|
|
Обзор
Рынок BI в России 2012Обзор подготовлен
На рынке представлены различные категории аналитических инструментов – от доступных коробочных продуктов до сложных настраиваемых корпоративных BI-решений. Выбор клиента определяется его потребностями, которые со временем растут. И тут может помочь тот факт, что во многих случаях "легкие" решения работают на том же движке, что и "тяжелые", при этом обладают рядом ограничений и отличаются более низкой стоимостью.
Как объясняют эксперты, понятия "тяжелых" и "легких" BI-систем весьма условны. "Они отличаются уровнем организации метаданных, аналитическим функционалом, набором средств визуализации, временем внедрения и степенью простоты работы с системой для конечного пользователя", – рассказывает Сергей Борисов, директор департамента аналитических систем компании "Микротест".
Ситуация понятна, ведь производителям комплексных систем легче создать простые аналоги на основе имеющихся уникальных технологий. Однако для потребителя отличия играют весомую роль при выборе системы. По прогнозам IDC, рынок решений и сервисов для обработки больших массивов данных достигнет $16,9 млрд к 2015 году, показывая среднегодовой темп роста в размере 40%, опережая рынок ИТ в целом примерно в 7 раз. Это связано с тем, что в прошедшем десятилетии происходил активный переход от аналогового формата хранения данных к цифровому, который продолжился привлечением информации из все большего количества систем для реализации бизнес-анализа.
Российский рынок BI – это в основном рынок "легких" решений. Аналогично распределяется спрос и в развитых странах – большинство клиентов из сектора СМБ. Поэтому поставщики "тяжелых" решений создают упрощенные версии систем. Например, среди продуктов IBM Cognos BI имеется специально разработанная для СМБ система Cognos Express. Продукт отличается от промышленных решений только ограничениями в объеме обрабатываемых данных. Однако, основа та же, что и в тяжелых системах – ТМ1 и Cognos BI. Это позволяет легко мигрировать с решения Express на более функциональную систему по мере роста потребностей бизнеса. И хотя Россия в данном случае находится только в начале пути, однако уже в ближайшем будущем хранилища больших объемов данных получат самое активное развитие, а в связи с этим будут востребованы даже самые "тяжелые" инструменты бизнес-анализа.
Специалисты проводят грань между "легкими" и "тяжелыми" решениями в различных плоскостях. Например, Алексей Молчанов, эксперт направления BI-систем компании "Астерос Консалтинг", считает, что сложность инструмента, как правило, определяется степенью детализации хранимых и анализируемых данных, количеством охватываемых бизнес-областей и инструментарием для работы с информацией.
"Для легкой BI-системы количество объектов анализа и показателей не превысит десяти, а единственным средством составления отчетов в ней будет Excel. В тяжелых BI-системах суммарное число объектов и показателей может исчисляться сотнями. Для работы с ними используются средства гибкой аналитической отчетности, регламентной отчетности, прогнозного (predictive) и глубинного (data-mining) анализа, информационные панели индикаторов (dashboard)", – говорит Алексей Молчанов.
Отличительной особенностью легких систем BI является простота их внедрения. Оно производится в краткие сроки, требует участия минимального количества специалистов, а во многих случаях выполняется самим заказчиком. Это объясняется тем, что в подобных системах фигурирует небольшое количество источников данных, а аналитические требования, предъявляемые к конечному продукту, просты.
Показательным примером внедрения легкой системы поделились специалисты компании BI Parnter. В конце 2011 компания BigBuzzy (сервис по продаже купонов на скидки) внедрила систему SAP BusinessObjects Edge поверх базы данных основной системы, без ETL-преобразований и витрины. В рамках внедрения были решены основные задачи бизнес-аналитики: анализ продаж купонов, мониторинг посещаемости, анализ популярности акций, оценка лояльности клиентов. "Проект длился всего один месяц, в течение которого происходило освоение системы специалистами BigBuzzy. Дальнейшее развитие будет осуществляться уже собственными силами заказчика, в частности будет подключена выборка информации из CRM для анализа выполнения плана продаж", – сказал Андрей Тиунов, генеральный директор интегратора BI Partner.
"Тяжелые" BI-системы обладают бескомпромиссными возможностями масштабирования и могут удовлетворить потребности любого крупного предприятия. "К тому же их функционал намного шире, чем у "легких" или "средних", но и, конечно, сложнее в настройке", – говорит Олег Щербинин, руководитель направления аналитической отчетности и хранения данных "Ситроникс ИТ" в России.
Тяжелые системы в первую очередь востребованы распределенными компаниями, в которых работает большое количество сотрудников и ежедневно генерируется огромное количество данных. Таким образом, речь идет о телекоммуникационных операторах, кредитных организациях, розничных сетях и других провайдерах массовых услуг.
В частности, в сфере розничной торговли бизнес-анализ может производиться с учетом данных каждого чека, которых ежедневно генерируется более 10 тыс. Серьезные требования к BI выдвигают те компании, в которых внедрено большое количество разнородных информационных систем. Перед тем как произвести их анализ, полученные данные нужно согласовать и очистить, что требует наличия в системе специального функционала. Поэтому тяжелые инструменты востребованы также и в государственных органах и ведомствах.
Однако, как отмечает Дмитрий Ковалев, руководитель департамента числовой аналитики компании "Логика бизнеса 2.0", сложность решения не всегда зависит от типа компании, ее структуры или работы в определенном сегменте: "Каждый проект индивидуален и зависит от тех задач, которые стоят перед конкретной компанией. Предварительное обследование выявляет, насколько клиенту нужны те или иные функции. Даже бухгалтерия в двух предприятиях одного холдинга может работать по-разному, – комментирует он. – Например, не факт, что нефтяной компании, у которой есть огромный парк различных ИТ-систем нужно собирать данные изо всех этих систем. А маленькая сетевая компания может иметь сложную бухгалтерию с большими объемами данных, и все они нужны для анализа".
Однако потребностям бизнеса не всегда отвечает минимальный функционал "легких" решений, при этом далеко не все компании готовы тратить сотни тысяч долларов на внедрение "тяжелых" систем. Так оказалась необходима промежуточная категория – прослойка "средних" BI-систем, которые по функциональности приближаются к тяжелым.
Типичным примером BI-решения средних размеров была локальная имплементация системы – в отдельном департаменте или региональном представительстве. "При этом вполне возможно, что централизованно в компании уже используется система бизнес-аналитики, которая может быть реализована на совершенно иной платформе, нежели внедряемая локально. Причиной такого выбора может быть наличие административных барьеров на пути интеграции локальных данных, относящихся к региону или департаменту, или специфичные требования к BI в подразделении", – поясняет Александр Сухоручкин, консультант департамента бизнес-консалтинга компании Softline.
Владелец одного рекламного агентства имел достаточно полное представление о современных возможностях информатизации деятельности компаний, его не устраивали "легкие" BI-системы "под ключ". "Его привлекают гибкие, мощные, легко настраиваемые решения. При этом он не хочет платить столько же, сколько может заплатить крупная корпорация, к примеру «Газпром»", – говорит Дмитрий Ковалев. Потребности этого заказчика покроет именно "среднее" решение.
Таким образом, несмотря на распространенное разделение BI на категории, возможности "тяжелых" систем постепенно проникают в сектор доступных решений, чему способствует появление упрощенных версий продуктов от крупных производителей.
Андрей Шуклин