|
|
Как управлять затратами и ресурсами: практический опыт «ТрансКредитБанка»О заказчике «ТрансКредитБанк» является стратегическим партнером ОАО «Российские железные дороги» в области банковского обслуживания. В состав банковской группы «ТрансКредитБанк» входят 23 филиала и 5 дочерних банков, которые также имеют свою региональную сеть. Офисы участников группы «ТрансКредитБанк» работают более чем в 100 городах и населенных пунктах РФ. «ТрансКредитБанк» на протяжении последних лет неизменно входит в число 30 крупнейших российских банков по объемам основных финансовых показателей. Банк ставит перед собой задачу и в дальнейшем развивать инфраструктуру обслуживания, чтобы предоставлять своим клиентам услуги по всей территории России. Это несомненно вызовет рост площадок, филиалов и, соответственно, рост затрат на обслуживание этих подразделений. При таких размерах и стоящих перед банком задачах управление затратами и управление ресурсами имеет очень важное значение в процедуре управленческого учета. Требования к системе автоматизации управления затратами и финансовыми ресурсами С позиции автоматизации технологии управления неоперационными (хозяйственными) расходами и оперативного управления финансовыми ресурсами во многом схожи: требуется поддержка взаимодействия практически всех подразделений банка. При выполнении хозяйственных расходов ответственные подразделения, такие как кредитный отдел, бухгалтерия, филиалы и т.д. формируют заявки на приобретение товаров и услуг с целью обеспечения их деятельности. Плановая служба и обеспечивающие подразделения (управление автоматизации, АХО и др.) аккумулируют эти заявки в бюджетные планы, контролируют и исполняют их. На практике технология работы банка по планированию и контролю сметы затрат в недалеком прошлом строилась на использовании электронных таблиц MSExcel. На этапе планирования сметы ответственные подразделения создавали собственные планы расходов в Сотрудники плановой службы вручную вводили данные из заявок в Для контроля исполнения планов затрат в обеспечивающие подразделения заявки на расходы (счета на оплату) от ответственных подразделений в бумажном виде поступали повторно. Здесь они проверялись на соответствие платежа утвержденному плану. В случае превышения плановых цифр, счет передавался на дополнительное согласование с руководством. Если сумма по счету не превышала плановый показатель или руководство санкционировало превышение плана, платеж получал «акцепт», то есть разрешение на оплату, и передавался в бухгалтерию для оплаты. После совершения оплаты счета вручную переносилась из АБС в Все это приводило к большому объему «ручных» операций у сотрудников плановой службы и обеспечивающих подразделений. Кроме того, процесс сверки акцептованных заявок с реальным движением денежных средств по счетам отличался высокой трудоемкостью. Достаточно сложным было согласование планов и выполнение корректировок. Длительность согласования планов, трудности в осуществлении оперативного контроля и низкая скорость формирования отчетов также заставляли руководство кредитного учреждения задуматься о смене технологии. Цель автоматизации процессов планирования и контроля исполнения бюджета хозяйственных расходов состояла в том, чтобы переложить задачи по формированию бюджетов и вводу заявок на ответственные подразделения, оставив за плановой службой обеспечивающими подразделениями функции контроля и согласования при нарушении планов. Такая технология возможна только в централизованной системе, когда все пользователи работают с бюджетными данными в режиме реального времени. Это позволило бы снизить трудозатраты плановой службы и обеспечивающих подразделений, добиться большей оперативности при контроле затрат и повысить детальность бюджетных планов. Исходя из этого, были сформулированы требования к системе автоматизации:
При автоматизации задачи по оперативному управлению финансовыми ресурсами С точки зрения автоматизации, цели внедрения системы управления трансфертным ценообразованием идентичны целям автоматизации сметы: предоставить возможность Для этого система должна обеспечивать:
Решение на К моменту выбора системы автоматизации управления затратами и ресурсами в банке в течение нескольких лет эксплуатировалась система управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, сокр. ВРМ) на основе хранилища данных «Контур Корпорация» от компании IntersoftLab. Это решение позволяет собирать, консолидировать и хранить в едином центре — финансовом хранилище данных — всю информацию, которая поступает из АБС Головной конторы и филиалов банка, Для автоматизации технологий оперативного управления затратами и ресурсами банка требуются те же первичные данные, которые уже содержатся в хранилище системы и используются для подготовки управленческих отчетов — организационная структура банка, планы бюджетных статей, клиенты и т.