|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете актуальное состояние российского рынка информатизации HR? Насколько ситуация здесь отличается от глобальных трендов?
Дмитрий Шеходанов
Дмитрий Шеходанов: На многих российских предприятиях для решения HR-задач продолжают использовать отечественное программное обеспечение. У этих систем есть определенные удобства, они дешевле, возможно понятнее, проще, и с них многие начинают. Основной недостаток большинства российских HRM-систем - отсутствие централизованного контроля. Многие компании уже осознают, что все процессы должны быть максимально унифицированы, а внедрение единого решения позволит им централизовано поддерживать работу всех корпоративных политик, регламентов и шаблонов.
Автоматизация HR-процессов в России пока еще сильно отличается от глобальных трендов. У нас информационные системы чаще используются для учетных функций, а западные компании больше занимаются развитием персонала. Наш кадровик обслуживает до 500 человек, но при этом его работа сводится только к учету и выпуску приказов, тогда как на Западе один сотрудник HR службы обслуживает 60 человек, но он занимается их развитием, превращая, таким образом, персонал в действительно важнейший капитал бизнеса. Конечно, у нас есть компании с прогрессивными взглядами, которые постепенно смещают акценты, но, в целом, отличие России и Запада в этом смысле пока существует.
Сергей Шишов: Стоит отметить еще одну тенденцию развития рынка информатизации HR служб - это их мобильность, открытость и использование информации в любом месте, через различные устройства. Они должны позволять HR-менеджеру спокойно обсуждать оперативные вопросы совместно с линейным руководителем, менеджером торгового зала или начальником установки непосредственно в цеху или торговом зале, держа в руках мобильное устройство и анализируя информацию на экране. Это востребовано уже сегодня. Российский рынок пока слабо двигается в эту сторону, но все говорит о том, что пора задуматься и над такими решениями.
CNews: Какие решения в этой области наиболее востребованы российским бизнесом и почему - по вашим наблюдениям?
Дмитрий Шеходанов: Наша компания специализируется на решениях SAP, поэтому мы оцениваем ситуацию исходя из общения с нашими клиентами.
В настоящее время функция оптимизации и производственной экономии все чаще становится функцией HR. Речь идет об отделах мотивации и планирования, которые заинтересованы правильно планировать трудовые ресурсы на различные периоды, вплоть до года, составляя графики рабочего времени основного и подменного персонала, чтобы не было лишних людей и лишних расходов. У SAP есть соответствующие решения, более простые для планирования смен и чуть более широкие с возможностью анализа.
В SAP ERP HCM есть приложение SAP Work Force Management, которое может быть интегрировано с решением SAP for Retail. По опыту последнего года можно отметить интерес многих крупных ритейлеров к решениям по планированию гибких графиков смен. Есть 2 тренда. Первый - менять мышление директоров магазинов. То есть корпоративный центр разрабатывает и предлагает идеальную модель распределения людей и дальше следит за соблюдением этой модели директорами магазинов, подталкивая, таким образом, их к пониманию того, что не нужны еще 10 человек, чтобы закрыть все потребности. Ведь часто сотрудники могут 2 часа работать на кассе, 3 часа - в торговом зале, а в свободное время, когда меньше посетителей, раскладывать товар на витринах. Второй вариант - передача инструмента планирования непосредственно в распоряжение директоров магазинов, чтобы они могли самостоятельно рассчитывать графики смен автоматически и более оптимально.
Нельзя не сказать также про очень востребованные сегодня в области управления персоналом сервисы самообслуживания. Эти решения дают каждому сотруднику возможность видеть свой оклад, премию, бонусы, льготы, позволяют самостоятельно оформлять большую часть документации, связанной с отпуском, командировками, участвовать в обучении и в конкурсах на замещение вакансий. Но более ценно использовать этот сервис для целей мотивации. Иногда достаточно расширить понимание сотрудников о том, что дает им компания, чтобы, сформировать их лояльность. Эту информацию вместе с данными о достижениях, пройденном обучении, квалификации, выполнении поставленных целей и прочим с помощью сервиса самообслуживания руководитель получает для объективной оценки работника.
