|
|
Обзор подготовлен
Биометрия активно используется в системах банковских транзакций, электронной коммерции, безопасности и охраны помещений, защиты компьютерной информации. Чем же обусловлена растущая популярность биометрических технологий в управлении персоналом?
Традиционные методы идентификации, основанные на применении паролей или материальных носителей (пропуск, паспорт, электронный ключ или карта) уже не отвечают современным требованиям. Пароль можно забыть или перехватить, материальный носитель - скопировать, потерять или передать другому лицу. Вот почему всё большее число компаний переходит к использованию биометрических систем идентификации, в которых проверка полномочий пользователя осуществляется на основе уникальных биометрических особенностей каждого конкретного человека, которые не могут быть «забыты», потеряны или одолжены кому-либо другому.
Консалтинговая компания Acuity Market Intelligence утверждает, что эти технологии реализуют свыше 70% компаний, действующих на мировом биометрическом рынке, и в обозримой перспективе (5-7 лет) они сохранят доминирующее положение. Второе место сейчас у технологий идентификации по лицу (13,7%), однако не исключено, что в дальнейшем его завоюют системы идентификации по радужной оболочке глаз, которые с нынешних скромных 7% к 2017 г. могут завоевать долю в 18,8%.
Еще более зримо лидерство систем, основанных на идентификации по отпечаткам пальцев, проявляется в сфере управления персоналом: 87% проектов в данной сфере, реализованных в 2010 — 2011 гг. и проанализированных Российским биометрическим порталом Biometrics.ru, основано на упомянутых технологиях.
Важнейшая функция службы персонала — анализ эффективности использования рабочего времени. Согласно подсчетам Американской ассоциации менеджеров по начислению зарплат (American Payroll Association), махинации сотрудников, обменивающихся своими паролями или карточками и отмечающими с их помощью приход на работу или уход с нее «за себя и за того парня» (buddy punching), обходится компаниям США в 5% от совокупного годового фонда оплаты труда.
В конкретных фирмах эти показатели могут быть более внушительными. Так, администрацию телекоммуникационной компании Connectivity Source весьма впечатлил энтузиазм менеджеров по продажам в Техасе и Луизиане, более 90% которых работали сверх установленного трудовым распорядком времени (и, соответственно, получали за эти переработки повышенное вознаграждение).
Свое появление на рабочем месте менеджеры по продажам фиксировали, авторизуясь в информационной системе управления торговыми операциями по логину и паролю. Они делились друг с другом этой информацией, и в результате один менеджер отмечал приход на работу своих коллег, на самом деле отсутствовавших. После внедрения в 30 офисах продаж биометрических технологий подобная возможность исчезла, и, как отмечает операционный директор Connectivity Source Сара Куартас (Sarah Cuartas), применение биометрии на 75% снизило уровень ущерба, который наносили компании злоупотребления в сфере учета рабочего времени.
О зрелости технологии свидетельствует ее применение в массовых масштабах, и можно констатировать, что число крупных биометрических проектов в управлении персоналом продолжает расти. К примеру, российская сеть «Подружка» внедрила биометрическую систему BioTime в 100 своих магазинах; в Индии биометрический учет рабочего времени охватил 290 стоматологических колледжей, а Ирландии свой приход на работу и уход с нее, сканируя отпечатки пальцев, регистрируют более 1000 сотрудников больницы, открытой в городе Корк монашеским орденом Bon Secours.
Разумеется, подобные масштабы влекут за собой серьезные требования к производительности, работоспособности, масштабируемости и управляемости биометрических систем, и отрадно отмечать, что продукция российских фирм по этим показателям конкурентоспособна на мировом рынке. Так, упомянутую выше систему BioTime для учета рабочего времени на многочисленных и удаленных от центрального офиса стройплощадках успешно использует американская компания Pinnacle Environmental Corporation.
Преимущества биометрических систем настолько очевидны, что заказчики нередко распространяют их действие не только на управление персоналом. Именно такую модель выбрала сеть предприятий быстрого питания Popeye’s Chicken & Biscuits, внедряющая сканеры отпечатков пальцев и программное обеспечение к ним в 148 своих ресторанах в Алабаме, Иллинойсе, Флориде, Джорджии, Луизиане, Миссисипи и Миссури.
Первоначально планировалось применять биометрию для учета рабочего времени, однако затем ее стали применять и для учета операций в системе обслуживания посетителей. Дело в том, что, согласно принятой в сети бизнес-модели, отменять уже принятые на исполнение заказы клиентов могут только менеджеры, предъявляющие для этого специальные ID-карты. Однако они «для ускорения обслуживания» передавали карты официантам, которые, пользуясь полномочиями своих начальников в ИТ-системе, отменяли в ней поступившие и в действительности реализованные заказы, а деньги, полученные от посетителя, присваивали (вероятно, не забывая делиться с менеджерами). После перехода на биометрические технологии подобные махинации исчезли, поскольку каждая транзакция теперь осуществляется по предъявлении отпечатка пальца, который невозможно «одолжить», и ссылки на неправомерно используемые карточки уже не имеют силы.
Любопытно, что с зеркальной точностью события развивались еще в одной американской сети быстрого питания — Garden Fresh. Там сначала биометрию использовали для доступа к кассовым аппаратам и контроля за проводимыми транзакциями, что радикально снизило число якобы «отмененных» заказов и позволило сети за 10 мес. уменьшить свои расходы на $900 тыс. А затем, убедившись в эффективности биометрических технологий, их распространили и на учет рабочего времени. Соответствующий пилотный проект был успешно реализован в пяти ресторанах, и сейчас сканеры отпечатков пальцев устанавливаются в 120 оставшихся заведениях.
Согласно исследованию портала Biometrics.ru, в России биометрические системы рабочего времени пользуются наибольшей популярностью в ритейле (23% от общего количества заказчиков) и сфере услуг (24,3%). Также значительную долю занимают производственные предприятия (19%) и медицинские учреждения (7,8%).
Еще одна тенденция — появление в числе заказчиков рассматриваемых систем мировых брендов и крупных торговых сетей. Сейчас в их списке фигурируют самые известные супермаркеты («Перекресток», «Марка», «АБК», «Остров»), сети модной одежды и обуви (Lacoste и «Рандеву») и компьютерные магазины (Oldi).
Биометрический учет рабочего времени выбирают даже такие консервативные и осторожные заказчики, как банки. Упомянутую выше систему BioTime используют, к примеру, «Кубаньторгбанк», «Банк торгового финансирования», «Фора-банк», банк «Финам».
Проведенный анализ позволяет утверждать, что популярность биометрических систем в управлении персоналом растет, увеличивается и число их внедрений. Наиболее распространены в рассматриваемой сфере технологии идентификации по отпечаткам пальцев, предоставляющие оптимальное соотношение точности распознавания биометрических идентификаторов, удобства применения и стоимости аппаратного и программного обеспечения. Особенно востребованными становятся биометрические системы у крупных заказчиков с большим количеством сотрудников и сетью территориально распределенных офисов и отделений.
В ритейле, индустрии питания и других отраслях, где «человеческий фактор» играет ключевую роль (здравоохранение, образование и т.д.) биометрические системы учета рабочего времени наиболее эффективны. Отдача от использования биометрических технологий повышается при их распространении на другие направления деятельности компаний (контроль финансовых транзакций, разграничение физического доступа в здания и помещения, защита информации).
Антон Михайлов