|
|
Обзор
Рынок BI в России 2012Обзор подготовлен
Начальник отдела развития корпоративных бизнес-приложений компании "Газметаллпроект" Алексей Жарков рассказал CNews, с каким трудом выбирал BI-систему опытным путем, начав с решения одной микрозадачи. В итоге за 4 месяца промышленной эксплуатации BI-системы в "Газметаллпроекте" появились "интеллектуальный офис" и десятки пользователей из многих бизнес-подразделений компании.
CNews: Расскажите о бизнесе компании и о задачах, которые стоят сегодня перед вами?
Алексей Жарков: Наш основной бизнес – производство и продажа цемента и цементной продукции в России. Основные регионы нашего присутствия – Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область, где наша доля рынка составляет не менее 50%.
Безусловно, стратегическая цель компании – экспансия в новые регионы и за рубеж, поддерживаемая укреплением положения на рынке за счет увеличения доли присутствия в регионах.
CNews: Как бизнес-аналитика помогает компании в достижении стратегических целей?
Алексей Жарков: Стратегическая установка нашей компании – активное развитие бизнеса. Так, в течении ближайших 1,5–2 лет мы планируем увеличить долю рынка в регионах присутствия, а так же выйти на новые рынки за счёт модернизации производственных линий заводов. Бизнес-аналитика по производству и сбыту эффективно поддерживает запланированную экспансию – мы четко понимаем, где находимся и в каком направлении развиваться дальше. При этом мы анализируем не только внутреннюю информацию для повышения собственной эффективности, но и проводим серьезный конкурентный анализ, выстраивая стратегические планы на основе многофакторной рыночной аналитики.
Пока мы автоматизировали аналитику по пяти большим направлениям – анализ производственной деятельности, анализ продаж, анализ и оперативный контроль исполнения бюджета, анализ финансовой и инвестиционной деятельности.
CNews: Конкретизируйте, пожалуйста, задачи, которые вам позволяет решать BI-система.
Алексей Жарков:Вся аналитика в компании – и коммерческая, и финансовая, и производственная – реализована на одной платформе.
Активно использует BI-систему топ-менеджмент компании. Для высшего руководства мы создали отдельное приложение, интегрирующее данные по продажам, производству и финансам. Основной экран аналитического приложения с 15 ключевыми бизнес-показателями даже стал основой нашего "интеллектуального офиса" – в кабинетах топ-менеджеров размещены регулярно обновляемые информационные панели с аналитикой. Так что теперь руководителю не нужно ждать 1,5 недели, чтобы получить отчетность за прошедший период, а он в интерактивном режиме может контролировать ситуацию – стоит только поднять глаза на экран, чтобы оценить текущие показатели в сравнении с планом, конкурентами и т.д. Если требуется дополнительный анализ ситуации, нужно просто открыть приложение на ноутбуке или iPad-е и продолжить аналитическую работу с актуальными данными.
Производственная аналитика целиком и полностью посвящена задачам повышения эффективности деятельности заводов и снижения себестоимости продукции. И в этом плане мы уже достигли успехов. После внедрения мы смогли качественно управлять простоями оборудования. Время, затрачиваемое на планирование простоев, сократилось более чем в три раза – с недели до двух дней (на обязательные регламентные работы). Кроме того, в BI мы ведем оперативный контроль за исполнением плана производства, отслеживаем обеспеченность сбыта производством (с учетом графика простоев), проводим мониторинг графика ремонтов, причин внеплановых простоев и выявляем оборудование, которое в тот или иной момент производственного цикла является наиболее критичным.
Если говорить о коммерции, то в мы ведем аналитику исполнения плана продаж (как в оперативной, так и в стратегической перспективе), контроль ценообразования и предоставления скидок, мониторинг динамики долей рынка по регионам присутствия и в целом. Реализована также прогнозная аналитика "что, если". Она позволяет прогнозировать ситуацию с реализацией, выпуском и отгрузкой на оставшиеся дни месяца, контролировать выполнение плана продаж и производства.
Финансовая аналитика в целом стандартна – контроль исполнения бюджета, движения денежных средств, моделирование кредитного портфеля. Недавно мы также разработали приложения по анализу финансирования инвестиционных проектов – это одна из тех бизнес-областей, где бизнесу необходимо четко понимать структуру затрат и динамику ROI.
CNews: Что послужило причиной информатизации аналитического блока?
Алексей Жарков: Хотя сейчас аналитика помогает в решении стратегических задач, стартом послужили проблемы операционного управления. Одна из предпосылок – необходимость автоматизации декадных коммерческих отчетов. Раньше процесс занимал неделю. Понятно, что если отчет за 10 дней составляется неделю, то информация теряет актуальность. Благодаря внедрению системы отчет составляется за 10 минут.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о ходе информатизации.