Сергей Шишов: Часто информатизация HR востребована как инструмент для смежных процессов и функций. Например, для создания единой учетной записи во всей информационной среде предприятия. Возможны и более функциональные приложения. Примером может быть снабжение рабочих мест средствами индивидуальной защиты или оборудованием. Такое функциональное решение как SAP Real Estate Management может быть использовано в организационно-штатной структуре предприятия для оценки потребности в недвижимости. А данные об организационных единицах персонала могут быть полезны в решениях, связанных с управлением поставками или взаимоотношениями с клиентами.
Что же касается именно HR-решений, то можно выделить следующее. Сегодня многие компании в России переходят на систему управления вознаграждениями, связанную с индивидуальными и групповыми целями и показателями подразделений. Без информатизации такие системы просто невозможно реализовать. Соответственно уже сегодня на производственных участках рассматриваются ежемесячные или ежеквартальные карты премирования, в которых используются как финансово-операционные, так и индивидуальные показатели деятельности работников. А поскольку для многих предприятий это является уже обязательным требованием при информатизации HR, то можно говорить, что такие решения востребованы.
Все более востребованными становятся такие гибкие аналитические возможности SAP, как Business Intelligence. Это достаточно большая линейка продуктов в области аналитики, инструментарий, который накапливает в себе информацию за весь период хранения данных в информационных системах. Далее с этой информацией можно творить чудеса! Можно анализировать либо один большой показатель, либо разложенные показатели, получать аналитику не только в области оплаты труда, но и в области социальных программ, затрат на обучение, расходов на наем персонала. Эти инструменты достаточно просты в освоении. С их помощью можно практически мгновенно получать ту или иную информацию, как для собственного анализа, так и для передачи другим потребителям. Более того, слово «передача» уже не актуально. На рабочих местах у руководителей должна быть простая и доступная для анализа информация, она должна быть представлена в наглядном графическом виде с возможностью динамически предсказывать изменения тех или иных показателей в зависимости от различных параметров. Востребованность таких решений, как Business Intelligence, возникает благодаря тому, что эти возможности действительно дают новое качество работы с информацией о персонале.
CNews: Что в первую очередь стимулирует к реализации проектов HR? Какие эффекты достигаются в результате?
Сергей Шишов: Необходимость автоматизации HR очевидна для тех отраслей, где расходы на персонал составляют большую часть бюджета, таких, например, как банки и высокотехнологичные предприятия, где приходится уделять большое внимание найму и обучению персонала. Для них функция управления ресурсами – ключевая. Сейчас на первый план выходит оптимизация численности, расходов, производительности труда. Стимулов достаточно. Вопрос автоматизации зависит только от готовности руководства компаний и осознания, что управление персоналом – это ключевое направление, от которого зависит весь бизнес.
Дмитрий Шеходанов: Хочется отметить еще один момент, мотивирующий предприятия к информатизации HR. Это задачи привлечения и удержания ценного персонала. Конечно, они были актуальны всегда, но особенно важны стали в наше динамичное время, когда сотрудники получили доступ к информации о вакансиях, к более широкому выбору возможностей, предоставляемых другими компаниями. Привлекать персонал необходимо связью целей и вознаграждений, предлагать возможности обучения, карьерного роста и другие мотивирующие стимулы. Поэтому функции оценки и развития персонала выходят на первый план. Здесь также немаловажным является изучение предложений на рынке – анализ рынка труда, чтобы строить свою политику более эффективно.
CNews: Насколько сильно меняется инфраструктура предприятия при внедрении HR-системы?
Сергей Шишов: Автоматизация изменяет способ взаимодействия между подразделениями и пользователями, позволяя упрощать общую структуру взаимосвязей.
Самыми первыми происходят процессы централизации. Создаются единые центры обслуживания персонала и расчета заработной платы. За счет единой системы HR-специалисты - кадровик, расчетчик или менеджер по развитию персонала, - получают доступ к информации обо всех сотрудниках, которых они курируют. Соответственно может меняться структура управления.
В инфраструктуре предприятия появляются изменения, связанные с необходимостью регистрации данных в системе в том месте, где они возникли. Этот процесс может происходить автоматически или вручную пользователем.
Дмитрий Шеходанов: Отдельные процессы в области кадровых служб и бухгалтерии, административных отделов или служб безопасности перестают быть нужными.
