Елена Еськова: Для любой ИT-компании работа с финансовыми институтами является своего рода «знаком качества»
На вопросы CNews отвечает Елена Еськова, менеджер по развитию продуктовой линии «OPTiMA-WorkFlow» компании UpScale Soft (ГК «Оптима»).
CNews: Как вы оцениваете текущий уровень автоматизации российских банков по сравнению с европейскими финансовыми институтами?
Елена Еськова: Специфика российских финансовых институтов заключается в их относительной молодости по сравнению с европейскими банками. Даже крупнейший и старейший отечественный банк — «Сбербанк» России — пережил настолько глубокое обновление своей организационной структуры, что, радикальным образом отличается от госбанка позднего советского периода. Короткая история коммерческих банков отразилась и на их ИT-структуре: первые масштабные внедрения информационных систем и специальных приложений проводились в 1991-1993 гг. Тогда как некоторые европейские банки имели устаревшую ИT-структуру, основы которой были заложены еще в семидесятых, нашим банкирам пришлось начинать с «чистого листа» в начале девяностых. Естественно, что исходный «скелет» ИT-структуры уже был более современным.
В то время значительная часть банков использовали либо собственные программные разработки, либо заказные решения, созданные только появившимися тогда российскими ИT-компаниями. Доля иностранных разработок была относительно невелика и в основном приходилась на процессы, связанные с международными расчетами (например, S. W. I. F. T.).
Учитывая здоровый консерватизм финансовых институтов, многие из тех, кто пережил финансовые кризисы середины девяностых и 1998 г., долгое время не вносили существенных изменений в свою ИT-структуру, предпочитая эволюционное развитие имеющихся решений и разовые приобретения программных решений для покрытия отдельных участков своей деятельности. Только с началом нового тысячелетия и более глубокой интеграцией отечественной банковской системы в глобальный экономический контекст, российские банки стали активно обновлять свою ИT-инфраструктуру. Также экспансия дочерних структур крупнейших западных финансовых институтов («Ситибанк», «Райффайзенбанк», «Сосьете Женераль» и др.) и, соответственно, рост конкуренции на внутреннем рынке заставила наших банкиров задуматься о дополнительных инвестициях в автоматизацию своей деятельности.
Кроме того, в ситуации цифровой революции и стремительного развития новых средств коммуникации, имеющиеся в распоряжении наших банков программные решения оказались не слишком работоспособными: они создавались совсем в других условиях, часто в спешке и под другие задачи. Для банков становится всё более очевидным, что подход «лоскутного одеяла», когда автоматизируются только самые жизненно необходимые процессы, больше не работает: в перспективе будут требоваться продвинутые решения, интегрированные с традиционной АБС. Итак, по сравнению с европейскими финансовыми институтами, российские банки имеют небольшое отставание по охвату автоматизацией всех ключевых бизнес-процессов.
В будущем это отставание будет преодолено, во-первых, за счет более активного использования западных ИT-решений для финансовой сферы и, во-вторых, за счет продолжающейся организационной консолидации в банковском секторе: после серии слияний и поглощений наши новые финансовые конгломераты инвестируют в развитие ИT-инфраструктуры. Примером этого может служить «Внешторгбанк», объявивший о широких планах обновления своей информационной платформы после поглощения «Гута-Банка». Также в трудные 90-е отечественные финансовые институты смогли привлечь к себе лучших ИT-специалистов, благодаря чему вполне объяснимый лаг в темпах автоматизации российских банков, по сравнению с их европейскими коллегами, будет преодолен в ближайшее время.
CNews: Какие требования к ИТ предъявляет в настоящий момент банковская розница?
Елена Еськова: Для любой ИT-компании работа с финансовыми институтами является своего рода «знаком качества»: в силу отраслевых особенностей банкиры предъявляют особенно жесткие требования к внедряемым ИT-решениям. Этих требований несколько.
