|
|
Исследование CNews Analytics: Банковское ПО в России
Уровень информатизации российского банковского сектора традиционно остается достаточно высоким. При этом наблюдаются процессы постепенной замены морально устаревшего ПО и «самописных» систем известными российскими решениями. Иностранцам же на отечественном рынке банковского ПО закрепиться пока не удалось. Исследование CNewsAnalytics «Банковское ПО в России» ставило задачей рассмотреть как общую ситуацию на рынке систем автоматизации финансового бизнеса, так и наиболее актуальные его направления: автоматизацию розничного обслуживания, работы на финансовых рынках и формирования отчетности. Уровень информатизации российских банков остается достаточно высоким. Финансовый бизнес, чувствительный к оперативности и точности обработки данных, всегда много инвестировал в развитие Отделы информационных технологий более половины банков (65 %) работают в соответствии с утвержденной Взаимосвязь Источник: CNews Analytics, 2005 Тем не менее, в большинстве банков (52 %) В 90 % случаев существующая Разработка и реализация банковской Динамика Источник: CNews Analytics, 2005 Анализ распределения Структура Источник: CNews Analytics, 2005 Основная система автоматизации При том, что рынок банковского программного обеспечения стабильно растет, число разработчиков систем банковской автоматизации (АБС) за последние годы практически не меняется. По количеству внедрений ведущие позиции Другая половина рынка банковской автоматизации поделена между компаниями «второго эшелона» следующим образом: на собственные разработки банков приходится 12 % , на программные продукты ?ЦФТ — 6 %, на долю «ПрограмБанка», «Инверсии» и «ЮниСАБ» — по 5 %. Доля остальных составляет менее 4 % рынка. Лидеры занимают на рынке прочные позиции, хорошо узнаваемы и пользуются лояльностью Распределение разработчиков по общему числу внедрений АБС Источник: CNews Analytics, 2005 Если проанализировать распределение решений По количеству внедрений АБС в крупных банках абсолютным лидером является «Диасофт» (более 30 %). Оставшаяся часть рынка распределена между другими компаниями почти равномерно, и доля каждой из них не превышает 10 %. Распределение разработчиков по количеству внедрений в крупных банках Источник: CNews Analytics, 2005 Сегмент средних банков является своего рода проекцией ситуации на рынке в целом. Два лидера — «Диасофт» и Распределение разработчиков по количеству внедрений в средних банках Источник: CNews Analytics, 2005 В числе работающих с сегментом мелких банков также заметно выделяются Распределение разработчиков по количеству внедрений в мелких банках Источник: CNews Analytics, 2005 Активное развитие рынка и все возрастающие потребности банковского бизнеса предъявляют новые требования к системам автоматизации. Сегодня более 13 % опрошенных банков абсолютно не удовлетворены функционирующим Причины отказа от используемой АБС Источник: CNews Analytics, 2005 Основным фактором, объясняющим стремление банка сменить функционирующую АБС, является моральное устаревание системы. Для половины опрошенных специалистов Второй по значимости причиной смены АБС является неудовлетворенность платформой, на которой построена действующая АБС. Анализ распределения наиболее распространенных платформ позволяет выявить тройку лидеров, которые занимают в совокупности 78 % рынка: Btrieve/Pervasive (34 %), Microsoft (MS) SQL (24 %), Oracle (20 %). Остальные программные платформы существенно отстают от лидеров, рейтинг их популярности колеблется от 7 % до 1 %. Распределение СУБД для АБС Источник: CNews Analytics, 2005 Заметна все возрастающая популярность промышленных платформ, совокупная доля которых составляет сегодня 55 % всего рынка. Это говорит, в первую очередь, о том, что банки все отчетливее понимают — качество решения само по себе не решает проблемы автоматизации, необходима современная АБС, построенная на современной промышленной платформе. Сегодня к такому пониманию пришли не только крупные, но также средние и мелкие банки. Именно этим можно объяснить снижение популярности некогда самой распространенной непромышленной платформы Pervasive: будучи абсолютным лидером 5 лет назад, сейчас она все стремительнее теряет свои позиции, уступая натиску промышленных платформ. Из банков, решивших сменить АБС, 67 % уже выбрали поставщика решения. 29 % опрошенных планируют приобрести систему «Диасофт». Далее с отрывом следуют ЦФТ, Стоит отметить значительное сокращение числа банков, планирующих эксплуатировать собственные разработки. Объясняется это, в первую очередь, ужесточением требований банков к функционалу и масштабируемости решений, что значительно увеличивает финансовые и временные затраты на его разработку, сопровождение и дальнейшее развитие. С другой стороны, это связано с непрерывным ростом требований законодательства. Только за последние 2 года банкам был предъявлен целый ряд новых требований: по борьбе с терроризмом, по формированию отчетности по международным стандартам, по формированию данных для кредитных бюро и пр. И все это без снижения текущего бремени по формированию обязательной отчетности