|
|
На краю ИТ-рынка: общая ситуация в области информатизации сектора страхованияСтраховые компании представлены на рынке ИТ в 10 раз слабее, чем банки. По абсолютной величине ИТ-затрат страховая отрасль — одна из отстающих. Правда, при этом страховщики тратят на ИТ около 5,4% своих свободных средств. Объем ИТ-затрат в российском страховом секторе по предварительным итогам 2006 года составил около 1,9-2 млрд руб. Вес страхового сектора в общих ИТ-затратах экономики — чуть менее 1%. По сравнению с банками страховые компании на рынке ИТ представлены в 10 раз слабее. По абсолютной величине ИТ-затрат страховая отрасль занимает одно из самых последних мест. При этом на ИТ страховщики тратят около 5,4% своих свободных средств (прибыли), т.е. по доле свободных средств, направляемых на ИТ, идут практически вровень с банками, имея прибыли куда более скромные (35 млрд руб. против 365 млрд руб.). Для страхового сектора, как и для банков, типично устойчивое снижение доли свободных средств, направляемых на ИТ — с 2003 года, когда показатель составлял 17,7%, она сократилась более чем в 3 раза. Однако существенную роль здесь играет не столько падение активности страховых компаний на рынке ИТ, сколько ежегодный уход с рынка нескольких десятков игроков. За период 2003-2006 гг. по разным причинам с рынка ушло 259 страховых компаний — это почти четверть от их изначального количества или треть от сегодняшнего числа. ИТ-приоритеты страховщиков С точки зрения потребностей страховых компаний в ИТ, наиболее важным направлением, как и год-два назад, остается разработка специализированной под страховой бизнес интегрированной информационной системы. Она должна обеспечивать автоматизацию таких процедур, как накопление данных по сделкам (полисам и заключённым договорам), автоматический расчет ключевых параметров договоров, моделирование деятельности, взаимодействие с межкорпоративными базами данных, справочниками и классификаторами, данными финансовых, бухгалтерских систем, CRM-систем и др. Конкуренция на страховом рынке все более ужесточается. Неустойчивость прибылей от года к году, наряду с четко наметившейся тенденцией опережающего роста выплат по сравнению с ростом поступлений заставляет страховые компании бороться за каждого перспективного клиента, что требует от страховых компаний совершенствования технологий работы с клиентами. Как и для банков, для страховых компаний актуальна проблема развития всего комплекса клиенто-ориентированных технологий — от создания дополнительных контакт-центров и Call-центров, увеличения их мощности, до внедрения комплексных CRM-решений и расширения спектра высокотехнологичных страховых услуг, которые до сих пор остаются в тени. Динамика информатизации страхового сектора, 2003-2006 Темпы расходов страховых компаний на ИТ в значительной степени определяются уровнем свободных средств (прогнозируемой или полученной прибыли). Прирост расходов страховщиков на ИТ совпадает с благоприятными по прибыльности годами. Так, в 2003 и 2005 годах, когда прирост прибыли составлял 35% и 180%, наблюдался и резкий рост ИТ-расходов (+136,6% и +141,5% соответственно). Напротив, годы с низкой прибыльностью приводят к резкому падению темпов роста ИТ-затрат. Так, в 2004 году, когда прибыль страховых компаний сократилась на 34%, темпы роста ИТ-затрат стали отрицательными (-72,2%). Если уровень и динамику внедрения высоких технологий в отрасли отражает показатель ИТ-затрат, то интенсивность использования внедренных технологий в работе с клиентами и партнерами, т.е. в деловой и маркетинговой активности, во многом отражает показатель расходов на телекоммуникационные услуги — главным образом, затраты на электросвязь, которые включают, наряду с текущими рабочими телефонными переговорами, работу контакт и call-центров, объем интернет-трафика, а значит, документооборот и поддержку электронных страховых услуг, использование в работе продвинутых видов связи — телевизионной, спутниковой, видеоконференцсвязи и др. Телекоммуникационный фон «неопределенности» Расходы на телекоммуникационные услуги (электросвязь) одни из самых низких среди прочих отраслей. Они составляют около 0,5 млрд руб. (разница в 14 раз по сравнению с расходами на связь банков, в 21 раз — по сравнению с госструктурами, в 42 раза — с сектором телекоммуникаций). Затраты страховщиков на связь Конечно, страховой сектор сам по себе является небольшим (по сравнению с другими отраслями и секторами экономики), однако, если бы в нём действительно фронтально развивались высокотехнологичные услуги, показатели это неминуемо отразили бы. Пока же, например, онлайновый страховой рынок растёт гораздо медленнее, чем традиционный. До сих пор потолок этого рынка — несколько сотен полисов за год. Рынок этой высокотехнологичной услуги пока остается узко-локализованным (Москва, Питер, возможно, некоторые областные центры), охватывает только сегмент недорогих транзакций, а по большей части существует лишь в виде нехитрых макросов, на сайтах страховых компаний, предлагающих посетителю сайта, заполнив электронную анкету, получить расчет размера страхового полиса по различным видам страхования. Расходы на связь в страховом секторе растут «рваными» темпами Как и по другим видам ИКТ-затрат в страховом секторе, для затрат на телекоммуникационные услуги характерны «рваные» темпы роста, не дающие большого простора для интерпретаций будущего ИТ-политики — её развитие либо свертывание, ускорение или замедление. Фон неопределенности создает главным образом «периферия» сектора, не имеющая четкой политики в области высоких технологий, и работающая с населением и предприятиями больше традиционными способами. Скорее всего, ситуация высокой неопределенности по всем видам ИКТ-расходов в финансовом секторе в целом и, в страховании в частности, будет продолжаться до тех пор, пока рынок не будет до конца либерализован, что произойдет при вступлении страны в ВТО. Владимир Карачаровский / CNews Analytics |