|
|
Обзор
Рынок BI в России 2012Обзор подготовлен
Директор по развитию бизнеса компании Teradata Александр Пинский считает, что российский бизнес находится на начальном этапе бума на рынке бизнес-аналитики. Подавляющее число проектов связано с формированием отчетности. Однако лидеры информатизации уже активно используют операционную аналитику, и технологический уровень некоторых проектов достигает стандартов рынка Западной Европы.
CNews: Как вы оцениваете объем российского рынка проектов по организации хранилищ данных в 2011 году?
Александр Пинский: В своих оценках и прогнозах мы ориентируемся на данные аналитических компаний. Сейчас мы оцениваем объем российского рынка BI-приложений в пределах $200–400 млн. Объем рынка хранилищ данных немного уступает ему, но имеет сопоставимые размеры.
Однако отечественный рынок интересен не столько объемами, сколько динамикой – его рост составляет 30-40% в год. Это где-то в пять раз выше мирового показателя, то есть Россия является одним из самых динамичных регионов по развитию хранилищ данных и BI-инструментов. К примеру, российский бизнес Teradata является одним из самых быстро растущих и в регионе EMEA и в глобальных масштабах корпорации. Можно сказать, что в России сегодня наблюдается такой же бум интереса к аналитическим решениям, какой в свое время был на рынке ERP-систем.
Если сравнивать российский рынок ИТ с зарубежным, то мне нравится метафора "машины времени": если вы хотите увидеть будущее российского рынка через пять лет, то посмотрите на рынок Западной Европы сегодня; а что нас ждет через десять лет, отражено в рынке США. Рынок BI в этом не отличается, и сейчас мы видим в России то же, что происходило на западных рынках 5–7 лет назад: практически все крупные заказчики обзавелись промышленными транзакционными системами – ERP, биллинг и т.д. – которые, с одной стороны, автоматизировали операционные процессы, а с другой – породили большие объемы данных на предприятиях. Теперь возник интерес к повышению эффективности бизнеса и качества принимаемых решений. То есть возникла потребность в аналитических системах. А большие объемы данных одновременно служат и бесценным источником для этой аналитики, и проблемой с точки зрения их интеграции – что приводит к необходимости внедрения хранилищ данных.
CNews: Можете ли тогда предположить, какие типы ИТ-проектов в сфере аналитики будут популярны в России в 2012–2013 годах?
Александр Пинский: В Европе идет массовое внедрение "активных хранилищ данных", которые не просто формируют отчетность или используются узким кругом аналитиков, их используют все сотрудники организации в ежедневной, ежечасной работе для решения операционных задач. Например, сотрудники авиалинии за считанные минуты при задержке рейса принимают решения об изменении маршрутов пассажиров с учетом максимизации загрузки самолетов, минимизации времени ожидания пассажиров, ценности пассажиров, дохода.
Банки могут принимать решение о выдаче кредитов не в течение нескольких дней с привлечением большого числа всевозможных инстанций, как это происходит сейчас, а за 15 минут с учетом детальной информации, которая есть в хранилище, с учетом модели риска, с учетом автоматизированного расчета размера кредита.
Энергосбытовые компании, которые оперируют "умными" сетями, могут в реальном времени отслеживать расхождения с биллинговыми данными или остановки, сбои "умных" счетчиков для минимизации потерь доходов. Соответственно, в России мы ожидаем массового распространения активных хранилищ данных в ближайшее время, а некоторые из наших существующих российских клиентов уже идут по этому пути.
Второй тренд – это Big data в области слабоструктурированных данных, в первую очередь данных из интернета. Сейчас это направление активно развивается в США и начало свое развитие в Европе. Например, у Teradata есть замечательный заказчик LinkedIn, который с помощью нашей платформы автоматизирует аналитику в режиме реального времени для более чем 150 млн активных пользователей. То есть через несколько лет задачи применения Big data – с использованием алгоритмов MapReduce, библиотек Hadoop и т.д. – будут востребованы в России, и не только интернет-компаниями, но так же госструктурами. Госструктуры обладают огромными массивами разрозненных и плохо структурированных данных, которые проще "причесать" с помощью инструментов Big data, нежели бороться за правильную, полноценную консолидацию и структурирование.
Третий тренд, который мы видим сейчас на примере США, связан с использованием облачных технологий. В первую очередь это использование хранилищ данных для построения облачной инфраструктуры, например для тех же самых государственных организаций. И использование облачных аналитических приложений средними и небольшими компаниями.
CNews: Вы чувствуете интерес со стороны российского бизнеса, госсектора к перечисленным направлениям информатизации?
Александр Пинский: Конечно, и уже отнюдь не "образовательный". Сегодня ряд наших российских заказчиков ведут проекты по созданию активных хранилищ. В основном это представители наших "любимых" отраслей: финансовый сектор и телекомы: именно у них наличие больших объемов данных сочетается с высоким уровнем развития информационных технологий. Есть также госсектор, ритейл и энергетика – причем в российском госсекторе сейчас идет развитие с опережением многих коммерческих отраслей.