ЦБ РФ, налоговой и управленческой отчетности. В связи с этим банки делают вывод об экономической нецелесообразности создания и эксплуатации Распределение разработчиков в соответствии с предпочтениями банков по замене АБС Источник: CNews Analytics, 2005 Распределение Факты наличия единичных внедрений зарубежных разработчиков и единичного выбора их решений банками для смены системы свидетельствуют о трудной адаптации данных продуктов в российских банках. Это можно связать с целым рядом вполне объективных причин: ни одна западная АБС не поддерживает отчетность по российским стандартам и не соответствует принятой в России Автоматизация операций розничного обслуживания В настоящее время рынок розничных банковских услуг активно развивается. Как следствие, возрастают требования к технологической платформе, которая способна обеспечить банкам конкурентоспособность в этой области. По результатам исследования 86 % банков предоставляют различные виды услуг физическим лицам. При этом 16 % банков, которые на момент опроса не занимались розничным бизнесом, планирует открыть данное направление в ближайший год.Распределение видов розничного обслуживания в российских банках Источник: CNews Analytics, 2005 Сегодня банки активно развивают потребительское кредитование, и количество игроков на этом рынке растет. Этому способствует развитие законодательной базы, в частности, появление такого органа, как Кредитное бюро. В высококонкурентной борьбе банки вынуждены предлагать всё более выгодные и удобные кредитные продукты, что повышает их доступность и привлекательность, ведет к росту доверия со стороны населения и, в итоге, востребованности данных услуг. По сравнению с предыдущими результатами аналогичных исследований, количество банков, предлагающих населению услугу «Вклады», сократилось. Практически равно нулю количество банков, которые планируют данный вид деятельности. Эти данные подтверждают тот факт, что с введением системы страхования вкладов количество банков, предлагающих данный вид услуг, сократилось. Более того, почти все банки, которые были заинтересованы в развитии этого бизнеса, уже вошли в систему страхования. Соответственно, банков, которые не занимаются, но планируют заниматься данным видом деятельности, практически не осталось. Наибольший интерес представляет развитие таких Виды потребительского кредитования В настоящее время банки предлагают населению, в основном, краткосрочные кредиты. Особенно активно развиваются такие направления, как Распределение видов банковского кредитования частных лиц Источник: CNews Analytics, 2005 В планах по развитию данного направления наибольший интерес представляет долгосрочное кредитование населения. Чтобы оценить решения, которые банки используют для автоматизации розничного бизнеса, стоит рассмотреть розничные банковские услуги в аспекте трех основных направлений: автоматизация операций по обслуживанию частных лиц, автоматизация операций с пластиковыми картами и автоматизация операций по кредитованию населения. По данным опроса, лидерами на рынке автоматизации розничных банковских услуг являются 13 % банков планирует заменить установленное у них решение на новое, из них 65 % уже определились с выбором или отдают явное предпочтение решению, на которое будут переходить или уже находятся на этапе его внедрения. Распределение разработчиков по количеству внедрений систем автоматизации розничных услуг Источник: CNews Analytics, 2005 Основными причинами отказа от используемой системы являются ее моральное устаревание и недостаточность функционала, Это свидетельствует о том, что в последнее время требования к автоматизированным системам розничного обслуживания существенно изменились. Эти изменения продиктованы развитием розничного бизнеса, высокой конкурентной средой и появлением новых, интересных банковских продуктов, что, в свою очередь, стало возможным благодаря развитию ИТ. Причины отказа от действующей системы автоматизации розничных услуг Источник: CNews Analytics, 2005 Банки, планирующие сменить текущее решение, предпочитают программное обеспечение хорошо зарекомендовавших себя и стабильно работающих на данном рынке разработчиков — «Диасофт» и Распределение разработчиков в соответствии с предпочтениями банков по замене системы автоматизации розничных услуг Источник: CNews Analytics, 2005 Автоматизация операций с пластиковыми картами На рынке систем автоматизации работы с пластиковыми картами по количеству установок лидируют ЦФТ (включая систему «Золотая Корона»), ПСиТ, Распределение разработчиков по количеству внедрений систем автоматизации работы с пластиковыми картами Источник: CNews Analytics, 2005 Удовлетворенность банков используемой системой автоматизации работы с пластиковыми картами 16 % опрошенных банков планируют сменить решение для автоматизации работы с пластиковыми картами, из них 54 % определились со своими предпочтениями или уже находятся на этапе внедрения новой системы. Причины отказа от действующей системы Источник: CNews Analytics, 2005 Как и в случае с решениями для автоматизации работы с частными лицами, основными причинами отказа от решения для