|
|
Обзор подготовлен
Бизнес всё больше осознаёт значимость инвестиций в человеческие ресурсы. Помимо основных затрат, связанных с выплатой вознаграждений за работу, стратегически мыслящее руководство охотно вкладывает в системы поиска талантов, обучающие программы и другие технологии, которые помогают сотрудникам стать эффективнее. Российские компании постепенно подтягиваются к лучшим мировым практикам.
По мере выхода из кризиса в мире всё сильнее обостряется борьба компаний за квалифицированные кадры. Аксиоматичным для бизнеса стало утверждение, что для успешной «охоты за умами» необходимо выстроить эффективную кадровую службу. А это требует инвестиций в автоматизацию соответствующих бизнес-процессов.
Среди всех программных продуктов HRM-приложения далеки от лидеров роста, но они достаточно стабильно увеличивают своё присутствие на рынке. Согласно оценкам Forrester Research, мировой сегмент кадрового ПО с 2008 г. по 2011 г. вырастет с $5,9 млрд до $8,3 млрд (среднегодовые темпы роста 9%). По прогнозам AMR Research, в 2013 г. объём рынка HRM составит $10,1 млрд.
HRM-приложения охватывают всё больший спектр направлений управления человеческими ресурсами. Это, в первую очередь, HRM-системы (HRMS) - основополагающий компонент автоматизации, который служит для решения тактических задач в области расходов на персонал, соблюдения требований законодательства и операционных процессов. HRMS учитывает всех лиц, работающих в компании, включая штатных сотрудников, подрядчиков и стажёров.
Кроме того, существуют средства автоматизированного планирования рабочего времени сотрудников (Workforce Management). Они помогают организациям назначать нужных работников с нужными навыками и умениями на необходимую работу в нужное время и проводить точный расчёт вознаграждений, в зависимости от времени работы и соответствия её нормативам. Workforce Management является стратегическим компонентом в оптимизации предложения рабочей силы по отношению к эксплуатационным требованиям.
Все большую популярность получают системы управления талантами (Talent Management). Эти приложения обеспечивают соотнесение инвестиций в поиск талантов со стратегическими целями компании, помогают руководителям искать и нанимать лучших сотрудников, адаптировать и развивать их таланты, приводить размер их вознаграждения в соответствие с уровнем выполненных задач компании.
Растет спрос на системы управления обучением сотрудников (Learning Management Systems, LMS), позволяющие вести корпоративные образовательные программы, регистрировать учащихся, формировать отчёты по их успеваемости, составлять индивидуальные планы и т.д. LMS постепенно движутся от отдельных приложений к части пакета управления талантами.
Российские компании в целом пока серьёзно отстают от западных по глубине автоматизации управления кадрами. Но позитивные тенденции в последние несколько лет налицо, говорят опрошенные CNews специалисты. По словам руководителя центра поддержки персонала «Финам» Екатерины Грипась, рост конкуренции на рынке диктует необходимость уменьшения времени на принятие решений и более быстрого внедрения ИТ-решений внутри компании, что подстёгивает интенсивность автоматизации HR.
В отличие от докризисных времен, когда большинство заказчиков интересовали учетные модули HRM-систем (кадровый и табельный учет, расчет заработной платы), в последнее время основными направлениями развития автоматизации HR становятся задачи, призванные улучшить эффективность работы персонала – от руководства до рядовых сотрудников. «Это позволяет повысить лояльность персонала к работодателю, дать возможность выстраивать HR-стратегию компании в соответствии с корпоративной стратегией развития бизнеса», - комментирует Ярослав Третьяков, начальник управления HR-систем компании «Инфосистемы Джет».
В российской практике проекты внедрения HRM-систем проходят, как правило, поэтапно. Сначала внедряются так называемые core-модули, обеспечивающие основные задачи кадрового делопроизводства и учета, после чего система постепенно «обрастает» дополнительными возможностями. Такой подход обычно применяется даже в крупных, территориально распределённых компаниях с числом работников от нескольких тысяч. Значительное вложение средств требуется лишь в тех случаях, когда необходимо от разрозненных кадровых разработок перейти к дорогой ERP-системе с HRM-функционалом, либо осуществить тиражирование системы управления человеческими ресурсами из головного офиса (управляющей компании) на всю региональную сеть.
