|
|
ERP в банках: всплеск интереса пока отложенЭффективность управления бизнесом становится все более актуальной задачей для российских банков. Вопросы рентабельности приобретают всю большую остроту в высококонкурентной среде, на фоне укрупнения структур в результате слияний и поглощений, а также выхода на отечественный рынок зарубежных банков. С учетом сложившейся на рынке тенденции к укрупнению банковского бизнеса эксперты рынка ожидают роста потребности в ERP-системах, особенно в крупных структурах. В SAP считают, что большой организации выгоднее иметь целостное решение с развитой функциональностью, пусть более дорогое, но управляемое, прозрачное и надежное. «Таким игрокам важно наладить процессы обеспечения бизнеса, в частности, управление человеческими и материальными ресурсами, основными средствами, — отмечают наши собеседники из SAP. — Маломощные программные продукты «начального уровня» страдают недостатком функциональности и сложны в плане интеграции, при их использовании возникают дополнительные сложности, например — необходимость ручного переноса данных из одной системы в другую. В Oracle отмечают, что к настоящему времени банки в той или иной степени автоматизировали свои основные операции и стали задумываться об оптимизации бэк-офиса. Успешные примеры внедрения крупными банками ERP-решений тоже стимулируют спрос на этом рынке. В первую речь здесь востребованы такие контуры ERP-систем, как управление персоналом, закупками, аналитические модули (BPM). В «Ланите» также отмечают рост спроса на ERP в банковском секторе в связи с повышением уровня автоматизации основных бизнес-процессов. «Имеющиеся сегодня в банках автоматизированные решения, в основном, представляют собой набор разрозненных узкоспециализированных систем, а в отдельных областях автоматизация минимальна, — отмечают в компании. — Поэтому есть потребность в создании комплексной системы, либо объединении имеющихся систем — базой для этого может выступать ERP». Многие банки стремятся найти в современных ERP-системах функциональные возможности, которые позволят решать новые задачи, например, автоматизировать отношения с клиентами и поставщиками, управлять недвижимостью и др. Кроме того, в отличие от классических банковских систем, имеющих закрытую архитектуру, современные ERP-решения открыты и имеют встроенный инструментарий разработки. В «Ланите» считают, что это позволяет банкам рассматривать ERP-системы еще и как технологическую платформу для своего развития. В «Ассоциации CRM» отмечают, что потребность банков в бэк-офисных системах, соответствующих индустриальному стандарту, неуклонно растет. Однако лучше всего эту необходимость удовлетворяют специально созданные для банков решения, не совпадающие с классическими ERP-продуктами. Иллюстрацией этого может служить приобретение корпорацией Oracle индийского производителя банковского ПО — компании i-Flex. «При наличии у Oracle собственного ERP-комплекса решения для банковского офиса выделяются в качестве отдельной линейки на следующие 3-5 лет (в отличие от Siebel и PeopleSoft)», — отмечают в «Ассоциации CRM». Отставание длиной в десятилетие? По сравнению с отечественным банковским сектором, европейский рынок является достаточно стабильным, зрелым и характеризуется высоким уровнем автоматизации. По оценкам IBS, почти половина европейских банков для автоматизации своей деятельности сегодня используют ERP-системы. Как следствие, большинство банков обладают проработанной стратегией развития и поддержки автоматизированных систем. В то время как российские банки только в последнее время стали подходить к созданию стратегии развития ИТ. В ВСС считают, что наиболее актуальная задача для российских банков сегодня — оптимизация бизнес-процессов и организационных структур в целях обеспечения прозрачности и управляемости бизнеса. В то время как зарубежные банки решают задачи оптимизации бизнес-процессов с целью снижения себестоимости банковских услуг. «Не секрет, что во многих сферах экономики отечественный бизнес только догоняет зарубежный по уровню развития, — отмечают в SAP. -Поэтому и задачи, которые ставятся перед ERP-системой в российских банках, сопоставимы с аналогичными задачами зарубежных банков в 90-х годах». В то время, когда российский банк говорит о необходимости централизованной системы учета человеческих ресурсов и надежной системе расчета заработной платы, зарубежному уже требуется портал для сотрудников и менеджеров, системы поддержки найма персонала и удаленного обучения. Пока отечественные банки решают задачу поддержки управления сметой закупок материальных ценностей и услуг — зарубежные решают вопросы электронных закупок и управления отношениями с поставщиками. При этом в SAP напоминают, что даже у некоторых крупных российских банков до сих пор нет системы поддержки типовых бизнес-процессов (workflow) и контроля исполнения поручений, тогда как во многих зарубежных банках полным ходом идет внедрение систем управления проектами. Резюмируя, наши собеседники отмечают, что рынок ERP-систем в российском банковском секторе отстает от зарубежного на 7-10 лет. С одной стороны, это минус, который свидетельствует о технологическом отставании отечественных банков от иностранных конкурентов. С другой стороны — плюс: у российских банков есть возможность более динамично, чем западные, двигаться вперед: решения уже опробованы, опыт накоплен, нужно