Алексей Жарков: Примерно 1,5 года назад мы задумались об оперативном формировании декадных отчетов, приступили к выбору инструмента. Мы рассмотрели 4 системы: SAP, QlikView, IBM Cognos, Tableau. Все эти решения очень неплохо справляются с отчетностью. Однако в процессе выбора появилась новая задача – создание информационной панели, и тут системы стали "отпадать".
Сначала мы отказались от Cognos'а ввиду совершенно непрезентабельной внешности и архаичного дизайна. Потом отпал SAP, хотя мы обратили очень пристальное внимание на это решение. Причинами стали сложность внедрения, высокая стоимость и несовместимость мобильными устройствами Apple, поскольку решения SAP построены на флэш-технологии. По системе Tableau нашлось очень мало документации, даже на английском языке. И внешний вид опять же немного проигрывал QlikView. Так выбор пал на QlikView, и уже в процессе работы с системой стали раскрываться ее возможности, появились новые потребности.
На внедрение ушло около года. Сегодня система работает в режиме промышленной эксплуатации. При этом идет ее активное развитие: проводятся доработки, вносятся изменения, подключаются новые бизнес-единицы (заводы), добавляются новые модули.
CNews: Стоимость названных вами решений лежит в очень широком ценовом диапазоне. Как это вяжется с потребностями вашей компании?
Алексей Жарков: Видимо, это был тот редкий случай, когда величина затрат не была принципиальной. Конечно не хотелось стрелять из пушки по воробьям, но если бы дорогой SAP выигрывал по всем параметрам, мы бы внедрили его.
CNews: Вы говорили о развитии системы. Это плановые задачи или они появились после начал промышленной эксплуатации системы?
Алексей Жарков: У нас несколько нестандартное внедрение – была ключевая микрозадача по самостоятельной автоматизации коммерческой отчетности, без детального технического задания. С таким подходом к проекту внедрения QlikView справилась отлично. Поскольку время на переделку приложения по просьбе бизнес-пользователей требовалось минимальное, мы могли действовать по принципу "нравится – не нравится", и в короткие сроки получить желаемый результат.
Кроме того, уже на этапе разработки аналитической системы дэшбордов для высшего руководства стали появляться новые бизнес-заказчики аналитической отчетности для своих подразделений. Такая ситуация, например, сложилась с кредитным отделом. Внедрение совпало с началом активного инвестирования в развитие компании, соответственно, расширился кредитный отдел, отвечающий за финансирование развития, появилась задача моделирования кредитного портфеля, которую мы успешно решаем.
Развитие аналитической системы идет очень динамично, постоянно появляются новые заинтересованные отделы, новые идеи. Ко мне часто подходят коллеги из разных департаментов, спрашивают: "А можно ли сделать это?". За 1,5 года работы с продуктом я пришел к выводу, что почти на любой подобный вопрос можно смело отвечать "Да, можно!". И в этом, мне кажется, один из основных "added value", который мы не планировали получить от внедрения BI.
CNews: Быстрое наращивание потребностей в аналитике не сдерживается инфраструктурными ограничениями?
Алексей Жарков: Пока нет. У нас небольшая номенклатура производства, следовательно, относительно небольшие объемы данных. Единственное, "Газметаллпроект" – территориально распределенная организация, поэтому понадобилось наладить дополнительное администрирование новой системы, которое ведется силам имеющихся ИТ-сотрудников. То есть увеличения штата не произошло, а это редкость для BI-проектов.
CNews: Как строилось сотрудничество с поставщиком?
Алексей Жарков: Мы сразу поставили поставщика перед фактом, что никакие дополнительные услуги нам не требуются, мы хотим только приобрести лицензии. Несмотря на это чувствовалась его заинтересованность в хороших результатах. Я всегда мог просто позвонить и задать любой вопрос, на который всегда получал вразумительный ответ.
Кроме того, приятно, когда с поставщиком складываются дружеские отношения, профессиональный обмен опытом. Так, например, в прошлом году коллеги из АТК показали их интересную разработку – "волшебную кнопку", при нажатии которой можно выгрузить из системы презентацию MS PowerPoint в корпоративном формате, с предварительно выбранными объектами, за один клик мышкой. Идея понравилась, и я реализовал ее в нашем приложении.
CNews: Как вы оцениваете диапазон предложений на российском рынке BI?
Алексей Жарков: Когда начинаешь искать бизнес-решение на российском рынке, неважно – BI или для документооборота или CRM, то, прежде всего, находишь известные бренды, не больше 5-10. Но если посмотреть на просторах мирового рынка BI, или хотя бы тщательно изучить BI-квадрант Gartner, можно найти очень много интересных решений (коммерческих и открытых), пока слабо представленных на российском рынке.
Но ситуация постепенно меняется к лучшему – наши поставщики стараются привести на российский рынок новые продукты. Например, у интересных BI-продуктов Tableau и Targit уже появились партнеры в России, а когда мы проводили проект выбора, приходилось общаться с иностранными офисами компаний.
CNews: Спасибо.