По мнению экспертов, взрывного роста расходов на автоматизацию HR в России в ближайшей перспективе ждать не стоит. Но, безусловно, бизнес всё более активно будет внедрять предлагаемые на рынке HRM-решения - как отдельные системы, так и модули в составе ERP. Постепенно войдут в широкую практику и системы Workforce Management, Talent Management, LMS. Безоглядной автоматизации управления кадрами не должно произойти. Компании, наученные кризисом, будут тщательно подходить к вопросам выбора функционала и расходов на проекты. «В любом случае, внедрение систем оправдано только в том случае, если эти затраты окупятся раньше, чем система успеет морально устареть», - предупреждает Екатерина Грипась.
Несколько аспектов будут определяющими в стратегии автоматизации HR-функций в ближайшие годы. «Усилится стремление крупных компаний к повышению эффективности процессов управления персоналом посредством унификации и централизации – то есть формирования Общих кадровых центров обслуживания, - ожидает Евгений Васильев, старший партнер MOLGA Consulting. - Соответственно будут востребованы ИТ и продукты, способные обеспечить данный функционал в рамках крупных разветвленных корпоративных структур: мощные HRM-системы на базе ERP, совместимые или уже содержащие в себе сервисы для сотрудников и руководителей, а также HR-киоски и терминалы, инструменты интерактивного взаимодействия и другие».
Передовики автоматизации HR будут активно развивать порталы самообслуживания сотрудников, использующих web-интерфейс, добавляет Игорь Якобсон, главный эксперт компании «Компас».
Менее крупные компании будут искать HR-решения с минимальными затратами – как при внедрении, так и в ходе владения и обслуживания, считает Евгений Васильев. Многие уже рассматривают “облачные” технологии как возможность быстрого и экономически эффективного доступа к современным технологиям. «Кроме того, в условиях роста популярности SaaS, затраты на использование HRM-систем будут снижаться», - подчеркивает Ярослав Третьяков.
В целом, прогнозирует Евгений Васильев, российские HR-службы продолжат трансформацию от отдела кадров, сосредоточенного на выполнении функций учета персонала, к центрам компетенции по реализации HR-стратегии, выстраиванию систем оценки эффективности, формированию кадрового резерва и пр. Востребованными в этой связи станут решения по управлению сотрудниками на основе KPI с декомпозицией целей компании на отдельные подразделения и сотрудников, технологии обучения (в т. ч. удаленного), платформы для совместной работы: виртуальные классы и рабочие комнаты, различные инструменты работающие с интернетом. Например, системы набора персонала будут интегрироваться с порталами типа HeadHunter или SuperJob.
Андрей Арсентьев
На вопросы CNews отвечают специалисты компании "Газпром нефть": Анжелика Сидорова, руководитель направления автоматизации департамента по работе с персоналом, Сергей Дьяков, руководитель проектов, Тимур Бородулин, руководитель SAP проектов.
CNews: Что стимулирует компанию к старту проекта по автоматизации работы HR? В частности, каковы основные драйверы таких инициатив в нефтегазе?
Анжелика Сидорова: «Газпром нефть» - одна из ведущих компаний в нефтегазовой отрасли России. Наша Компания активно развивается и растет, что в свою очередь требует особых инструментов в области работы с персоналом, ведь это основной актив любой современной компании. Все наши проекты ориентированы на лучший мировой опыт в области автоматизации HR-направления.
Тимур Бородулин: Этот проект, а точнее говоря – программу проектов, можно назвать мечтой любого директора по ИТ, от которых в наше время требуется не просто заниматься автоматизацией существующих бизнес процессов, но и выступать драйверами организационных изменений в компании, выступать партнером бизнес направлений в решении задач по оптимизации деятельности и повышении эффективности. В данном случае продуктивное взаимодействие департамента по персоналу и департамента по ИТ позволило в полной мере реализовать те преимущества, которые дает объединение усилий методологов и ИТ- специалистов.