|
|
Банковская автоматизация в Европе: На пороге структурного перелома
Европейский рынок банковской информатизации переживает сейчас не лучшие времена, что связано как с негативными тенденциями самого финансового сектора, так и с введением ряда законодательных ограничений в Европейский рынок информационных технологий для банков находится на пороге структурного перелома — к такому выводу пришли аналитики агентства IDC, проведя исследование финансового сектора. С этим утверждением трудно не согласиться. Рынок банковской информатизации переживает сейчас не лучшие времена. С одной стороны, сказываются негативные тенденции, характеризующие текущее развитие банковской отрасли в целом. С другой стороны, вводится ряд законодательных ограничений в собственно К наиболее актуальным тенденциям банковской отрасли можно отнести нарастание конкурентного давления — здесь и на смежных рынках, усиление процессов слияний и поглощений, а также изменение модели поведения клиентов. Испытывая сильное конкурентное давление отрасли, менеджмент банков вынужден пересматривать традиционные модели ведения бизнеса, что приводит к ломке сложившихся подходов к автоматизации банковской среды. Нарастание конкуренции вызвано одновременным действием нескольких факторов, наиболее важным из которых является усиливающаяся консолидация, причем, не только банковской, но и смежных отраслей. Консолидация происходит как за счет добровольных объединений, так и за счет враждебных поглощений участников рынка. Интенсивность процессов консолидации европейской банковской отрасли проявляется в росте интенсивности процессов слияний и поглощений (M&A). Последствия таких объединений проявляются для участников рынка двояко. С одной стороны, угрозы поглощения становятся реальными даже для старейших и устойчивых европейских банков, что заставляет их пересматривать стратегии выживания в изменившейся среде. В свою очередь, это требует эффективного использования имеющихся ресурсов, снижения издержек, реструктуризации непрофильных подразделений, к которым относятся и С другой стороны, новые структурные образования банковской отрасли — созданные альянсы и консолидация активов требуют эффективного управления, а значит, оптимизации Указанные процессы находят отражение и в изменении роли информационных технологий в продуктовой политике банковской сферы. Сегодняшние реалии финансового сектора таковы, что новые продукты копируются конкурентами с «космической скоростью». Это требует постоянного расширения продуктового портфеля банка и ускорения процессов создания новых продуктов. В подобной ситуации, по мнению Й. Хопперманна (Jost Hoppermann), Источник: TowerGroup, 2005 Важным фактором развития информационных технологий в банках является и борьба за потребителей банковских услуг, — как физических, так и юридических лиц, причем, речь идет не столько о новых и потенциальных клиентах, сколько об удержании уже имеющихся. Поскольку ценовые факторы не имеют решающего значения, чтобы удержать потребителя, на первый план выходят такие факторы, как скорость обслуживания, возможность управление счетом с помощью интернета Вопреки прогнозам, постоянно растущий спрос на ИТ в банковской сфере вызвал не столько рост рынка систем автоматизации для банков, сколько ломку его структуры. Виновником подобного перекоса является законопроект BaselII, в котором закреплены законодательные ограничения на использование информационных технологий. По данным Mummert Consulting, европейские кредитные институты в 2005 году затратили до 12 % Юлия Граванова / CNews Analytics |