Во-первых, надежность — любой сбой в работе банковского приложения, особенно если речь идет об отношениях «клиент-банк», приводит не только к техническим проблемам, возможностям потери финансовой информации, но, что, пожалуй, самое страшное, к потере доверия к финансовому институту со стороны клиентов.
Во-вторых, простота обслуживания и понятность для операционистов. Несмотря на то, что российские банки обычно располагают достаточным штатом собственных ИT-специалистов, сервисная поддержка внедренных решений не должна занимать всё время программистов банка. Кроме того, на розничном рынке со стороны банка заняты сотрудники, которые во многих случаях не имеют достаточной квалификации и опыта для работы с ИT-системами, имеющими сложный интерфейс. У банка нет времени для длительного обучения своего персонала, а поэтому внедряемая система должна быть достаточно «дружественной» для того, чтобы ее смог освоить даже молодой специалист в боевых условиях.
В-третьих, требования по защите информации. Финансовые институты всегда ставили информационную защиту во главу угла своих бизнес-процессов: до прихода цифровой эпохи сведения о вкладчиках, инвесторах и партнерах хранилась в сейфах, теперь на первый план вышли аппаратно-программные средства защиты информации. Безопасность, безопасность и еще раз безопасность — вот боевой девиз банкиров всего мира. Поэтому к большинству программных приложений, внедряемых в финансовом секторе, традиционно предъявляются строгие требования к информационной защите.
В-четвертых, корпоративное ПО, используемое в банках должно быть взаимно интегрируемым: конфликты между информационными приложениями на программном уровне приводят к системным сбоям в функционировании банка. Задача интегрируемости решается не так просто — многие финансовые институты продолжают использовать архаичные программные приложения, к которым плохо привязываются свежие ИT-разработки.
Все перечисленные требования относятся практически к любому программному обеспечению, используемому банками. Для розницы также важным является создание быстрых, надежных и безопасных каналов обмена информацией, так как одновременно функционируют тысячи точек по работе с физическими лицами. Мобильные офисы розничных банков открываются в торговых центрах, супермаркетах, легких павильонах, а поэтому ПО должно работать в разных условиях. Что еще? Конечно, это функциональность, хорошая сервисная поддержка, масштабируемость и т.д. Вероятнее всего банковская розница более активно будет использовать опыт крупных ритейлеров, внедряя у себя CRM-системы, основанные на западных разработках.
CNews: Насколько отечественные банки лояльны, на ваш взгляд, к локальным программным продуктам? Похоже, что с прошлого года становится все заметнее присутствие в России западных поставщиков.
Елена Еськова: Финансовый сектор, как и большинство других отраслей российского хозяйства, переживает период активного роста. Этот рост подстегивается возросшими доходами населения, ищущего возможности для вложения свободных финансовых средств. По некоторым оценкам, средний рост рынка банковского программного обеспечения составляет 25 %. Фактически этот сегмент до сих остается в числе наиболее стабильно растущих на рынке корпоративного ПО. Ядром ИT-инфраструктуры большинства российских банков до сих пор является АБС (или ИБС), вокруг которой формируется планетарная система программных приложений. До последнего времени на рынке поставщиков АБС доминировали отечественные разработчики («Диасофт», «Инверсия», «ЦФТ», «Новая Афина», R-StyleSoftlab, «Кворум», «Форс» и др.).
Еще в 2003 году три крупнейших мировых разработчика промышленных реляционных серверов — Oracle, MSSQLServer, SybaseASE- впервые на отечественном рынке перекрыли долю внедрений на платформе Btrieve. Эта тенденция только развивается. Кроме того, наши банки наблюдают за тем, какие системы и бизнес-приложения используют представительства западных финансовых институтов в России. В первую очередь это относится к рознице, где у нас не так много развитых отечественных разработок, поэтому обращение к западным продуктам — это нормальный процесс. В ближайшее пятилетие, зарубежные разработки банковского ПО будут расширять свое присутствие в России, но на благосостоянии наших разработчиков ПО фатальным образом это не отразится. Каждый сможет отщипнуть от «растущего пирога» больший кусок.