автоматизации работы с пластиковыми картами являются моральное устаревание и недостаточная функциональность системы. Вторым по значимости критерием отказа от системы стала неудовлетворенность ее сопровождением и неудобство для пользователей. Это говорит о том, что банки уделяют большое внимание уровню сопровождения и функциональной полноте решения для автоматизации работы с пластиковыми картами. Как показал опрос, предпочтения банков, которые уже определились с выбором новой системы — на стороне разработок «Диасофт» и ЦФТ. Вообще здесь заметно выделяются компании, которые специализируются на решениях по пластиковым картам, или, помимо Распределение разработчиков в соответствии с предпочтениями банков Источник: CNews Analytics, 2005 Автоматизация операций по кредитованию населения По результатам банковского опроса, лидируют в данном секторе Распределение разработчиков по количеству внедрений систем автоматизации операций по кредитованию Источник: CNews Analytics, 2005 Заменить используемую в настоящее время систему планирует 14 % банков, из них 67 % уже определились с выбором или находятся на этапе внедрения нового решения. Наибольший интерес для банков, планирующих переход на новую систему, представляют разработки тех же поставщиков– Распределение разработчиков в соответствии с предпочтениями банков по замене системы автоматизации операций по кредитованию Источник: CNews Analytics, 2005 Основные причины такого перехода характерны для розничного обслуживания в целом: моральное устаревание системы и недостаток ее функциональности. Это, в первую очередь, может быть связано с тем, что многие банки в настоящее время автоматизируют розничное обслуживание в рамках АБС, а специфика розничного бизнеса требует высокотехнологичных продуктов, «заточенных» именно под решение задач, связанных с обслуживанием розничного клиента. Причины отказа от действующей системы автоматизации операций по кредитованию Источник: CNews Analytics, 2005 Если до недавнего времени активно росло количество банков, оказывающих банковские услуги населению (некоторые открывали данные направления, воспринимая их как задел на будущее), то текущий период можно охарактеризовать как «переход количества в качество». В настоящее время банки расширяют спектр и улучшают качество предлагаемых услуг, работают над повышением лояльности клиентов, предлагая им целый комплекс продуктов, т.е. стремятся быть конкурентоспособными на рынке розничных услуг. Это, в свою очередь, делает требования к системам автоматизации всё более жесткими и разнонаправленными. Наблюдается устоявшаяся тенденция к смене системы и переходу банков на специализированные разработки ведущих поставщиков систем автоматизации розничных банковских услуг. При этом для автоматизации работы с пластиковыми картами это тенденция перехода на специализированные решения Что касается исполнения проектов по автоматизации розничных услуг, то сейчас все больший акцент делается на установку и отладку ПО рабочих мест в территориально распределенной сети (при развитии сети операционных касс, пунктов выдачи и погашения кредитов и т.п.) и автоматизацию потребительского кредитования. В частности, возможность удаленной работы с анкетами заемщиков в режиме онлайн, оперативное принятие решения по выдаче кредита, прием платежей в различных точках Автоматизация работы на финансовых рынках Развитие Статистика Банка России отражает следующую ситуацию на финансовых рынках России: 60 % банков не занимаются подобными операциями, из них менее 5 % планируют данное направление деятельности в ближайший год. В свою очередь, банки, которые уже работают на финансовых рынках, продолжают активно развиваться — 21 % из них намерены расширять свою операционную деятельность. Виды операций на денежно-валютном рынке Источник: CNews Analytics, 2005 Как показали результаты исследования, основными направлениями деятельности организаций на финансовых рынках (фондовом и Виды операций на фондовом рынке Источник: CNews Analytics, 2005 Значительная часть банков (29 %) для автоматизации этих направлений деятельности использует собственные разработки. Лидером профессиональной автоматизации операций на финансовых рынках является «Диасофт» (24 %). Далее следуют Распределение разработчиков по количеству внедрений систем автоматизации операций на Источник: CNews Analytics, 2005 7 % банков планирует заменить установленное у них решение на новое; из них 59 % уже определились с выбором или имеют явные предпочтения в отношении конкретного решения, на которое будут переходить. Часть из них уже находится на этапе внедрения новой системы. Причины отказа от действующей системы автоматизации операций на Источник: CNews Analytics, 2005 В результате исследования определены следующие основные причины отказа от установленной системы: недостаточность функционала, моральное устаревание и низкая производительность. Ввиду сложности предметной области, ее непроработанности с законодательной точки зрения, развитие современных В лидерах предпочтений банков — разработки компаний «Диасофт» (36 %), Распределение разработчиков в соответствии с предпочтениями