|
|
Алексей Гуревич: Банки дают кредиты — мы управляем ИT-проектами
На вопросы CNews отвечает Алексей Гуревич, директор департамента по работе с банковскими структурами компании IBS.
CNews: Как бы вы охарактеризовали сложившуюся ситуацию в отечественном банковском секторе? Как она обуславливает требования банков к ИТ, на ваш взгляд?
Алексей Гуревич: Я бы отметил две основные тенденции: бурное развитие розничного бизнеса и падение доходности банков по ряду традиционных направлений (например, доходности по межбанковским операциям). Обе тенденции стимулируют внимание банков к новым технологиям, а также рост потребностей в ИТ и оптимизации бизнес-процессов.
CNews: Меняются ли, по вашим наблюдениям, взгляды банков на ИT-партнера? Чем обусловлены эти изменения?
Алексей Гуревич: Безусловно, меняются, на протяжении последних лет можно проследить эволюцию отношений банков и ИТ-компаний. В 90-е гг. в период бурного развития банковской системы России работа банка на 90 % была «бумажной» или поддерживалась узкофункциональными системами, созданными собственными программистами. Конечно, были единичные примеры, когда банки пытались подходить к процессу автоматизации достаточно профессионально. Но в таких проектах роль интегратора все равно играла ИТ-служба банка: она руководила всем процессом, разрабатывала технические требования, а ИТ-компании выступали в роли исполнителей отдельных кусочков большого проекта. Когда банки начали осознавать сложность этих работ и значительность инвестиций в содержание собственных центров разработки, стала очевидной необходимость привлечения компаний, имеющих профессиональный опыт разработки специализированных банковских продуктов (вторая половина 90-х годов). Но в то же время по сути, банки оставались «сами себе системными интеграторами».
На втором этапе (с конца 90-х годов и по сей день) стали появляться ИТ-компании, которые активно сотрудничают с банками, но полноценными системными интеграторами для них пока не являются. Банки используют уже в большей степени не собственные разработки, а внешние системы, но при этом роль ИТ-службы банка как проектного интегратора продолжает оставаться значительной.
Текущий год, по мнению Gartner, является переломным: сложность, функциональность и другие ИТ-параметры систем переходят некий критический порог, в итоге банку необходимо либо привлекать внешних исполнителей, либо собирать у себя внутри высокопрофессиональный отдел, равнозначный ресурсам системного интегратора. Это сложно, дорого и нецелесообразно с учетом того, что на рынке уже работают компании, которые сформировали у себя определенный пул специализированных продуктов, высокопрофессиональных специалистов, умеют управлять крупными проектами и понимают специфику банковского бизнеса.
Итого, сегодняшний этап — это переход от банка-интегратора к банку, который профессионально использует внешние ИТ-ресурсы. В целом этот растянутый во времени процесс выглядит так: сам пишу — сам интегрирую — контролирую интегратора — отдаю на аутсорсинг.
Взгляды меняются, потому что нереально заниматься всем. Каждый должен делать то, что он умеет делать лучше всего. Мы не пытаемся давать кредиты, а банки не становятся ИТ-компаниями.
CNews: Какие ИТ-решения наиболее востребованы сегодня у банков, работающих на российском рынке?
Алексей Гуревич: Наибольший спрос наблюдается сейчас на решения, поддерживающие розничный бизнес. С моей точки зрения, для банка сегодня также важны решения, которые нацелены на оптимизацию функциональности его работы в целом. Бытует мнение, что все интеграторы советуют обычно менять все целиком — например, заменить все старые АБС на новые, и получить бизнес абсолютно другого масштаба. Это первый подход. Таким путем пойти, конечно, можно, но только что будет делать банк в промежутке между началом проекта замены и завершением хотя бы первого этапа продуктивного старта системы?
Другой вариант — удовлетворение потребностей конкретного направления бизнеса. Например, если банк хочет внедрить факторинговую систему, это не значит, что нужно менять АБС. Наиболее оптимальным будет внедрение некой модульной системы, которая обеспечит все потребности факторингового бизнеса и при этом не потребует полной замены тех систем, которые обеспечивают стандартную работу банка с точки зрения регуляторных органов и отчетности. Внедрение таких систем позволяет очень быстро выпускать новые продукты, оценивать их эффективность, получать всю необходимую отчетность, аналитику и т.д.
Минусом такого подхода является нерешенность проблемы «зоопарка» систем (хотя я сам очень не люблю этот термин). Но надо учитывать, что это «сознательный зоопарк», и он бывает спланированным, когда для каждого направления берутся лучшие решения от разных производителей (best of bread), и временным, когда последовательно закрываются приоритетные направления.
