|
|
Обзор подготовлен
Темпы развития ИТ-рынка Казахстана показывают, что базовые потребности предприятий, действующих на территории республики, в ИКТ весьма далеки от насыщения. Быстрая динамика последних лет позволяет предположить результат целенаправленных усилий правительства по информатизации экономики.
По формальным показателям оснащенности предприятий персональными компьютерами Казахстан демонстрирует довольно скромные показатели - в 2009 году, согласно данным госстатистики, ПК на предприятиях насчитывалось немногим больше полумиллиона (а, например, в России – 8 миллионов). Для Казахстана это означает в среднем по 5-6 компьютеров на одно предприятие – цифра невелика.
При этом цифра в 500 тыс. ПК является завоеванием 2009 года, а до этого показатели были значительно ниже. Например, в 2008 году количество ПК на предприятиях было в 2 раза меньше, а ещё за три года до этого – в 2005 году – в 5 раз меньше. Эти данные свидетельствуют, что Казахстан только входит в фазу активного освоения ИТ, отсюда и чрезвычайно высокие темпы роста ИТ-затрат, которые не может сбить даже глобальный финансовый кризис.
Количество ПК на предприятиях Казахстана (единиц)
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2010
Те же закономерности можно наблюдать и анализируя количество предприятий, использующих сеть интернет. По итогам 2009 года, согласно данным государственной статистики Казахстана, количество предприятий, имеющих доступ в интернет немногим превысило 44 тысячи – это чуть больше 50% всех предприятий. И здесь снова бросаются в глаза две интересных закономерности. Во-первых, эта ситуация не постепенного, а мгновенного, взрывного развития – ведь ещё в 2007 году таких предприятий было в 6,5 раз меньше – около 7 тысяч. Во-вторых, эта поражающая своей силой динамика приходится именно на годы кризиса – 2008 и 2009!
Количество предприятий Казахстана, использующих сеть интернета (единиц)
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2010
В целом по экономике доля предприятий Казахстана, имеющих ПК составляет 70%, а имеющих доступ в интернет – 55%. Видно, что эти показатели являются результатом некой мобилизационной активности, а не естественного развития, обусловленного экономическими потребностями. Это понятно хотя бы из того факта, что, например, наличие на предприятиях доступа в интернет не привязано к коммерческим целям его использования. В частности, доля предприятий, имеющих веб-сайт, составляет 8%, а доля предприятий, получающих и размещающих заказы в интеренте, не превышает 10-15%.
Вопрос – зачем интернет остальным 50-60% предприятий, а ведь это как раз то количество, которое было подключено к сети в последние 2 года? Скорее всего, здесь мы видим действие целенаправленных усилий правительства по информатизации экономики, что в общем, безусловно, даст свои положительные плоды, и не исключено, что уже в ближайшем будущем.
Вместе с тем, нельзя отрицать и тот факт, что предприятии Казахстана, несмотря на авральный характер информатизации, пытаются осуществить этот процесс комплексно. Так, около 17% предприятий имею внутреннюю корпоративную сеть (интранет), 28% - собственную ЛВС. Это ядро – авангард информатизации. Наконец, около 2% предприятий располагают защищенными от несанкционированного доступа корпоративными сетями на основе интернет-технологий.
Показатели использования ИКТ на предприятиях Казахстана (в процентах)
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2010
В целом, как не удается объяснить 50-70% темпы роста ИТ-затрат предприятий Казахстана инфляционными тенденциями, так же немыслимо объяснить столь взрывной рост массовой закупки предприятиями компьютеров и подключений к глобальной сети в последние годы. Создается впечатление, что в кризис всем предприятиям была дана срочная установка – закупать вычислительную и оргтехнику, а также массово подключаться к интернету .
Владимир Карачаровский