CNews: Востребовано ли, наоборот, российское банковское ПО на зарубежных рынках?
Елена Еськова: Безусловно, западный рынок корпоративного ПО для банков уже давно сложился. Но это не значит, что двери Евросоюза для наших разработчиков закрыты наглухо: сотрудничество с западными партнерами позволит российским ИT-компаниям прийти к западным финансовым институтам со своими предложениями. Думаю, что эти предложения смогут заинтересовать зарубежных банкиров. Знаю, что компания «Диасофт» вышла на рынок ближнего Зарубежья со своими ИT-решениями, UpScale Softимеет развитые партнерские отношения с «латышскими айтишниками». Не так давно система OPTiMA-WorkFlow была внедрена в одном из ведущих латвийских банков Lateko Banka. К системе OPTiMA-WorkFlowпоявился интерес и у других финансовых институтов балтийского региона. То есть, «партизанские рейды» на европейский рынок лидеры российской ИT-индустрии уже давно совершают, а в дальнейшем, по мере интеграции российской системы в глобальный финансовый рынок, этот процесс, вероятно, ускорится.
CNews: В чем вы видите основные конкурентные преимущества программных продуктов отечественной разработки по сравнению с западными банковскими системами?
Елена Еськова: Думаю, что основными конкурентными преимуществами российских разработок станут следующие. Первое — это понимание менталитета отечественных банкиров. Российские финансовые институты очень осторожны в принятии любых решений. Это относится и к выбору ИT-продуктов. Поэтому если вы посмотрите на список компаний-производителей лидеров рынка СЭД или ERP-систем в целом и сравните с данными о крупнейших поставщиках корпоративного ПО для банков, то эти два списка будут радикально отличаться по своему составу. Репутация отечественных поставщиков банковского ПО в России складывалась в течение последних пятнадцати лет, и вряд ли потенциальные заказчики из финансовой сферы так быстро переориентируются на новых поставщиков ПО.
Второе — знание и соответствие требованиям различных государственных органов к организации ИT-структуры в российских банках. Стандарты, технические требования, специфические процедуры составляют основу банковских процессов. Иногда ИT-решение может быть лучшим по функциональности, надежности и другим параметрам, но всё равно без существенной адаптации к конкретным условиям функционирования банковской системы России, оно не может рассматриваться в качестве эффективного инструмента. Наши разработчики лучше знают специфические требования банков, а поэтому здесь могут более чем успешно конкурировать со своими западными коллегами.
Третье — имеющийся «бэкграунд» знаний, опыта, разработок для банков. Некоторые российские ИT-компании работают на финансовом рынке почти пятнадцать лет. Это достаточный срок, чтобы стать настоящими профи в данном сегменте. И здесь, я думаю, мы ничем не уступаем своим западным коллегам ни по опыту, ни по уровню квалификации.
Не думаю, что наших ИT-компаний ждет незавидная судьба в финансовом секторе корпоративного ПО — есть достаточно потенциала, сил и опыта, чтобы достойно выдерживать конкурентную борьбу с иностранными разработчиками. Здесь возможен даже скорее профессиональный симбиоз, нежели «смертельная конкурентная битва».
CNews: Какие из своих проектов в финансовом секторе вы могли бы выделить особо?
Елена Еськова: Один из самых успешных наших проектов в финансовой сфере — внедрение системы OPTiMA-WorkFlow в латвийском банке LatekoBanka(http://www.lateko.lv). Реализация проекта «Автоматизация и оптимизация системы документооборота банка на базе OPTiMA-WorkFlow» началась в 2004 году. Проектная группа состояла из шести человек: специалистов компании EUROSCREENSIA(http://www.es.lv) и сотрудников банка. Перед проектной группой был поставлен ряд организационных целей: организация единого электронного хранилища документов; организация маршрутных схем движения и авторизации документов; оптимизация документооборота между структурными подразделениями банка; повышение контроля доставки и обработки документов; уменьшение риска потери документов либо их несвоевременной обработки; сокращение времени на согласование и поиск документов.