лишь уметь его правильно применить. «Сейчас мы наблюдаем в России этап взрывного роста банковского бизнеса, который зарубежные банки давно прошли, — рассказали CNews в Oracle. — Первоочередная задача для российских банков — обработать растущий объем данных и ускорить вывод на рынок новых продуктов и услуг». Второй по степени важности задачей наши собеседники считают внедрение более прозрачных систем управления, которые позволят привлекать инвестиции. Для западных же банков, работающих в условиях ограниченного роста, более актуальной задачей сегодня является оптимизация издержек, которая достигается за счет экономии на закупках, анализа расходов, повышения эффективности корпоративного управления. Именно эти задачи оптимизации традиционно решают ERP-системы. Впрочем, не все эксперты рынка, опрошенные CNews, настаивают на различии задач отечественного и иностранного финансового сектора, решаемых посредством ERP. В «Ланите», например, отмечают, что существует определенная стратегия автоматизации, и с этой точки зрения все банки движутся в одном русле, стремясь к максимальной стандартизации и интеграции. В этой связи наши собеседники отмечают наметившуюся общемировую тенденцию отказа банков от разработки программ собственными силами (даже в виде доработок общеизвестных систем) и стремление к передаче всех работ сторонним компаниям (консалтинг, аутсорсинг). В «Ассоциации CRM», напротив, утверждают, что в России системы банковского бэк-офиса были и до сих пор остаются «заповедником» отечественных производителей. «Отечественные системы наиболее адаптированы к законодательству и требованиям контролирующих органов, однако они не содержат в себе лучшие западные практики, — считают наши собеседники. — Например, поддержка розничных банковских продуктов в отечественных системах зачастую реализуется «на подпорках». Маленьким и неавтоматизированным просьба не беспокоиться Развитый российский рынок поставщиков систем для управления внутрихозяйственной деятельностью является одной из значимых причин отказа отечественных банков от того, чтобы «испытать на себе» возможности ERP-решений ведущих мировых вендоров. По мнению специалистов Oracle, банки предпочитают не приобретать западные ERP потому, что локальные решения стоят в несколько раз дешевле. Даже несмотря на то, что функциональности таких продуктов зачастую хватает лишь для решения текущих задач. Еще одной причин отказа от приобретения ERP-систем является понимание руководством банка необходимости приоритетной модернизации своей основной банковской системы, внедрение ее новых модулей. При этом задачи оптимизации бэк-офиса отходят на второй план, на них выделяются меньшие бюджеты. «Российские банки в течение почти 20 лет инвестировали большие средства в развитие и построение автоматизированных банковских систем, которые в настоящее время достаточно стабильно работают и качественно поддерживаются, — добавляют собеседники из ВСС. — Внедрение ERP-системы многим из них представляется достаточно рискованным проектом, так как на российском рынке опыт внедрения банками подобных систем существенно меньший». Говоря о причинах не очень активного использования банками промышленных западных ERP, в «Ассоциации CRM» отмечают отсутствие локализованных западных решений, стоимость продуктов, к которой рынок пока не готов, а также недостаток квалифицированного спроса со стороны банков. В то же время ряд экспертов считают, что говорить об отказе банков от использования ERP было бы не совсем корректно. По мнению наших собеседников из IBS, банки не отворачиваются от использования подобных решений, они постепенно начинают понимать их необходимость и обоснованность внедрения. «ERP-решение в банке в традиционном понимании не является бизнес-образующим, — отмечают в компании. — Однако любая крупная структура по мере роста неизбежно приходит к необходимости внедрения комплексной автоматизированной системы управления, позволяющей сделать бизнес-процессы полностью прозрачными и за счет этого значительно повысить их эффективность». По мнению IBS, внедрение ERP становится оправданным для крупных банков, где высоки объем и сложность бизнес-процессов. Для небольших банков подобный проект может быть актуальной задачей в долгосрочной перспективе. Пока же игроки зачастую ограничиваются отдельными модулями ERP-системы: управление взаимоотношениями с клиентами, управление персоналом, недвижимостью и хозяйственной деятельностью. Такой вариант использования ERP-систем реализуется, к примеру, в ФК «Уралсиб», НБ «Траст», в банке «Ренессанс Капитал». «Наверное, учитывая уже упомянутую тенденцию к укрупнению банковского бизнеса, правильнее говорить не об отказе, а об отсрочке внедрения банками полнофункциональных ERP-систем, — соглашаются с коллегами наши собеседники из SAP. — Скорее всего, большинство банков в течение ближайших пяти лет внедрят такие системы». А отсрочка принятия решения, по утверждению компании, зачастую обусловлена тем, что руководство банка просто еще не увидело тех экономических резервов, которые можно вскрыть, внедрив ERP-систему. С другой стороны, для небольшого банка, который, скорее всего, рано или поздно будет поглощен более крупным, такая отсрочка является разумной мерой экономии затрат. Поскольку после поглощения банка велика вероятность его перехода к использованию общехолдинговой системы, при этом использовавшееся ранее