В энергетике за последние годы произошел настоящий прорыв с точки зрения объемов данных, которыми начали оперировать компании. С одной стороны, это "умные" сети, которые породили огромный поток информации со счетчиков, с другой – это кардинальные изменения в области автоматизации разведки и добычи запасов углеводородов, особенно в трудных условиях. Даже родился термин "цунами данных на шельфе", который подразумевает, что для полноценной разведки и добычи газа и нефти нужно оперировать десятками и сотнями ТБ данных – сейсмических и прочих.
CNews: Насколько быстро вы растете по сравнению с российским рынком?
Александр Пинский: Мы не раскрываем региональные данные, но темпы роста нашего бизнеса в России опережают темпы развития российского рынка BI и хранилищ данных в целом.
CNews: Как изменились требования российских заказчиков к поставщикам решений за последние год-два?
Александр Пинский: Заметно вырос уровень понимания заказчиков, что такое хранилища данных, где они применяются. Быстро растет интерес к промышленным платформам такого класса, как Teradata, к готовым отраслевым решениям и логическим моделям данных. Нас это не может не радовать.
Если говорить о BI-инструментах, то здесь основной фокус сохраняется в области проектов по формированию отчетности. Хотя, повторюсь, крупнейшие заказчики уже идут по пути применения аналитики в операционной деятельности, сложного моделирования деятельности т.д.
CNews: Можно ли оценить долю российских проектов в области бизнес-аналитики, связанных с формированием отчетности?
Александр Пинский: Первый этап развития любой аналитики – формирование отчетности. Потом идет степень повышения ее оперативности и использования в операционных процессах вплоть до появления активных хранилищ – такую картину мы наблюдали сотни раз и даже сформировали типичные пути развития хранилищ данных и BI в различных отраслях.
Поскольку большинство российских заказчиков находится на этом первом этапе, естественно, они уделяют большое внимание именно консолидации, построению отчетности. Вычленить долю таких проектов довольно сложно. Во-первых, большинство проектов комплексные, включают и отчетность, и продвинутую аналитику. Во-вторых, грань между простой отчетностью и сложной аналитикой несколько размыта.
CNews: Часто слышишь, что российские заказчики формулируют избыточное количество требований к BI-инструментам. В результате около 70% функционала не используется. Так ли это?
Александр Пинский: Это можно сказать обо всех крупных ИТ-проектах. Любое масштабное внедрение требует грамотного формулирования рамок проекта, их соблюдения. Изрядное количество проектов внедрения заканчиваются неуспешно или как минимум реализацией только части ожиданий первоначальных заказчиков именно по этой причине. Бороться с этим можно и нужно, фокусируясь на рамках проекта и сроках. Мы, например, стремимся, чтобы длительность любого нашего проекта по построению хранилищ данных или внедрения функционала на их основе не должны превышать один год. Потому что даже самые замечательно сформулированные требования в течение одного года могут устареть.
CNews: А если сравнить менталитет российских заказчиков и клиентов из США, Европы?
Александр Пинский: На Западе в принятие решений в области информационных технологий больше вовлечен бизнес, это следствие более высокого и более длительного развития ИТ. В России же очень часто встречается даже не столько технологический, сколько ИТ-ориентированный подход: основное внимание уделяется инструментарию, нежели тем бизнес-задачам, которые нужно решить. Также у нас зачастую решения принимаются субъективно, заказчики редко заказывают материалы и исследования аналитических агентств, чтобы сделать выбор в пользу того или иного вендора, как это делают западные компании
CNews: Для каких компаний в России BI-инструментарий стал относиться к набору must have?
Александр Пинский: Первая десятка банков, все крупные телекомы; также федеральные госструктуры сейчас начали активно применять аналитику: например, KPI эффективности, консолидация больших массивов данных для анализа и поиска информации.
CNews: Какие перспективы вы видите для развития бизнеса Teradata в России?
Александр Пинский: Большая территория, многочисленное население, привычка к централизации и бизнеса, и государственного управления приводят к тому, что все крупные организации требуют интеграции больших массивов данных из разных, в том числе и географически распределенных систем.
Это создает для нашей компании замечательные условия для развития в России. Поэтому мы считаем этот рынок очень важным и перспективным, и активно в него инвестируем. Уже сегодня в российском офисе работают более 100 сотрудников, включая местных разработчиков, консультантов и службу поддержку. Мы активно развиваем партнерскую сеть, сегодня добрая половина всех крупнейших системных интеграторов России является партнерами Teradata.
CNews: Какая динамика ждет российский рынок в 2012 году?
Александр Пинский: Существующие темпы его роста сохранятся. Основные задачи будут лежать в области интеграции данных, консолидации отчетности.
Teradata ожидает рост своего бизнеса в двухзначных цифрах, Россия станет одним из крупнейших регионов в EMEA по объему продаж. Иными словами, наши результаты будут сопоставимы с бизнесом в западноевропейских странах.
CNews: Спасибо.