|
|
Call-центры воюют с должниками
Крупные банки и страховые компании продолжают инвестировать в центры обработки вызовов. Однако до насыщения этого рынка пока явно далеко.
Финансовый сектор является одним из основных потребителей рынка call/contact-центров. По числу инсталляций с долей около 20 % он занимает второе место после телекоммуникационных компаний. Основными двигателями спроса продолжают оставаться активизация банков на розничном рынке (в том числе и региональном) и закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) для страховых компаний. С другой стороны, внедрению ЦОВ в немалой степени способствует усиливающаяся конкуренция в борьбе за клиентов.
Среди крупнейших проектов, реализованных в последние годы, стоит отметить построение call-центров в банках «Сосьете Женераль Восток», «Русский стандарт», «Инвестсбербанке», «Банке Москвы», «Северная казна», «АК БАРС», «Газпромбанке», МДМ-банке, «Соцгорбанке», «Возрождение» и др.; а также в страховых компаниях «Росгосстрах», «Россия», РОСНО, «Спасские ворота», «Телерис» и др.
Некоторые проекты по внедрению call/contact центров в российских банках и страховых компаниях, 2004-2006 гг.
Банк или страхования компания
|
Направление деятельности
|
Поставщик оборудования
|
Дата внедрения или подписания соглашения о поставке
|
СО «Россия» (Москва)
|
Страхование
|
Ericsson
|
Февраль 2004
|
Инвестсбербанк (Москва)
|
Банковский сектор
|
Alcatel/Адвентус
|
Март 2004
|
Банк «Северная казна» (Екатеринбург)
|
Банковский сектор
|
«Беркут»
|
Май 2004
1
|
«Банк Сосьете Женераль Восток» (Москва)
|
Банковский сектор
|
Avaya
|
Август 2004
|
«Спасские ворота» (Москва)
|
Страхование
|
Н/д
|
Сентябрь 2004
|
Банк Москвы (Москва)
|
Банковский сектор
|
Avaya/Крок
|
Октябрь 2004
|
«AVK» (Нижний Новгород)
|
Инвестиционная компания
|
Cisco Systems
|
Ноябрь 2004
|
e-port (Москва)
|
Электронные платежи
|
Infra TeleSystems
|
Декабрь 2004
|
Группа «Веб-Инвест»
2
(Москва)
|
Банковский сектор
|
Nortel Networks / «Белтел»
|
Март 2005
|
«Ак барс» (Казань)
|
Банковский сектор
|
Avaya
|
Июнь/Декабрь 2005
|
Газпромбанк
|
Банковский сектор
|
Avaya/«Би-Эй-Си»
|
Ноябрь 2005
|
РОСНО
|
Страхование
|
Н/д
|
Ноябрь 2005
|
СОЦГОРБАНК
|
Банковский сектор
|
Forte-IT
|
Ноябрь 2005
|
МДМ банк
|
Банковский сектор
|
Avaya/Крок
|
Декабрь 2005
|
Примечания:
1 Принято решение о поставке
2 Модернизация call-центра
Источник: CNews Analytics, 2005
Банки, как правило, разворачивают собственные call-центры — это во многом связано с жесткой политикой информационный безопасности, а использование аутсорсинговых call-центров здесь, как правило, ограничено проведением маркетинговых исследований и рекламных компаний. В свою очередь, страховые компании нередко выбирают промежуточный вариант, когда оборудование арендуется у сторонней компании, а операторами работают сами сотрудники. Например, «Ренессанс страхование», в которую ежедневно поступает около полутора тысяч звонков, арендует лишь места в call-центре, которые занимает ее собственный персонал. Такая позиция вполне логична — операторы ЦОВ могут просто не разбираться во всех тонкостях страхового дела, а собственные сотрудники проходят специализированное обучение. Большое значение имеют и вопросы информационной безопасности. Ведь у операторов есть доступ к базам данным компании, и аутсорсинговый call-центр вряд ли может гарантировать необходимый уровень конфиденциальности. В целях ее усиления «Ренессанс страхование» планирует полностью отказаться от услуг сторонней организации и закупить собственное оборудование. В компании объясняют, что решили сначала поставить эксперимент, накопить опыт эксплуатации чужого call-центра, набрать статистику, а затем внедрить свою систему.
