|
|
Обзор подготовлен
Решив реализовать у себя проект по автоматизации управления человеческим капиталом, компания должна сделать главный выбор – следовать стратегии best of breed и внедрить комплексное решение или предпочесть HRM-модуль в составе ERP-системы. В большинстве случаев специалисты советуют второй вариант, но специфика российского бизнеса зачастую требует первый.
Управление персоналом – неотъемлемая часть стратегического развития бизнеса, и от выбора HRM-системы во многом зависит, как быстро будет расти ваша компания. Если перед компанией стоит задача только автоматизировать расчёт заработной платы, то долго думать не надо – ей подойдёт практически любое из представленных на рынке нишевых HRM-решений. Когда требуется более высокий уровень автоматизации (управление движением кадров, формирование штатного расписания и т.д.), то возможны варианты, но в большинстве случаев организация также останавливается на самостоятельном продукте.
К безусловным плюсам самостоятельного решения можно отнести широкую функциональность, которая предоставляет больше возможностей для пользователей. Реализованные в рамках такого решения бизнес-процессы отличаются большей гибкостью. Кроме того, поскольку специализированные решения создаются на основе лучших практик, пользователи получают доступ к самым современным инструментам управления кадрами.
Идеальная HRM-система должна обеспечивать поддержку всего многообразия процессов деятельности сотрудников в организации - от привлечения, адаптации и оперативного управления персоналом до персонального развития и удержания сотрудников, формирования и развития кадрового потенциала, управления эффективностью деятельности и мотивации сотрудников, а также включать в себя инструменты обеспечения сотрудничества и коммуникаций (портал), планирования и аналитики. И здесь, как правило, незаменимы интегрированные решения в составе ERP.
Интегрированное решение – это, прежде всего, доступ к HR-данным из любого процесса. Благодаря бесшовной интеграции обеспечивается полное соответствие и взаимосвязь HR-процессов с процессами управления предприятием. «Многофункциональность, интеграция процессов как внутри HR-решения, так и с другими процессами, ведет в результате к огромной синергии», - подчёркивает Светлана Ломоносова, менеджер по развитию бизнес-решений «Управление человеческим капиталом» SAP СНГ.
Однако в России интегрированные решения зачастую даже не рассматриваются, в силу устойчивого мнения об их дороговизне и трудоемкости внедрения. Но в последнее время ситуация на рынке кардинально изменилась. Цена интегрированного решения сопоставима с предложениями поставщиков самостоятельных HR-систем, а консультанты демонстрируют всё более динамичные и результативные проекты, отмечает г-жа Ломоносова. «Поэтому, - советует она, - прежде чем ограничивать свой выбор, следует более детально рассмотреть всё многообразие предлагаемых на рынке решений».
Преимуществом интегрированного HR-решения является возможность поэтапного задействования функций, уже заложенных в системе, что стимулирует постоянное развитие информационного решения в соответствии с развитием бизнес-требований. Главный же недостаток самостоятельных решений - необходимость интегрировать их с другими системами, которые обеспечивают оптимизацию деятельности компании. В подобных проектах именно затраты (финансовые и человеческие) на интеграцию становятся одной из самых серьезных статей расходов.
Как это обычно бывает, минусы одной модели становятся плюсами для другой. «Главным преимуществом использования модуля в составе ERP является глубокая интеграция с другими модулями, например, с модулями кадрового учета и модулем расчета заработной платы, - объясняет Вадим Князев, заместитель начальника отдела производства по направлению Microsoft Dynamics AX компании NaviCon Group. - Комплексность решения позволяет экономить время и деньги, и удобна с точки зрения использования данных различными службами компании.
«Если выбрана стратегия best of breed, и компания решила внедрять самостоятельное HRM-решение, то ей придется потратиться на разработку и/или внедрение процедур сопряжения двух разнородных систем, чтобы они могли, как минимум, пользоваться одними и теми же общесистемными справочниками, была обеспечена передача в ERP данных по шифрам затрат на оплату труда и т.п.», - говорит главный эксперт компании «Компас» Игорь Якобсон.
Точки интеграции HR в ERP
Источник: SAP СНГ, 2011
«Выбор нишевого решения всегда приводит к необходимости разработки интерфейсов, а интегрированное решение позволяет сэкономить на разработках и обеспечить высокую степень защиты и надежности данных и возможность связи с общими организационно-экономическими функциями», - добавляет Светлана Ломоносова. При этом при использовании разных систем всегда существует вероятность получения разных данных (например, о численности персонала) из HR-системы, финансовой и производственной. «Этого никак не может случиться при выборе интегрированного решения», - продолжает она.