решение будет снято с эксплуатации. Выбор ERP в обмен на эффективность Вопросы повышения эффективности бизнеса — главный козырь вендоров и консультантов, подталкивающих руководство российских банков к выбору ERP-системы в качестве основы автоматизации бэк-офиса. И, несмотря на то, что порой точные показатели повышения эффективности трудно посчитать, наши собеседники приводят ряд примеров, свидетельствующих о том, что банки, использующие ERP, справляются со своими бизнес-процессами более успешно, чем их конкуренты, чья автоматизация построена на разрозненных и порой устаревших ИТ-решениях. По мнению специалистов IBS, повышение эффективности бизнеса российских банков за счет внедрения ERP хорошо прослеживается на примере автоматизации ресурсоемких процессов, таких как управление персоналом или недвижимостью. Возможность централизованного управления ресурсами, обеспечиваемая ERP-системой, позволяет банку добиться максимального снижения издержек путем тщательного контроля затрат. В «Ассоциации CRM» отмечают, что запуск «с нуля» розничных банковских продуктов позволяет демонстрировать положительную отдачу на инвестиции в течение 9-15 месяцев с момента старта проекта. «Информационные системы играют ключевую роль в банковской рознице, — считают наши собеседники. — В свою очередь, быструю отдачу дают те системы, в которые уже зашит «правильный» процесс, и новый бизнес строится в соответствии с ним». По опыту SAP, расчет фактической экономической эффективности (ROI analysis) любого проекта внедрения информационных систем (включая ERP) — это самостоятельный, причем недешевый проект. Даже за рубежом лишь немногие банки позволяют себе роскошь проведения таких расчетов, и лишь небольшая доля этих исследований становится публично доступной. «У нас есть результаты ROI analysis по зарубежным финансовым организациям, внедрившим SAP ERP, — говорят в компании. — При этом прямой возврат инвестиций (за счет снижения прямых затрат на выполнение процессов) не является грандиозным и обычно составляет 50-100%». Однако, по мнению наших собеседников, нужно понимать, что наибольший эффект от внедрения ERP-системы заключается в обеспечении возможности функционирования и роста бизнеса. И невозможно измерить ее влияние в деньгах: бизнесу банка просто дается (или не дается) возможность надежно работать и развиваться. Говоря о тех возможностях, что предоставляют ERP-системы банкам, в «Ланите» отмечают создание единого информационно-функционального пространства для банка и его филиалов, внедрение функциональности бюджетного контроля, управления недвижимостью. В ходе внедрения такого решения может быть организован детальный аналитический учет административно-хозяйственных расходов, регулярное распределение и перераспределение учтенных расходов с целью получения информации о расходах, приходящихся на каждый отдельно взятый центр прибыли. К плюсам использования ERP в банках в Oracle относят оптимизацию и повышение эффективности управления персоналом (управление карьерой, управления обучением, интернет-обучение, уменьшение ошибок при расчете зарплаты), наличие ценообразования, основанного на четком понимании структуры доходов и расходов от продуктов. Кроме того, наши собеседники не оставляют без внимания и такие традиционные «козыри» наличия ERP в банке, как возможность получения инвестиций от западных партнеров и выхода на IPO. Спрос с надеждой на консолидацию Ожидания участников рынка по поводу динамики проникновения ERP- систем в банковский сектор в целом достаточно оптимистичные. «Российский финансовый рынок демонстрирует устойчивые темпы роста, происходит укрупнение банковских групп, соответственно, ERP-решения в ближайшие годы здесь будут востребованы, и спрос на них будет увеличиваться — отмечают в IBS. — Тенденция середины 90-х годов, когда в российских банках преобладали самописные системы и «лоскутная» автоматизация, уже давно сломлена в пользу централизованных промышленных систем; а затраты банков на ИТ, по разным оценкам, ежегодно возрастают на 20-25%». В компании оценивают долю затрат на внедрение ERP-систем в ИТ-бюджетах банка в 15%. «Можно предположить, что в течение следующих трех лет рынок войдет в стадию «раннего большинства», до 80% банков из числа первых 50 инвестируют в индустриальные (западные) решения», — прогнозируют в «Ассоциации CRM». В SAP также уверены, что рынок ERP-решений в банковском секторе в период до 2010 года будет демонстрировать значительный рост (по прогнозам наших собеседников, на 50-70% в год). В Oracle считают, что востребованность ERP-решений будет расти по мере решения задач оперативной автоматизации основных банковских систем, стабилизации темпов роста бизнеса, покупки банков (и долей в них) западными игроками. В «Ланите» добавляют, что самыми необходимыми решениями для банков с точки зрения функциональности станут системы автоматизации оперативного управления хозяйственной деятельностью, организации детального аналитического учета внутрихозяйственных операций и формирования оперативной отчетности. В то же время в ВСС полагают, что говорить о скором всплеске массового интереса банков к ERP пока рано. В ближайшие годы на банковском рынке будут продолжаться процессы оценки возможностей и перспектив подобных проектов, так как задачи управления затратами и бизнесом в целом еще не вышли для банков на первый план. Элеонора Ершова / CNews Analytics |