|
|
Обзор
Рынок BI в России 2012Обзор подготовлен
Берик Турмаганбетов, директор департамента бюджетирования и экономического анализа крупнейшей нефтедобывающей компании Казахстана "Разведка Добыча «Казмунайгаз»", рассказал CNews о внедрении двух аналитических решений: SAS Financial management (FM) и SAS Activity Based Management (ABM). Если первая система применяется для решения стандартной для бизнеса задачи бюджетирования, то вторая система позволила внедрить сложную модель процессно-ориентированного учета. Уже ощущаются первые результаты.
CNews: Какие стратегические задачи стоят перед организацией на ближайшие два года?
Берик Турмаганбетов: Стратегическая задача любого бизнеса – увеличение акционерной стоимости компании, в нашем бизнесе к этому ведет поддержание существующего уровня добычи на имеющихся активах, а также наращивание запасов за счет приобретенных и приобретаемых активов. Два основных филиала компании – "Узень" и "Эмба" – суммарно добывают около 9 млн. тонн нефти в год. С учетом нашего участия в совместных предприятиях, на сегодня речь идет о 12-13 млн тонн добычи в год.
Роль бизнес-аналитики в управлении бизнесом очень велика. В компании "Разведка Добыча «Казмунайгаз»" выполнены два больших проекта – это внедрение SAS Financial management и SAS Activity Based Management. С помощью FM автоматизировано бюджетирование, что обеспечивает нам полную и достоверную информацию для принятия управленческих решений, для составления управленческих отчетов.
SAS ABM помогает рационально использовать имеющиеся производственные мощности, материальные, людские, финансовые ресурсы и оперативно составлять необходимую внутреннюю отчетность сквозь призму эффективности существующих бизнес-процессов. Внедрения завершились относительно недавно, и думаю, что роль систем пока даже недооценена, но она очень существенна.
CNews: Какие конкретно задачи решают аналитические системы?
Берик Турмаганбетов: До внедрения решения FM бюджетирование в компании велось в Excel. РД "Казмунайгаз" – крупнейшая добывающая компания Казахстана, и такой подход порождал множество проблем. Это и большие временные и трудозатраты, и ошибки из-за человеческого фактора, и загруженность наших ИТ-мощностей. Создание новой версии бюджета, например, при изменении входных данных – цена нефти и курс доллара – в ускоренном варианте занимало до 2-х дней. После автоматизации бюджетирования процесс происходит в онлайн-режиме с сохранением версионности всех проектов бюджета. Создание новой версии при изменении входных данных занимает полчаса – максимум час.
Мы являемся структурным подразделением, дочерним предприятием национального холдинга "Казмунайгаз" с государственным участием. Порой перед нами ставятся очень срочные задачи, поэтому требования к срочности действительно актуальны. Проходит совещание в правительстве или изменяются макропрогнозы, предоставляемые министерством экономического развития и торговли, и нам необходимо срочно подготовить соответствующий аналитический материал.
В 2012 году время подготовки полного бюджета компании сократилось где-то на 40%. Соответственно, меньше времени тратится на рутину, больше – на аналитику!
CNews: Какие задачи решает система ABM ?
Берик Турмаганбетов: Мы автоматизировали модель раздельного учета доходов, затрат и активов, основанную на принципах процессно-ориентированного учета. Фактически мы оцениваем эффективность месторождений, скважин, что помогает нам моделировать бизнес-процессы при изменении ситуации. Например, сейчас в среднем цена $110 за баррель нефти определенного сорта, и всех это устраивает. В том случае, если сбудутся пессимистичные прогнозы, цена может упасть до $60–70. Тогда нам потребуется оптимизировать затраты, например закрыв неэффективные скважины.
CNews: Уже есть конкретный пример оптимизации?
Берик Турмаганбетов: Пока цена нас устраивает, поэтому нет. Но отзывы о системе от коллег из филиалов очень положительные. Дело в том, что проект по внедрению AВM завершился почти в конце 2011 года, сейчас идет промышленная эксплуатация на местах – в филиалах, нефтегазодобывающих управлениях. Мы уже получаем первые отзывы. Кто-то делает открытие, что, оказывается, какая-то скважина "тянет вниз" структурное подразделение, потому что нефть обходится достаточно дорого.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о ходе информатизации аналитического направления.
Берик Турмаганбетов: Проект внедрения FM стартовал в 2008 году. Первый этап – создание демонстрационной модели – был завершен в том же 2008 году. Далее, в 2009 году, в части структурных подразделений одного из филиалов мы внедрили пилотную версию решения. В 2010 году началось тиражирование системы, и сейчас охвачены все структурные подразделения. Начиная со второй половины 2010 года мы приступили к опытно-промышленной эксплуатации, и уже начиная с января 2011 года система была введена в промышленную эксплуатацию.
Примерно тогда же было принято решение о внедрении методики раздельного учета доходов, затрат и активов для управленческих целей. 2009 год ушел на ее разработку. Расчеты опираются на фактические данные. Методика интересна тем, что объединяет две системы: территориальную базу данных (ТБД, это данные по всем геолого-техническим мероприятиям) и учетную систему SAP R3. ТБД и SAP интегрированы с решением AВM, которое формирует несколько основных отчетов: эффективность ГТМ, эффективность скважин, эффективность месторождений и др. В целом информация очень показательна, и это не предел, потому что остается очень много новых аналитических возможностей.
CNews: Как выбирали решения и какие альтернативы рассматривались?
Берик Турмаганбетов: Процесс выбора AВM занял у нас около года. 6–9 месяцев ушло на анализ, маркетинговые исследования. Каждый потенциальный поставщик проводил презентацию, в компании работал консультативный совет с участием представителей ИТ, финансово-экономического, производственного блоков. Свои решения презентовали около 10-ти поставщиков. Последний поставщик был выбран, потому что на тот момент компания предложила оптимальное решение. Внедрение SAS AВM – уникальный проект не только в Казахстане, но и в России, и в нефтяной отрасли на пространстве СНГ.
Проект завершился в 2011 году, и сейчас с отчетами знакомятся коллеги на местах, руководство компании.
CNews: С какими проблемами сталкивались во время внедрения аналитических систем?
Берик Турмаганбетов: Особых проблем при внедрении не было. Мы заранее провели большую работу по разработке методологии AВM. Проект длился почти три года, у нас было достаточно времени. Техническое задание было тщательно проработано.
Незначительные проблемы возникли при внедрении FM в связи с особенностями программного продукта. Решение принципиально новое не только для нашей компании, но и вообще в Казахстане. Помощь консультантов была крайне важна. Наши специалисты выезжали на обучение в московский офис, к нам приезжали международные консультанты.
CNews: Какие еще аналитические продукты используются в компании?
Берик Турмаганбетов: Их несколько и каждый блок использует программные продукты с учетом специфики и имеющегося опыта.
CNews: Каковы дальнейшие планы развития аналитического блока?
Берик Турмаганбетов: Наша задача в части AВM пока состоит в максимальном использовании имеющихся отчетов, максимальном охвате пользователей.
С точки зрения FM развитие будет связано со снижением нагрузки на ИТ-инфраструктуру, повышением оперативности программной составляющей. Предполагаем начать эту работу в следующем году.
CNews: Спасибо.