К примеру, при внедрении модуля командировок сотрудники сами смогут оформлять командировки и авансовые отчеты со своих рабочих мест.
За счет внедрения сервисов самообслуживания требуется меньше специалистов, которые обычно отвечают на однотипные вопросы, поскольку сотрудники могут самостоятельно посмотреть свой расчетный листок или получить ответы на вопросы интерактивно.
CNews: Насколько приоритеты клиентов определяются их отраслевой принадлежностью, из вашей практики?
Дмитрий Шеходанов: Отраслевая специфика предполагает некоторые отличия при выборе последовательности автоматизируемых функций. Так, ритейл имеет потребность в планировании гибких графиков смен, банки и офисные компании – в функциях развития и самообслуживания сотрудников и руководителей, заводы - в создании единой системы учета персонала, создании информационной системы по охране труда, которая включает аттестацию рабочих мест, производственную медицину, мероприятия по предупреждению несчастных случаев, и их расследованию. Наличие вредных условий труда диктует необходимость их учета. Во всем мире компании уделяют огромное внимание защите окружающей среды, устойчивому развитию, промышленной безопасности. Независимо от отрасли, для компаний в которых есть мобильный персонал, актуальна автоматизация управления командировками.
CNews:Насколько важна разработанная методология при автоматизации HR, по вашему опыту?
Сергей Шишов: Разработка методологии до автоматизации HR-процессов не является обязательным условием. Более того, если даже она разработана, она так или иначе будет изменяться в ходе проекта. Первым делом необходимо спроектировать будущее системы, которое появится только по итогам внедрения. Спроектировать – это не просто понять, как будет работать система с учетом пожеланий заказчика. Это фактически постоянная практическая деятельность по доработке методологии, в которой будут конкретно прописываться все будущие пользователи системы и все процессы, в которых они участвуют. Важно учесть и все особые случаи, которые могут быть не учтены в первоначальной методологии.
То есть если организация берется за разработку методологии в области HR и в последующем предполагает ее автоматизацию, очень большая рекомендация, для экономии потом на проектах внедрения - подключать специалистов в области информатизации, чтобы одновременно спроектировать, как будет построена будущая информационная система.
Дмитрий Шеходанов: Хотелось бы привести пример. У одного из наших клиентов до автоматизации была разработана система мотивации на очень высоком уровне с точки зрения методологии. В процессе автоматизации этого проекта, обнаружилось многое, что не было учтено в методологии. Некоторые процессы пришлось скорректировать на основании понимания того, как они будут работать в системе.
Есть также примеры, когда компании создавали методологию, и она ложилась в стол, потому что не было реальной системы, которая бы реализовала весь ее потенциал. Сейчас эти компании приходят к тому, что собираются внедрять информационную систему и заново переписывать всю методологию, поскольку с течением времени, изменились взгляды на многие процессы, да и люди изменились. Таким образом, создание методологии без инструмента, который способен поддержать внедрение этой методологии является пустым занятием.
CNews: Есть ли у вас опыт международного проектного сотрудничества?
Дмитрий Шеходанов: Да, такой опыт у нас есть. Это проект локализации системы управления персоналом на базе решения SAP HR Global Template в компании «Энел ОГК-5». Команда компании "Эвола" отвечала за реализацию российской специфики и локальных особенностей в существующем корпоративном шаблоне и взаимодействие с интернациональной командой, поскольку нашим подрядчиком на данном проекте была международная компания Northgate Arinso, которая разработала корпоративный шаблон и отвечала за настройку глобальной части шаблона в «Энел ОГК-5». Все настройки выполнялись с учетом существующего решения и настроек для других стран (Италия, Словакия, Румыния). Теперь руководство корпорации «Энел» получает комплексную аналитику по персоналу со своих предприятий, расположенных по всему миру. Внедрение системы SAP ERP HCM позволило унифицировать процессы управления персоналом в компаниях «Энел ОГК-5» и головной компании «Энел», сделав их более прозрачными и существенно снизить сроки подготовки отчетности.