Тем не менее, стоит признать, что во многих случаях выбор готового комплексного решения имеет под собой основания. Особенно это касается тех случаев, когда в качестве основной ERP в компании установлена зарубежная система. «Изо всех подсистем хуже всего локализуются HRM-подсистемы, - напоминает Игорь Якобсон. - В первую очередь это объясняется тем, что в состав HRM входит функционал расчета заработной платы, а он в России имеет значительную специфику как в силу особенностей нашего постоянно меняющегося законодательства, так и в силу сложившихся исторических традиций, в первую очередь, в части материального стимулирования сотрудников».
Если в принятии решения о выборе системы управления персоналом участвуют руководители компаний и финансисты, «интеграция в комплекте» выходит в ряд приоритетных факторов, рассказывает Светлана Ломоносова. По результатам исследования Aberdeen Group, финансы и контроллинг, бюджетирование, производственное планирование являются областями наибольшей востребованности интегрированного решения. При этом компании, использующие интегрированный HR, показывают существенно больший рост прибыли.
Отраслевая специфика при выборе HRM-системы не играет существенной роли. Вадим Князев говорит, что на выбор модели, скорее, оказывает влияние существующая на предприятии ИТ-стратегия, а также следующие факторы: внедрена ли (или внедряется) ERP-система, каковы функциональные возможности модуля в составе ERP. «Как правило, экономически более выгодно развитие модуля в составе уже действующей ERP, чем покупка самостоятельного решения и его интеграция с ERP», - считает г-н Князев. «Независимо от отрасли я всегда голосую за комплексное решение в едином информационном пространстве, - признаётся Игорь Якобсон. - В этом случае, как минимум, исчезают затраты на сопряжение систем различных вендоров, а они зачастую могут быть велики».
«Точек интеграции всё больше, управление персоналом становится все более важной для бизнеса функцией, а, следовательно, будущее за интегрированными решениями, а не за рсотом количества разработок интерфейсов», - ожидает Светлана Ломоносова. Например, компания Motorola (66 тыс. работников) с внедрением SAP HCM упразднила более 100 интерфейсов.
Процессы внедрения самостоятельного решения HRM и соответствующего модуля ERP-системы во многом схожи. Единственный нюанс: при внедрении специализированного решения обязательно необходимо сфокусироваться на вопросах интеграции системы с другими бизнес-приложениями.
Андрей Арсентьев
CNews: Как вы оцениваете актуальное состояние российского рынка информатизации HR? Насколько ситуация здесь отличается от глобальных трендов?
Дмитрий Шеходанов
Дмитрий Шеходанов: На многих российских предприятиях для решения HR-задач продолжают использовать отечественное программное обеспечение. У этих систем есть определенные удобства, они дешевле, возможно понятнее, проще, и с них многие начинают. Основной недостаток большинства российских HRM-систем - отсутствие централизованного контроля. Многие компании уже осознают, что все процессы должны быть максимально унифицированы, а внедрение единого решения позволит им централизовано поддерживать работу всех корпоративных политик, регламентов и шаблонов.
Автоматизация HR-процессов в России пока еще сильно отличается от глобальных трендов. У нас информационные системы чаще используются для учетных функций, а западные компании больше занимаются развитием персонала. Наш кадровик обслуживает до 500 человек, но при этом его работа сводится только к учету и выпуску приказов, тогда как на Западе один сотрудник HR службы обслуживает 60 человек, но он занимается их развитием, превращая, таким образом, персонал в действительно важнейший капитал бизнеса. Конечно, у нас есть компании с прогрессивными взглядами, которые постепенно смещают акценты, но, в целом, отличие России и Запада в этом смысле пока существует.
Сергей Шишов: Стоит отметить еще одну тенденцию развития рынка информатизации HR служб - это их мобильность, открытость и использование информации в любом месте, через различные устройства. Они должны позволять HR-менеджеру спокойно обсуждать оперативные вопросы совместно с линейным руководителем, менеджером торгового зала или начальником установки непосредственно в цеху или торговом зале, держа в руках мобильное устройство и анализируя информацию на экране. Это востребовано уже сегодня. Российский рынок пока слабо двигается в эту сторону, но все говорит о том, что пора задуматься и над такими решениями.