Внедрение системы включало автоматизацию документооборота входящих и исходящих документов и автоматизацию нормативного документооборота банка. На первом этапе реализации проекта была осуществлена: организация электронного хранилища входящих /исходящих документов и автоматизация регистрации входящих/исходящих документов;
На втором этапе осуществлялось создание новых нормативных документов на базе принятых шаблонов; первичное согласование документа (с любым структурным подразделением); согласование с методическим отделом банка; окончательное согласование и принятие документа в нормативную базу банка.
Также успешно функционируют системы электронного документооборота на базе OPTiMA-WorkFlow в таких финансовых институтах, как «Московский Кредитный Банк», «Гран-банк» (Екатеринбург), Национальный Банк Украины, «Скотт, Риггс и Флетчер», «Бухучет, Аудит, Консалт», «Газэнергопромбанк», Страховой фонд АФЕС и т.д.
Кроме того, мы успешно завершили проект по внедрению системы защищенного документооборота на базе MS Exchange в «Сбербанке» РФ. Система внедрена в центральном аппарате «Сбербанка», а также в ряде территориальных банков СБ России — Юго-Западном, Среднерусском, Дальневосточном и Поволжском.
В настоящее время нашим продуктом интересуется ряд финансовых институтов, работающих в банковском и смежных секторах. В целом мы обладаем значительным потенциалом для создания и развития специализированных ИT-решений для финансового сегмента рынка. ИT-компании знают, что банки — требовательные
заказчики, но у нас есть успешный опыт подобной работы, поэтому, я считаю, что проблем на пути дальнейшего развития этого направления нашей деятельности не возникнет…
CNews: Чем было обусловлено выделение подразделения «Оптимы» в самостоятельную компанию?
Елена Еськова: Дело в том, что в 2004 году акционеры «Оптима» взяли курс на построение гибкой организационной структуры и системы управления. Для реализации долгосрочной стратегии развития на 2004 — 2008 годы была создана управляющая компания «Оптима» и пять самостоятельных компаний, объединенных в холдинг.
Сегодня группа компаний «Оптима» — это многопрофильный холдинг, занимающий лидирующее положение в области информатизации, системной интеграции, ИT и бизнес-консалтинга, ведущий российский поставщик высокотехнологичных решений, оборудования и услуг. Компании группы работают во всех сегментах ИT-рынка и предоставляют заказчикам полный комплекс услуг по созданию и разработке информационных систем любой сложности, а также осуществляют их дальнейшую техническую поддержку.
Компания UpScale Soft была образована в начале 2005 года на базе департамента программного обеспечения ОАО «Оптима». Сотрудники департамента более 10 лет занимались разработками приложений и созданием решений в области автоматизации бизнес-процессов предприятий. Департамент ПО также внедрял системы электронного документооборота под заказчика на базе собственной разработки — системы OPTiMA-WorkFlow.
В июле 2005 года на основании договора переуступки компания «АпСкэйл Софт» получила права на систему OPTiMA-WorkFlow и сосредоточилась на ее развитии и продвижении. Также «Оптима» передала UpScale Soft лицензионную базу и текущие проекты, связанные с разработкой и внедрением программного обеспечения.
CNews: Как предварительно вы оцениваете результаты своей деятельности в качестве нового игрока на рынке банковской автоматизации?
Елена Еськова: Конечно, мы пока находимся в начале большого пути. Хотя уже сейчас имеем среди своих заказчиков крупные российские (МКБ) и зарубежные финансовые институты (Latekobanka). OPTiMA-WorkFlow хорошо зарекомендовала себя в качестве надежной и современной программной платформы электронного документооборота для организаций финансовой сферы. В настоящее время специалисты UpScaleSoftзавершают разработку СЭД-решения для финансового сектора: банков, страховых и финансовых компаний. Думаем, что наш новый продукт будет востребован на рынке финансовых ИT, поскольку система OPTiMA-WorkFlow, являлась гибкой программной платформой, успешно адаптируется к специфическим задачам финансового сектора.
CNews: Спасибо.
|