|
|
Рейтинг CNewsAnalytics: Уровень информатизации крупнейших банков России
CNews Analytics подготовлен очередной ежегодный рейтинг уровня информатизации крупнейших банков России. Изменения, наметившиеся в последнее время на отечественном рынке банковской автоматизации, не замедлили сказаться на показателях ранкинга. Однако не затронули, с другой стороны, устоявшихся за последние три года лидерских позиций «Альфа-банка».
В качестве исходных для рейтинга использовались данные «Центробанка» РФ об активах 30 крупнейших кредитных организаций по состоянию на 1 января 2006 года (за исключением представительств иностранных банков, работающих в России — «Райффайзенбанк», «Ситибанк» и др.)
При подготовке рейтинга 2006 года были несколько изменены 10 критериев оценки уровня банковской информатизации. На этот раз экспертам предлагалось ранжировать ИТ-системы банков по следующим пунктам:
- Системы автоматизации банковской деятельности (АБС),
- Информационно-аналитические системы,
- Системы автоматизации взаимоотношений с клиентами (CRM),
- Call-центры,
- Системы работы с пластиковыми картами,
- Системы электронных услуг типа «банк-клиент», интернет-банкинг,
- Мобильный банкинг,
- IP-технологии,
- Системы защиты информации,
- Управление ИТ-инфраструктурой.
Как и при подготовке предыдущих рейтингов, анкеты со списком банков были направлены экспертам, которые отранжировали всех игроков по каждому из 10 критериев, включая только те банки, по которым каждый мог составить свое экспертное заключение. Затем все ранжировки были сведены в единую таблицу, включая пропущенные данные. Для обработки был применен аппарат неполных парных сравнений (НПС), разработанный математиком П. Чеботаревым. В результате был получен НПС-рейтинг банков.
Подробнее ознакомиться с методикой рейтинга можно здесь.
Рейтинг: Уровень информатизации крупнейших банков России 2006 |
Ранг |
Название банка |
Регион |
Ранг в 2005 г. |
1 |
Альфа-Банк |
Москва |
1 |
2 |
Внешторгбанк |
Москва |
7 |
3 |
Уралсиб |
Башкортостан |
8 |
4 |
Внешторгбанк Розничные Услуги |
Москва |
5 (Гута) |
5 |
Международный Московский Банк |
Москва |
13 |
6 |
Сбербанк |
Москва |
3 |
7 |
Петрокоммерц |
Москва |
6 |
8 |
Банк Москвы |
Москва |
10 |
9 |
МДМ-Банк |
Москва |
4 |
10 |
Росбанк |
Москва |
14 |
11 |
Промсвязьбанк |
Москва |
11 |
12 |
Газпромбанк |
Москва |
12 |
13 |
Импэксбанк |
Москва |
15 |
14 |
Номос-Банк |
Москва |
16 |
15 |
Транскредитбанк |
Москва |
18 |
16 |
Международный Промышленный Банк |
Москва |
19 |
17 |
Бинбанк |
Москва |
17 |
18 |
АК Барс |
Москва |
- |
19 |
Возрождение |
Москва |
- |
20 |
Зенит |
Москва |
20 |
Рейтинг подготовлен CNews Analytics, 2006
Заметные изменения, произошедшие в ранжировании банков по уровню информатизации к началу 2006 г., отчасти объяснимы появлением ряда новых критериев для экспертных оценок. Так, если ранее оценивалось наличие в банке (как таковое) тех или иных программных продуктов, то сегодня принципиальным видится качество их интеграции и эффективность использования.
Возможно, кредитная организация работает не на самой «передовой» на данный момент АБС, но ее взаимодействие с установленными здесь же системами клиент-банк, интернет-банк, а также CRM не вызывает никаких нареканий. В то же время, далеко не во всех банках, поддерживающих интернет-услуги для физических лиц, это ИТ-направление развито одинаково хорошо. Отнюдь не всегда даже сами финансовые институты удовлетворены работой своих call/контакт-центров. Регулярно возникают проблемы и с информационной безопасностью — аспектом, традиционно закрытым для обсуждения и огласки.
В любом случае отечественные банки все более заинтересованы в повышении эффективности используемых ИТ, а также в их управляемости. В этой связи при подготовке рейтинга 2006 г. впервые вводится такой критерий, как управление ИТ-инфраструктурой. Уже не один год российские игроки присматриваются к стандарту ITIL и практике ITSM, однако до недавнего времени эти методы не получали широкого распространения в российском финансовом секторе.
