|
|
Обзор
Рынок BI в России 2012Обзор подготовлен
Мобильная бизнес-аналитика – следующая ступень развития корпоративных систем, уверен Петр Лилеев, руководитель практики мобильных решений компании "Астерос Консалтинг". Нативные BI-решения для мобильных устройств могут принести массу преимуществ для бизнеса. Как получить максимальный эффект от их внедрения – в интервью эксперта.
CNews: Наблюдаете ли вы рост интереса российского бизнеса к мобильным BI-решениям? Если да, то каковы его причины?
Петр Лилеев: Всплеск интереса к мобильным решениям появился в прошлом году и отчасти закономерен. Если мы посмотрим на историю вопроса, то увидим, что до 2005 года в России был период активных ERP-внедрений. С 2005 по 2010 длилась эпоха BI-решений. За это время компании накопили колоссальный объем корпоративной информации и научились ее обрабатывать. Теперь бизнес-данные необходимо представлять в удобном виде и в нужное время. Решить эту задачу призваны мобильные решения.
С другой стороны, интерес к мобильной теме очень активно подогревается участниками рынка. За последний год прошло огромное количество тематических выставок, конференций и круглых столов. У всех на устах такие модные термины, как "мобильный BI", "дэшбординг", "монитор руководителя", "мобильные KPI". Но далеко не все клиенты представляют задачу комплексно. Например, нередко компании понимают под мобильным BI просто отражение обычной отчетности на планшетниках или смартфонах. Но надо отдать должное: несмотря на общий тренд, некоторые клиенты комплексно подходят к построению новой мобильной BI-архитектуры, начиная с инфраструктурных вопросов и заканчивая обучением пользователей.
CNews: Можно ли оценить объем, динамику российского рынка мобильных BI-решений по сравнению с развитыми рынками?
Петр Лилеев: По нашей оценке, рынок мобильного BI развивается, как минимум, в 3 раза быстрее относительно всего сегмента BI-решений. Эра массовых внедрений BI-систем заканчивается – рынок аналитических решений уже сформировался, и темпы его развития уравниваются по динамике с сектором корпоративных бизнес-приложения. Тогда как сегмент мобильных приложений, по нашим прогнозам, в ближайшие годы будет расти экспоненциально, прибавляя от 50 до 100% в год.
Но, несмотря на бурные темпы развития мобильного BI в России, должен констатировать, что по этому направлению мы отстает от западного рынка лет на 5. То, что у нас считается передовыми технологиями, в развитых странах уже давно работает, а мы находимся в позиции догоняющего.
CNews: Какие требования сегодня предъявляются к мобильным BI-решениям?
Петр Лилеев: Мобильные BI-решения – это не портальный доступ к BI-системе, а полноценный аналитический инструмент "в кармане". Отсюда и стандартные требования к приложениям такого класса. Они должны работать как с выходом в сеть, так и без доступа к ней. "Светофорное" отображение показателей и возможность ретроспективного анализа бизнес-данных – первоочередные ожидания клиентов от BI-систем. В список обязательных требований к мобильным приложениям также входят такие функции, как навигация в разрезе оргструктуры, географии или релевантных аналитик и сравнение данных по выбранным периодам.
Требования к мобильным BI-решениям постоянно расширяются по мере знакомства клиентов с их возможностями. Например, сегодня компании хотят иметь возможность обратной связи с сотрудниками, ответственными за показателями. Недавно к перечню обязательных функций добавились авторизация и вывод только значимых для каждого пользователя данных и показателей.
CNews: Способны ли мобильные BI-решения повлиять на расширение области применения существующих аналитических систем и тем самым сократить срок возврата инвестиций в бизнес-аналитику?
Петр Лилеев: Сомневаюсь, что кто-то всерьез оценивает окупаемость внедрения управленческих BI-систем и может сказать о конкретном сроке возврата инвестиций за счет принятия взвешенных управленческих решений. Суть в том, что если приложение было внедрено и не использовалось менеджментом как инструмент поддержки принятия решений, то новый мобильный проект не добавит старому окупаемости. Мобильная аналитика, напротив, может потребовать "перевнедрения" существующих BI-систем.
CNews: Какова стратегия развития направления мобильного BI в компании "Астерос Консалтинг"?
Петр Лилеев: Наша стратегия развития опирается на партнерство с "1С" и SAP. Последние несколько лет мы активно работали над проектами по десктопным мониторам для руководителей. На базе SAP Business Objects был сделан продукт myDashboard, а сейчас мы создаем его мобильный аналог. Таким образом, у нас разработан своего рода "BI-комплект", помогающий топ-менеджеру компании и на рабочем месте, и вне офиса. Для нас это ключевое направление развития мобильных BI-решений.
Также у нас есть наработки по импорту аналитической отчетности из "1С" на мобильное устройство пользователя. Это простой и быстрый способ получить привычную отчетность на базе "1С" на мобильном телефоне или планшете. Мы рассчитываем, что это особенно оценят компании сектора СМБ, которые не готовы к большим BI-проектам, но с удовольствием воспользуются удобным и простым инструментом мобильной "1С"-отчетности.
Другое стратегическое направление – выпуск BI-приложений к нашим собственным мобильным продуктам. Например, в рамках решения "Профессиональный сервис технического обслуживания" мы предлагаем аналитический инструмент, который позволяет оценивать работу мобильных бригад техобслуживания в разрезе показателей качества, реакции и надежности.
CNews: Какие тенденции будут определять в ближайшие 2-3 года развитие рынка мобильного BI, по вашим прогнозам?
Петр Лилеев: Самым распространенным рабочим мобильным инструментом пока остается "яблочный" планшет iPad. Как говорят зарубежные аналитики, до 2015 года его лидерство в бизнес-среде останется неизменным, а это значит, что рынок мобильных BI-приложений будет формироваться непосредственно производителями BI-систем и самописными решениями под iOS от отечественных интеграторов. Поскольку пока зарубежные мобильные BI-продукты закрыты для российского рынка суровыми правилами распространения Apple VPP (volume purchase program), российские разработчики являются монополистами рынка. Не ясно, сколько продлятся подобные тепличные условия, скорее всего не более 2-3-х лет. После этого на наш рынок придут зарубежные мобильные разработчики, которые могут составить очень серьезную конкуренцию.
CNews: Решения какого типа будут особенно востребованы на российском рынке мобильного BI в 2012 году, по вашему мнению?
Петр Лилеев: По аналогии с развитием всего BI-рынка, мы прогнозируем резкий рост объемов сегмента мобильного BI в последующие 2-3 года. Повышенным спросом будут пользоваться "дэшборды" для руководства, включая средний менеджмент компании. Также мы видим высокую востребованность инструментов для операционной и транзакционной ERP-аналитики. Благодаря новым технологиям типа "in-memory" и растущим вычислительным мощностям мобильных устройств, появится возможность строить новую архитектуру мобильной ERP-отчетности. Все это заметно скажется на функционале и возможностях мобильных BI-решений и, соответственно, объемах рынка.
CNews: Спасибо.