Используя подход последовательного приоритетного внедрения, банк постепенно, но все-таки переходит от исторически сложившегося «зоопарка» к единой системе от одного-двух производителей, которые покрывают все потребности банковского бизнеса. Какой вариант лучше — зависит от целей. Если банк стремится к технологическому преимуществу, повышению конкурентоспособности, выходу на новые рынки, то именно приоритетный подход обеспечит наиболее быстрое достижение этих результатов.
Если для банка важен имидж компании, работающей с лидерами мирового рынка, разумно выбрать именно моно-решение. Однако такой вариант может быть эффективным только при условии, что у банка уже есть позиция на рынке: имя, клиенты и средства для перехода на новую систему. При этом не следует забывать, что внедрение моно-решения может не охватить абсолютно все бизнес-процессы банка, и мы опять вернемся к проблеме «зоопарка», ну а дальше известная всем спираль развития.
При любом из этих подходов немаловажную роль будут играть интеграционные решения. По сути, ни одна из банковских систем не позволяет, например, построить информационное хранилище и мощную аналитическую систему в объеме многофилиального банка. Очевидно, что наряду с созданием таких специализированных систем должна быть построена интеграционная платформа, которая обеспечит получение, очистку и загрузку данных из всех учетных систем в аналитические системы.
CNews: Какие именно интеграционные решения могут позволить банкам решить проблему
разнородности систем?
Алексей Гуревич: На сегодняшний день существует ряд систем, которые обеспечивают решение
интеграционных задач. У нас, в частности, есть как минимум три таких решения: Microsoft SharePoint Portal Server 2003, IBM WebSphere и SAP NetWeaver. Уже разработан целый ряд продуктов, которые обеспечивают взаимодействие, в том числе, систем российской разработки и, например, хранилищ данных — это адаптеры, позволяющие транслировать информацию из
учетных систем в аналитические и т.д.
Также для получения согласованной аналитики в последнее время часто встает
задача нормализации нормативно-справочной информации, у компании IBS есть
опыт решения данной задачи.
CNews: Как банку определить целесообразность замены текущей АБС, каковы критерии
необходимости замены?
Алексей Гуревич: Я бы выделил два критерия: функциональный и общественно-политический. Первый связан с невозможностью работать на старой системе, и в этом случае выбор, скорее всего, будет сделан в пользу тех систем, которые обеспечивают максимальную функциональность при относительной простоте и минимальных сроках внедрения. Второй критерий связан с позиционированием банка, желанием повысить капитализацию, степень доверия к себе и получить ряд связанных с этим преимуществ. В этом варианте большую значимость играет известность
решения на рынке, распространение в мире и т.д. Системы мировых лидеров, таких как Misys, Iflex, Infosys, 3i infotech и др., обладают широкой функциональностью, но их внедрение — достаточно трудоемкий и тяжелый процесс, который требует привлечения специалистов. Хотя, в случае 3i Infotech, стоит отметить особое сочетание известности и функциональности.
CNews: Как можно обеспечить наибольшую безболезненность для бизнеса при переходе на новую систему?
Алексей Гуревич: Значительное число решений, имеющих распространение в западных странах, не представлены в России. Это связано, с одной стороны, с позицией компаний разработчиков в отношении российского рынка, а с другой, — с теми сложностями, с которыми сталкиваются западные поставщики в ходе проектов локализации, и объемами инвестиций. В то же время ряд компаний очень активно продвигают свои решения на российский рынок.
Среди них хороший вариант безболезненной замены системы — решение компании 3i Infotech. Оно содержит в себе ядро АБС и 8 бизнес-модулей, каждый из которых может быть внедрен в зависимости от необходимости и приоритетности. Модульный подход к внедрению позволяет достаточно легко перейти на систему мирового уровня.
Еще один фактор снижения «болезненности» — правильный исполнитель проекта. Безусловно, сам банк должен принимать активное участие в процессе, иначе получится замороженное решение, сделанное по видению поставщика или интегратора, которое может ничего общего не иметь с реальной жизнью банка. Что касается интегратора — он должен хорошо знать банковский бизнес, иметь опыт работы с западными партнерами-вендорами, опыт реализации сложных комплексных проектов. Сейчас на российском рынке всего две-три таких компании.
CNews: Многие банки начинают работать по новым моделям — например, «финансовый супермаркет» и т.д. Как правильно автоматизировать эти модели?
Алексей Гуревич: Когда мы говорим про супермаркет в обывательском смысле, то предполагаем, что, придя в магазин, сами без помощи продавца что-то выбираем. На мой взгляд, говорить о «финансовом супермаркете», не совсем корректно, нужно говорить о «финансовом бутике», где вы что-то можете сделать сами, но всегда быстро и просто получаете профессиональную консультацию продавца. Решения, которые мы предлагаем банкам, позволяют построить именно такой магазин, где клиенту было бы легко ориентироваться при выборе того или иного продукта.
