по степени автоматизации бизнес-процессов (полностью или частично); по сокращению сроков подготовки отчетности; если речь идет о проекте реализации хранилища данных, то по уменьшению количества систем — источников данных (MS Excel, Access и др. файлов, где хранится информация). На мой взгляд, правильнее всего оценивать результативность проекта по прозрачности отчетности, то есть по степени раскрытия информации и по степени доверия к ней.
CNews: Насколько оправдываются ожидания заказчиков?
Алексей Михеев: Ожидания ожиданиям рознь. Если заказчик думает: «Поставлю аналитическую систему и сокращу половину штата, а соответственно, и издержки» - то нет. А вот улучшить качество информации, своевременность и скорость подготовки отчетности, обеспечить полноту исходных данных — такие ожидания вполне оправдаются. Ярким показателем успешности станет дальнейшее развитие проектов (в нашем случае это 90% клиентов). Если заказчик чем-то недоволен, он никогда не будет продолжать вкладывать деньги. Более 10 лет назад один из наших клиентов очень правильно сказал: «Автоматизация наводит порядок, а не сокращает штат».
CNews: Какие проекты в сфере BI были реализованы вами за последнее время?
Алексей Михеев: За последнее время было реализовано много разнообразных проектов как в сегменте топ-100, так и в сегменте средних банков. Перечислю наиболее интересные из них. В МДМ-Банке выполняется этап по расширению хранилища данными УРСА-банка; в Северном банке Сбербанка России выполнена визуализация данных на базе Oracle BI, выполняется поддержка смены платформы учетных систем банка; в Россельхозбанке завершены этапы наполнения КХД сделочной информацией, создание подсистемы учета аналитической информации по ценным бумагам и витрины по кредитному портфелю, выполняется проект по расширению функциональности витрины по кредитному портфелю, начинается проект по трансфертному ценообразованию; в Инвестторгбанке модернизирована система бюджетирования и др. Я перечислил те проекты, которые связаны с развитием имеющегося хранилища данных.
Из новых могу назвать оказание консалтинговых услуг в части оптимизации процессов подготовки отчетности в Среднерусском банке Сбербанка России; в Альфа-банке завершен проект по автоматизации системы оценки кредитоспособности корпоративных клиентов; о проекте в Номос-банке я уже упоминал; сейчас идет проект по выработке требований к построению КХД в Банке Москвы.
В настоящее время близится к завершению весьма интересный проект в банке «Таатта» (г.Якутск), где практически все работы велись удаленно, что значительно сократило бюджет. Для такого небольшого банка это был очень важный момент.
Мы также продолжаем работу на рынке стран СНГ: в прошлом году был автоматизирован процесс бюджетного планирования в Жилстройсбербанке (Казахстан), реализована управленческая отчетность в ЮникредитБанке (Кыргызстан) и др.
CNews: Каковы ваши ближайшие планы развития средств бизнес-аналитики?
Алексей Михеев: В качестве стратегических бизнес-направлений для развития RS-DataHouse мы выбрали дальнейшее расширение функциональности по различным видам отчетности (МСФО, ЦБ, управленческой) и рискам (рыночным, операционным, кредитным, ликвидности).
Технологические планы по развитию самой платформы ИАС RS-DataHouse предусматривают «уход в интернет». Над этой задачей мы активно работаем, перенося в веб-клиент все больше функциональности. Следуя тенденциям рынка, мы готовим решение, позволяющее интегрировать RS-DataHouse с промышленными шинами, что обеспечит минимальное время синхронизации информации учетных систем и хранилища.
В интеграционном плане будет продолжена практика совместных проектов с нашим партнером — компанией Informatica. Надеемся, в скором времени будет дан старт второму нашему совместному проекту.
CNews: Спасибо.