Лидирующим вендором по числу инсталляций в российском банковском секторе является Avaya, call-центры которой установлены в «Сбербанке», «Внешторгбанке», «МДМ Банке», «Транскредитбанке», Банке «Сосьете Женераль Восток», «УралКонтактбанке» и др. В страховом же секторе явный поставщик-лидер отсутствует.
«Отвязанные» операторы
Тем временем в российском финансовом секторе идет планомерное освоение новых технологий, связанных с call-центрами. Например, в отдельных банках на смену проводным телефонным гарнитурам приходят беспроводные, которые не только «развязывают» руки у операторов ЦОВ, но и позволяют супервайзерам поддерживать связь с операторами вдали (50-100 м) от рабочего места и быстро их консультировать. Таким образом возрастает не только скорость, но и качество обслуживания клиентов. По данным H. B. Maynard & Company производительность труда операторов при использовании гарнитуры возрастает на 43 %, а количество ошибок заметно снижается.
В «Росбанке» для этих целей используются беспроводные гарнитуры CS60 компании Plantronics, работающие по стандарту DECT. Кроме того, возможно использование Bluetooth-гарнитур. Последние могут брать на вооружение не только операторы call-центра, но и другие сотрудники, которым поступают вызовы одновременно на мобильный и стационарный офисный телефон. Беспроводные гарнитуры позволяют вести активную деловую жизнь, постоянно оставаясь на связи. У них есть и психологическое преимущество. Так, некоторым сотрудникам во время проведения важных телефонных разговоров комфортно ходить «из угла в угол», что помогает им сосредоточиться и выплеснуть энергию. Понятно, что у людей, которые «висят на проводе», такой возможности нет.
За вами должок
Использование ЦОВ в банках может быть весьма разнообразным. В последнее время их часто применяют для «мягкого выбивания» долгов с неплательщиков, например по потребительским кредитам. На первом этапе (около 3 месяцев) с должником довольно вежливо работает call-центр кредитора. Проблемному клиенту звонят, присылают SMS и электронные письма, чтобы выяснить причины задержки платежа, а также ненавязчиво напоминают о существовании задолженности и штрафных санкций за просроченные обязательства.
Статистика умалчивает о том, насколько успешна эта «психологическая атака», но банки возлагают на нее большие надежды. Так, в казанском банке «Ак барс», который одним из первых внедрил call-центр в Татарстане и с его помощью обзванивает заемщиков и сообщает им о долгах, рассчитывали на сокращение количества должников на 75 %.
И все-таки основное предназначение банковских и страховых call/contact-центров — это качественное удаленное обслуживание клиентов. Финансовая и страховая система активно развиваются, и у населения возникает множество вопросов по широкому спектру тем, начиная от ОСАГО и заканчивая ипотечным и потребительским кредитованием. И не секрет, что потенциальный клиент, который получит в той или иной организации наиболее профессиональный ответ, скорее всего, зачислит ее в качестве основного кандидата на решение своих проблем. Стало быть, у банка или страховой компании есть таким образом шанс получить не виртуального, а вполне реального клиента.
Далекое насыщение
Российский рынок ЦОВ в финансовом секторе еще далек от насыщения, поэтому можно прогнозировать, что число подобных проектов в банках и страховых компаниях будет расти. В пользу этого утверждения свидетельствуют и прогнозы для развитых рынков. Так, по оценкам IDC, западноевропейские банки и страховщики к концу 2007 года инвестируют в call-центры порядка $3,2 млрд. При этом собственно банки инвестируют до $2,8 млрд. Среднегодовой темп роста инвестиций в период 2002-2007 гг. составит в страховом и банковском секторах соответственно 3,9 % и 6 %.
Традиционно телекоммуникационные технологии быстрее развиваются в сегменте обслуживания корпоративных клиентов. Однако в розничном секторе, как отмечают эксперты, в последние 1-2 года темпы выросли очень серьезно. И вполне вероятно, в течение нескольких лет они догонят по функциональности системы для корпоративных клиентов.
Виталий Солонин / CNews Analytics
|
|