При этом мы сами не стараемся быть ИТ-супермаркетом для финансовых организаций, когда банк приходит и самостоятельно набирает «с наших полок» понравившиеся ему решения. При таком подходе никто не сможет ему гарантировать, что все вместе это не будет похоже на коктейль из молока и селедки. Мы стремимся предложить такой набор продуктов, которые будут сочетаться между собой. Мы стремимся построить «onestopshop», в котором банк может получить полный комплекс услуг — от профессиональной консультации на этапе выбора продукта до готовой работающей системы.
Именно поэтому мы включаем в продуктовый портфель управленческий консалтинг, прикладные специализированные решения, оборудование и услуги по их внедрению, услуги аутсорсинга и еще целый комплекс услуг и продуктов, позволяющий набрать ту потребительскую корзину, которая наиболее полно соответствует бизнесу банка. Наш консультант обеспечит вам грамотную поддержку при выборе продуктов и не бросит одного в торговом зале.
CNews: Каковы, на ваш взгляд, преимущества западных и российских решений? Какие программные продукты — зарубежных или российских ИТ-компаний — пользуются в настоящее время наибольшим спросом у отечественных банков и почему?
Алексей Гуревич: Конечно, в общей массе наибольшим спросом пользуются российские продукты. Но здесь нужно четко разделять тех, кто внедряет решения российских разработчиков, и тех, кому нужны зарубежные системы.
В России банковская система еще не сформировалась, идет процесс слияний и поглощений, что порождает дифференциацию между действительно крупными банками и организациями, решающими узкоспецифические функциональные финансовые задачи. Для последних вопрос о покупке российского или западного решения не стоит, их может устроить практически любая система, которая решит проблему соответствия требованиям регуляторных органов.
Поэтому когда мы говорим о преимуществах российских и западных решений для крупных банков, стоит сравнивать возможности масштабируемости. Говоря о зарубежных системах, в таких возможностях можно не сомневаться — они проверены временем. О российских же этого утверждать нельзя.
CNews: Можно ли говорить об увеличении спроса на западные программные продукты со стороны российских банков?
Алексей Гуревич: Можно — из-за лучшего функционала и масштабируемости.
CNews: Какие сложности ожидают российские банки при переходе на работу с использованием продуктов зарубежного производства?
Алексей Гуревич: С точки зрения конечного пользователя в банке (операциониста) никаких сложностей не должно возникнуть, ровно так же, как их не возникало, когда устанавливалась нынешняя система. Обучиться работе с новой системой можно за несколько дней. Хотя, безусловно, в системах есть и сложные рабочие места. Прежде всего, они связаны с работой аналитиков, которые должны понимать, каким образом решать те или иные сложные задачи. И, может быть, с работой руководителей подразделений, которым необходимо знать значительно больше, чем стандартный функционал исполнителя.
В большей степени сложность может состоять в решении вопроса локализации и соответствия требованиям, но это скорее зависит от поставщика и интегратора. Если и те, и другие активно работают в этом направлении, если они готовы инвестировать в решение этого вопроса, то это уже не трудность.
CNews: Каким будет рынок банковского ПО в ближайшие несколько лет? На какие ИТ-решения, по вашим прогнозам, будет расти спрос со стороны банков в 2006 — 2008 гг.?
Алексей Гуревич: Если смотреть на дальнюю перспективу (5-7 лет) — это аутсорсинговые проекты. На ум приходит старый анекдот «…я не даю в кредит, они не торгуют семечками». Ровно также банки не должны превращаться в ИТ-компании, они должны зарабатывать деньги на том, что дают в кредит. Аутсорсинговый бизнес в банковском ИТ — это вполне востребованное направление, это вопрос времени. Сегодня в нашем Центре аутсорсинга DATAFORT уже обслуживается ряд банков. При этом мы обеспечиваем надежность и безопасность их систем в соответствии со всеми необходимыми требованиями.
На мой взгляд, спросом на банковском рынке будут пользоваться те компании, которые смогут предложить значительно больший комплекс услуг, чем просто ИТ. Прежде всего, это имеет отношение к управленческому и финансовому консалтингу, поскольку построение бизнес-процессов банка их оптимизация наряду с повышением функционала начинает играть все большую роль.
Банки все больше доверяют российским компаниям, которые подтверждают свою компетенцию на банковском рынке. Сейчас российские интеграторы, на мой взгляд, могут составить достойную конкуренцию западным. Здесь работают люди, знающие рынок. Мы можем предложить более конкурентные цены, мы хорошо понимаем людей, которые с нами разговаривают в банках, мы знаем, что предложить для удовлетворения потребностей банков.
CNews: Спасибо.
|
|