Сейчас идет проект по автоматизации процессов по охране труда и промышленной безопасности для «Энел ОГК-5». Работаем снова совместно с компанией Northgate Arinso. Изначально шаблон был внедрен в Южной Америке: Бразилия, Перу, Чили, Аргентина, Колумбия. Сейчас проект идет параллельно в Европе (Испания, Португалия) и Северной Америке (Канада, США). Это одно из первых внедрений SAP EHS в России.
CNews: Как вы относитесь к облачным технологиям в целом - и к предоставлению ПО как сервисов, в частности?
Сергей Шишов: Это, безусловно, перспективное и основное направление развития ИТ-индустрии. Эти модели существенно упрощают парк информационных продуктов предприятий. Вы просто подключаете нужные для работы информационные сервисы, обратившись к провайдеру. Скоро таких сервисов будет много, и компаниям не составит труда воспользоваться ими. Необходимость в них вы осознаете, когда надо, скажем, собрать данные по кандидатам на определенную вакансию или спланировать график отпусков, провести опрос работников или проанализировать результаты их деятельности. Если же говорить не только про HR, тот тут примеров еще больше.
При этом практически не требуется размещения оборудования и программного обеспечения на своих площадках – все находится у провайдера. И платить за сервисы не нужно постоянно – платите только тогда, когда ими пользуетесь – что-то похоже на оплату мобильной связи. Например, работали 15 минут по анализу кандидатов на вакансию – заплатите 15 рублей. Сегодня эта модель будущего в зачаточном состоянии, но в ближайшие 10-15 лет именно она будет основной составляющей развития информационных возможностей компаний. У работников компаний останутся только терминалы – стационарные мониторы и мобильные устройства. Жесткие диски, флешки, - все это медленно будет уходить в прошлое. Из любого места вы попадаете на ваше электронное рабочее место и пользуетесь теми сервисами, которые вам нужны в данный момент времени.
CNews: Каковы ваши дальнейшие планы развития бизнеса? Что входит в вашу стратегию на ближайший период?
Сергей Шишов: Мы развиваемся и хотим продолжать расти, это основной смысл нашего существования, и он заложен в наше название, слоган, ценности и логику всех наших действий. Слово «развитие» мы понимаем максимально широко. Оно для нас во всем. Прежде всего, это развитие наших сотрудников, которые непосредственно реализуют проекты внедрения информационных решений у наших Заказчиков. Развитие качества наших услуг. Для нас очень важно, чтобы клиенты оставались довольны работой с нашей компанией – это один из наших основных принципов.
Собственно освоение новых, интересных и нужных нашим клиентам информационных решений, горизонты развития которых сегодня широки как никогда — от мобильного приложения до виртуализации. Одновременно мы полагаем, что наше развитие будет способствовать развитию бизнеса наших клиентов. Таких решений много. Из уже освоенных - самым ярким примером, пожалуй, является выбранное нами некоторое время назад в качестве направления развития решение SAP Business Process Management – решение для управления бизнес процессами, которое существенным образом оптимизирует бизнес процессы. Мы видим живой интерес к данному направлению со стороны наших клиентов, реализуем первые успешные проекты и получаем положительные отзывы. Это решение может быть применимо в любой сфере деятельности, в том числе и в управлении персоналом.
Дмитрий Шеходанов: Но есть и другие. Одно из последних освоенных нами решений, которое уже внедряется в жизнь в реальном проекте - SAP EHS – решение для сферы охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Мы развиваем также направление бизнес-аналитики, осваивая новые решения. Одним из последних продуктов здесь является решение SAP Government, Risk and Compliance (GRC), которое позволяет решать актуальные задачи по управлению рисками и соблюдению законодательных норм.
Мы постоянно следим за новыми продуктами SAP, за инновациями и приобретениями одного из мировых лидеров на рынке корпоративных приложений и стараемся изучать и предлагать нашим клиентам все самое интересное и полезное для их бизнеса. Мы предлагаем компаниям наилучшие решения, при этом стараемся предлагать что-то новое, открывая все новые и новые возможности и перспективы для совершенствования бизнес-процессов, помогая взглянуть по-новому на многие из них. Развиваясь дальше, мы будем осваивать новые продукты, новые программные возможности информационных решений SAP и смежных, представлять их нашим клиентам, рассказывать об их преимуществах и применении для решения их задач, внедрять и таким образом улучшать бизнес клиента.
CNews: Спасибо.