|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как, по вашим наблюдениям, изменились ИТ-стратегии крупнейших банков Казахстана за последнюю пару лет?
Дмитрий Цой: В 2009 году многие банки сокращали свои бюджеты развития и, соответственно, старались оптимизировать процессы, меньше тратить, не браться за новые рискованные проекты. Это хорошо, потому что компании начали рационально относиться к освоению бюджетов, больше смотреть на цены и технологии, позволяющие уменьшить затраты.
ИТ-стратегии крупных банков однозначно должны были измениться, поскольку изменились сами банки и подход к завоеванию рынка - от агрессивного к более умеренному.
CNews: Каким коррективам подверглась ИТ-стратегия вашего банка в связи с кризисом?
Дмитрий Цой: Кризис несет не только негатив, есть и положительные моменты. В частности, говоря о "Метрокомбанке", кризис сыграл здесь скорее положительную роль, нежели отрицательную: поменялся состав собственников, увеличился уставный капитал, изменилась стратегия.
Соответственно и у ИТ-подразделения изменились приоритеты, задачи и планы развития.
Перед нами стоит первоочередная задача организовать сопровождение и техническую поддержку внедрению новых банковских продуктов и качественно новых стандартов обслуживания наших клиентов.
CNews: Как формируются ИТ-бюджеты в банках - и насколько заметно было их сокращение в связи с кризисом?
Дмитрий Цой: Как правило, формируется два ИТ-бюджета: текущий - для обеспечения постоянных потребностей банка (связь, абонентская плата, ремонт, замена оборудования и пр.), и бюджет развития (на модернизацию оборудования, программного обеспечения, внедрение новых технологий и т.д.).
В этом плане нам повезло. На фоне тотальных сокращений бюджетов по всем банкам, ИT-бюджет "Метрокомбанка" вырос. Связано это было со сменой собственников, которые отлично понимают роль и значимость ИT в развитии банка.
CNews: Насколько чаще банки Казахстана сегодня используют аутсорсинг?
Дмитрий Цой: У каждого банка свой подход к организации процессов, в том числе в области ИT.
Что касается "Метрокомбанка", могу сказать, что изначально мы старались обеспечивать свои ИТ-сервисы, опираясь на собственные ресурсы. Но банк не стоит на месте - сейчас он активно развивается, что, безусловно, отразилось на качестве организации всех внутренних процессов. Сейчас мы все чаще прибегаем к услугам профессионалов ИT-сегмента для реализации тех или иных задач.
Аутсорсинг – это нормальная мировая практика. В Казахстане пока не развит ИT-консалтинг, но, думаю, в скором времени ситуация изменится. Если подходить к этому вопросу с практической стороны, оценив экономическую выгоду, безопасность и качество предоставляемых услуг, то ИT-консалтинг вполне оправдан. При соблюдении необходимых условий и требований можно передать на аутсорсинг практически всё. Такой подход позволяет бизнесу динамично и эффективно развиваться в условиях постоянно-растущей конкуренции.
В этом есть здравый смысл так как ИТ не основная статья дохода банка и, тем более, не профильное направление. Однако очень часто в казахстанских банках мы можем наблюдать картину, когда внутри существует целая софтверная компания, в которой трудятся сотни специалистов, что, на мой взгляд, абсолютно не оправдано с точки зрения эффективности и результативности бизнеса.
Такой принцип работы заложен в ведущих мировых методиках по управлению ИT, таких как ITIL, COBIT, когда внутри организации ИT рассматривается, как отдельная «подкомпания», предоставляющая профессиональный сервис на определенных условиях (SLA). При этом компания точно знает, во сколько обходятся подобные услуги.
Еще пример: вместо того чтобы содержать свой процессинговый центр по обслуживанию пластиковых карточек, можно прибегнуть к услугам сторонней компании. Компания EuroNet успешно обслуживает более 100 финансовых институтов в различных странах по всему миру.
К нам в банк также поступают подобные предложения от различных международных компаний
Недавно были переговоры с компанией из Германии, представители которой предлагали построить комплекс для последующего представления банкам вычислительных мощностей, различных систем и услуг поддержки. В Германии это успешно работает, а подобные центры обслуживают около 450 банков.
CNews: Какие ИТ-задачи являются для вашего банка в данный момент ключевыми?
Дмитрий Цой: Поскольку "Метрокомбанк" изменил стратегию с розничной на корпоративную, большое внимание сейчас уделяется совершенствованию систем интернет-банкинга для юридических лиц. Мы внедряем новые уникальные функции для наших клиентов. Имея в распоряжении исходный код, так как данная система принадлежит банку, мы можем реализовывать все пожелания клиентов в плане развития функционала системы и совершенствования других ее показателей.
Совсем недавно банк запустил продукты для кредитования МСБ, сейчас мы внедряем систему управления процессом выдачи кредитов для субъектов МСБ. В результате мы сможем полностью контролировать процесс кредитования в режиме online.
CNews: Спасибо.