Между тем, третий год лидирующий в рейтинге «Альфа-банк» демонстрирует успешный пример использования Microsoft Systems Management Server для управления своей ИТ-инфраструктурой. В частности, решение обеспечивает централизованное управление большим сегментом корпоративной сети, включающим основной офис и московские отделения банка.
Традиционно процесс стандартизации управления ИТ-инфраструктурой в организации завершается выводом части функций вовне — на аутсорсинг. Считается, что, несмотря на достаточно успешную практику ИТ-аутсорсинга в европейских банках, российские игроки пока не заинтересованы в переходе на эту модель обеспечения ИТ-сервисов. Однако «Альфа-банку», который может похвастаться сегодня практически полностью «иностранной» автоматизацией (АБС Equation, CRMSalesLogix, интернет-банк BSCPraha), удается последовательно реализовывать западную стратегию и в этом вопросе. В конце прошлого года был проведен конкурс по выбору партнера для обеспечения ИТ-поддержки пользователей ряда подразделений («розничный бизнес», «потребительское кредитование», главная бухгалтерия и центр расчетов). Речь идет об организации телефонной поддержки пользователей по вопросам ИТ, обеспечении авторизации пользователей в системах Equation и EBA, техническом сопровождении почтовых серверов Lotus Notes, SWIFT&TELEX, функциональном сопровождении ПО Gemini Consumer Finance и др. Всего банк планирует задействовать 27 специалистов, которым готов ежемесячно выплачивать зарплату в сумме до 27 710$. За год работы на этих специалистов будет затрачено, соответственно, до 332 520 $.
Со своей стороны, построению системы управления ИТ-инфраструктурой много внимания уделял в прошлом году «Внешторгбанк» (2 место в рейтинге 2006 г. — по сравнению с 7-ым в 2005 г.). Проект был реализован совместно с TopsBI на базе одного из самых дорогостоящих решений в этом классе — НР OpenView. Как известно, после поглощения «Гуты», «Внешторгбанку» предстояла сложная задача по интеграции всех информационных систем — и собственных, и вновь приобретенных. Амбициозные планы дальнейшего развития требовали эффективных инструментов управления формируемой ИТ-средой (включая организацию работы ИТ-департамента, мониторинг и проактивное управление вычислительной подсистемой, управление телекоммуникационной инфраструктурой, управление процессами развития информационной инфраструктуры банка в целом). Руководство «Внешторгбанка» выбрало путь ITSM. Опыт же работы с продуктами НР существует в банке с 2002 г., когда было внедрено решение HP OpenView Network Node Manager для мониторинга телекоммуникационной инфраструктуры и каналов связи. В новом модуле — HP OpenView Service Desk — был реализован интерфейс с ранее используемой MicrosoftSMS, поставляющей инвентаризационную информацию о рабочих станциях и серверах.
Другой стратегически важный ИТ-проект, реализованный «Внешторгбанком» в 2005 г. совместно с «БИС» и «Новой Афиной» — унификация АБС во всех 55 филиалах, действующих в настоящее время, а также запланированных к открытию.
Третье место в рейтинге CNewsAnalyticsзанимает банк «Уралсиб», переместившийся с прошлогодней 8-ой позиции, в немалой мере благодаря объединению «усилий» с «Автобанком-Никойл». Бывший участник «большой тройки» 2005 и 2004 гг., вошедший в финансовую корпорацию «Уралсиб», самостоятельно в ранкингах больше не фигурирует.
Еще два наиболее резких «скачка», отмечаемых в рейтинге 2006 г. — это перемещения ММБ (с 13-ой на 5-ую позицию) и «МДМ-Банка» (с 4-ой на 9-ю позицию). В первом случае эксперты отмечают успешное внедрение в банке ERP-системы Microsoft Business Solutions-Axapta. При этом оценивается как высокое качество ее интеграции с существующими информационными системами — банковской системой MIDAS, системой бюджетирования Hyperion, системой документооборота Lotus Notes и системой кадрового учета AiT.
В ситуации же с «МДМ» сказалось отсутствие серьезных шагов в области стратегического развития ИТ. Эта же причина обусловила (вкупе со слабым освоением высокотехнологичных сервисов) и некоторый «откат» стабильно демонстрирующего хороший уровень информатизации «Сбербанка» — на 3 позиции вниз. На этом рынке, похоже, уже сложилась та самая ситуация, при которой нужно бежать очень быстро, чтобы оставаться на месте, и еще быстрее — чтобы двигаться вперед.
|
|