банков по замене системы автоматизации операций на Источник: CNews Analytics, 2005 Текущая ситуация на рынке автоматизации операций на финансовых рыках диктует необходимость широкого набора функциональности (за счет развития перспективных направлений), гибкости и глубины настройки, высокой производительности. Таким образом, разработчики должны быть готовы к реализации сложных, специфических запросов своих клиентов. Укрупнение объемов бизнеса и его диверсификация вызывают необходимость обеспечения банков современными средствами автоматизации работы на финансовых рынках. Об этом же свидетельствует тенденция смены решений собственной разработки на профессиональные системы ведущих поставщиков, имеющих хорошую репутацию на рынке. При этом среди выбираемых решений позиция «Собственная разработка» практически не фигурирует. Дальнейшее развитие программного обеспечения, исходя из информации о предпочтениях банков, будет сконцентрировано, в основном, на решении задач по управлению активами (ОФБУ, индивидуальное доверительное управление), сделках с валютными ценными бумагами (ADR/GDR), на автоматизации операций со срочными инструментами (деривативами) и драгоценными металлами. Можно ожидать, что в результате существенного пополнения функционала у ведущих поставщиков и, как следствие, возросшего доверия к предлагаемым технологиям, увеличится и число банков, планирующих работу на финансовых рынках. Решения для формирования отчетности Результаты опроса демонстрируют высокую востребованность решений для формирования регламентированной отчетности для Банка России и налоговых органов (в том числе МСФО). Задача регламентированной отчетности, над которой поставщики решений бьются уже второй десяток лет, до сих пор воспринимается большинством банков как проблема. Именно поэтому решением задачи управленческой отчетности озабочено менее половины банков (а это, по сути дела, — информация для принятия управленческих решений, основной двигатель развития ИT в банках развитого мира). Что же касается МСФО, выходящей за рамки требований Банка России, то при всей «раскрученности» эта задача беспокоит чуть более 10 % респондентов. Актуальные виды банковской отчетности Источник: CNews Analytics, 2005 Из разделов управленческой отчетности ее финансовый блок (включая анализ рисков) интересен, Актуальные направления управленческой отчетности Источник: CNews Analytics, 2005 Полученные данные свидетельствуют о явном предпочтении банков в выборе таких решений для отчетности, которые являются составной частью основной АБС. Это так же естественно, как естественно желание решать все проблемы нажатием одной кнопки. Кроме этого, необходимо отметить, что до сих пор именно регламентированная отчетность (а не требования бизнеса) определяет зачастую требования к АБС, и тут главным заказчиком решения оказывается главный бухгалтер банка. Также вполне заслуженно и объяснимо «почетное второе место» собственных разработок: при неудовлетворенности функционалом АБС банки идут по пути «дешево и сердито», что оказывается не всегда реально дешево или «сердито» — в том понимании, какое изначально было у пользователя. Выбор всего 1 % решений, построенных на базе хранилища данных, говорит о том, что подобные технологии могут себе позволить только солидные банки, но даже они далеко не всегда видят все преимущества решения такого класса. Одно то, что для автоматизации наиболее востребованного вида отчетности — регламентированной — Excel используется в три раза чаще, чем хранилище данных, уже говорит о многом. Это, в общем, свидетельствует как об относительной «незрелости» процессов в самих банках, так и о скудости предложений профессиональных разработчиков. Распределение систем автоматизации отчетности для Банка России (по инструментам формирования) Источник: CNews Analytics, 2005 Разбросанность критериев выбора решений для формирования отчетности — еще один симптом незрелости данного рынка. Нет полного понимания основных задач системы отчетности, механизма оценки ее качества. В результате банки выбирают решения, в первую очередь, по соответствию требованиям пользователя, а во вторую, — уже «по цене», сразу отбрасывая решения верхнего ценового сегмента. В равной степени значимыми для выбора решения являются такие критерии, как многофункциональность, быстродействие и уровень сопровождения, что естественно при нестабильности и неопределенности требований пользователя. Критерии выбора решения для формирования отчетности Источник: CNews Analytics, 2005 Несмотря на то, что наиболее востребованным остается функционал, дающий возможность с минимальными затратами времени и сил получать обязательные формы отчетности, существует тенденция к росту потребности банков в решениях, позволяющих иметь полноценную управленческую отчетность. Превалирующие критерии выбора систем для решения задач банковской отчетности позволяют утверждать, что и в существующей ситуации наличествует тенденция к росту спроса на решения, создаваемые на базе хранилищ данных, так как только применение этих технологий соответствует тем потребностям, которые определяют выбор банков. CNews Analytics |