д. Решение обеих задач на основе единой После анализа возможностей продукта, было выяснено, что «Контур Корпорация» полностью отвечает требованиям, выдвинутым к системе оперативного управления затратами и ресурсами, обеспечивает коллективную работу многих пользователей. Кроме того, в системе уже содержится ряд данных, необходимых для новой задачи. Персонал банка имеет опыт эксплуатации и администрирования системы. Поэтому было принято решение об автоматизации задач по оперативному управлению затратами и ресурсами на основе системы «Контур Корпорация». Архитектура BMP-системы «ТрансКредитбанк» В его основе находится хранилище данных. В него ежедневно собираются данные из систем автоматизации филиалов. На основе хранилища данных функционирует пакет Оперативное управление затратами банка Работа с системой начинается с планирования лимитов по статьям расходов, которые утверждаются Советом директоров. Данные по лимитам в разрезе подразделений и статей бюджета вводят специалисты сметообразующих подразделений непосредственно в систему. Ежеквартально производится корректировка лимитов сметообразующими и ответственными подразделениями. Ежедневно ответственные подразделения вводят заявки на платежи в систему. При этом проверяется совпадение суммы заявки по статьям с лимитами, установленными плановой службой. Проверенные заявки непосредственно в системе акцептуются. В случае превышения лимита возникает конфликтная ситуация, которую необходимо решить специалистам плановой службы: либо увеличить лимит, либо отклонить заявку, либо пересмотреть бюджеты и, соответственно, перераспределить средства, взяв их с других подразделений или с других проектов. При особой важности платежа решение может приниматься на уровне совета директоров. После утверждения заявки вводятся в АБС, где выполняются проводки по счетам. Информация об оплаченных счетах поступает в хранилище данных «Контур Корпорация». Затем ответственный сотрудник плановой службы анализирует проводки и в интерфейсах системы устанавливает связь (квитует) между введенными заявками и фактическими проводками. Таким образом, сотрудники банка получают фактические данные выполнения сметы для подготовки Технология оперативного управления затратами банка в системе «Контур Корпорация» Оперативное управление ресурсами При оперативном управлении ресурсами работа с системой выглядит следующим образом: ответственный сотрудник кредитного комитета головного офиса вводит в систему решение на предоставление кредита филиалу или размещающему подразделению, как правило, для определенного клиента. Сумма, указанная в решении, является лимитом, ограничивающим величину предоставляемого кредита. Филиал или размещающее подразделение вводит в систему трансфертную сделку (или несколько сделок) — заявку на предоставление кредита по решению, установленному кредитным комитетом. Ежедневно ответственный сотрудник Казначейства головного офиса анализирует новые трансфертные сделки, поступившие от размещающих и привлекающих подразделений/филиалов, акцептует или отклоняет их. Акцептованные трансфертные сделки участвуют в дальнейших расчетах (учет в балансе, расчет трансфертных доходов и расходов), отклоненные сделки возвращаются в филиалы/подразделения для доработки (изменения суммы, срока и других атрибутов сделки) или удаления. Ежедневно ответственный сотрудник Казначейства головного офиса выполняет «закрытие дня» — процедуру автоматической генерации сделок «overnight auto». В случае необходимости сгенерированные сделки редактируются вручную, а затем акцептуются. Ответственный сотрудник Казначейства головного офиса ежедневно выполняет процедуру автоматической генерации пулов трансфертных сделок по Ежедневно для всех размещающих и привлекающих подразделений или филиалов выполняется расчет трансфертных позиций в Управленческом балансе (УБ). Ежемесячно для всех размещающих и привлекающих подразделений или филиалов выполняется расчет трансфертных доходов и расходов (ФП). Технология оперативного управления ресурсами банка в системе «Контур Корпорация» Результаты проекта Работы по проекту начались в декабре 2005 года, в мае 2006 года банк приступил к опытной эксплуатации системы. Перевод системы в режим промышленного использования запланирован на октябрь 2006 года. Настройка и внедрение функциональности системы для контроля хозяйственных затрат и управления ресурсами велись параллельно. Весь проект был разбит на этапы. На первом этапе сотрудниками плановой службы и Казначейства, при участии консультантов компании, были определены технические требования к Системе и на их основе создан макет. Затем макет прошел предварительные испытания сотрудниками плановой службы и Казначейства, по результатам которых были сделаны доработки в системе. Этот этап занял 2,5 месяца. На втором этапе, в течение 1,5 месяцев в систему были загружены данные предыдущих периодов планирования и контроля, опытная модель сразу же стала использоваться в Казначействе и плановой службе. В результате определились пожелания пользователей по удобствам работы с системой и после обсуждений эти пожелания были реализованы. Далее был выбран один филиал банка, специалисты которого были обучены и перешли на новую технологию работы. Еще через месяц было проведено централизованное обучение специалистов всех филиалов и подключение более 100 новых рабочих мест к единой системе.
«Внедрение В результате менеджмент получает возможность детально анализировать затраты, что повышает качество планирования будущих затрат, а также качество учета. Плановая служба и Казначейство перекладывает выполнение рутинных операций на другие подразделения и сосредотачивается на тех функциях, ради которых эти подразделения были созданы — контроля, управления лимитами, защиты интересов банка в плане ведения бизнеса. Плановая служба своевременно получает информацию о том, сколько невыбранных лимитов по смете платежей у нее имеется по текущей смете расходов: в разрезе конкретных проектов, конкретных подразделений, статей и объектов затрат. Это позволяет значительно повысить эффективность управления банком. Ответственные подразделения получают возможность оперативно согласовывать планы и заявки в единой базе. Сотрудники филиалов могут видеть, в каком состоянии находятся их заявки, к примеру, на приобретение техники, а также согласовывать с головным банком заключение сделок в оперативном режиме. Это позволяет повысить качество и эффективность работы специалистов. |