|
|
Обзор подготовлен
О стратегических задачах развития, наиболее интересных активах и пропуске китайского трафика через территорию нашей страны и Казахстана рассказал CNews главный директор по стратегическому управлению компании "Казахтелеком" Батыр Маханбетажиев.
CNews: Какие стратегические задачи сегодня стоят перед "Казахтелекомом"?
Батыр Маханбетажиев: Поскольку "Казахтелеком" – это коммерческая компания, естественно, главная цель – увеличение акционерной стоимости. Разумеется, у нас особый статус в Казахстане, так как наша компания вышла из недр госмонополии. Однако сегодня она не является 100% государственной и не имеет никаких преференций. На сегодняшний день доля группы компаний "Казахтелеком" по доходам занимает чуть более трети всего рынка телекоммуникаций РК.
Особый статус, тем не менее, все же сохраняется, поскольку мы все равно все еще остаемся наиболее крупным игроком. Однако сегодня уже несколько казахстанских мобильных операторов буквально дышат нам в спину по объему активов и доходов. Это, например, "GSM Казахстан" с торговой маркой Kсell, а также компания "Кар-Тел" с брендом "Билайн". Это достаточно крупные, быстро развивающиеся компании, поскольку мобильный рынок в Казахстане сейчас растет очень активно.
Особое положение компании, о котором идет речь, естественным образом накладывает отпечаток на наши стратегические задачи. Если говорить глобально, то мы нацелены на то, чтобы развивать, увеличивать и расширять телекоммуникационный рынок страны, увеличивать количество пользователей, причем не переманивать у конкурентов, а именно формировать и расширять. В целом, мы ориентируемся на внедрение инновационных решений и развитие сетей — магистральной, внутригородской, сети радиодоступа по всему Казахстану. Это наша миссия, это наша главная задача, это даже в чем-то вопрос государственного развития, поскольку эти сферы в значительной мере пересекаются.
Итак, в наши стратегические задачи входит увеличение акционерной стоимости, но, при этом, и развитие спроса. Для нас крайне важен рост абонентов, клиентов компании, причем не только физических, но и юридических лиц, которым мы оказываем телеком - услуги и сохранение их лояльности. Именно на это ориентированы все наши бизнес-процессы. Также немаловажно соблюдение синхронности развития сетей и предоставляемых услуг, они не должны запаздывать.
CNews: Ваша компания в числе прочего занимается пропуском трафика многих операторов. С кем вы работаете и с кем вам будет интересно работать в ближайшем будущем, кого вы надеетесь привлечь к сотрудничеству?
Батыр Маханбетажиев: Основной вопрос здесь заключается в эффективных схемах бизнес - партнерства, которые дают доход обеим сторонам. Например, на внутреннем рынке у нас очень хорошие связи, мы сотрудничаем со 150 операторами. Среди них есть как крупные компании, так и предприятия сектора СМБ. В принципе, они так и делятся: по объему активов, по объему доходов и доле на рынке. Каждая из этих компаний занимается своим видом деятельности. И нам интересно сотрудничество со всеми: от предлагающих аренду трафика до ТфОП (телефонной сети общего пользования) и франчайзинга наших продуктов. Небольшие компании с удовольствием берут наши продукты на франчайзинг, то есть продают своим клиентам, а доходы мы делим. Они берут на себя конечную часть - взаимодействие с потребителем.
CNews: Очень интересным является вопрос о пропуске трафика по маршруту Европа-Азия. Несомненно, это высокодоходный бизнес, поскольку с Китаем сегодня говорит весь мир. Что нужно сделать, чтобы получить в этом трафике свою долю? Как удержать такого ценного клиента? Ведь китайцы вполне могут обойтись без услуг Казахстана и России, у них есть свой обводной кабель, проходящий по дну Индийского океана в Европу.
Батыр Маханбетажиев: Вы знаете, у морского канала, проходящего по дну индийского океана, есть только одно преимущество – цена. Все остальное в минусе. Я имею в виду, если сравнивать его с транзитом через Казахстан и Россию. Ведь у Ростелекома есть великолепный премиум-маршрут через Транссиб. У нас то же самое.
В чем преимущества трафика в магистралях России и Казахстана? Самое главное – это скорость и качество связи, которые, конечно, стоят денег. Вопрос только в том, что теперь надо наращивать и наращивать объем пропуска трафика через сухопутные каналы наших стран, поскольку они, действительно, являются наиболее короткими, а, следовательно — оптимальными, и имеют широкие перспективы развития. Я думаю, что эти магистральные каналы ждет хорошее будущее.
CNews: Мы затронули проблему внутренних казахстанских активов, которые могут быть интересны вашей компании. А есть ли какие-то зарубежные активы, которые вы хотели бы приобрести?
Батыр Маханбетажиев: Вопрос приобретения зарубежных активов, наверное, в первую очередь требует понимания телекоммуникационной отрасли и состояния операторов в интересующей стране. Нужна проверенная, качественная информация самого различного плана: общая, частная, инсайдерская, - чтобы принимать решение о приобретении этих активов с полным видением ситуации. Мы сейчас как раз проводим такой анализ.
В настоящее время наши интересы сфокусированы скорее на организации транзита, обеспечении просто хорошего трафика. У нас есть точки присутствия в Гонконге, в Москве, во Франкфурте, и, в принципе, мы через них без проблем можем оказывать услуги и по транзиту, и по приему трафика как на Казахстан, так и из Казахстана для любого вида клиентов. Причем это будут услуги высокого качества. Можно сказать, что хотя мы и рассматриваем в перспективе покупку зарубежных активов, но это не является для нас приоритетной задачей. Все-таки очень высокорисковый бизнес.
CNews: Спасибо.