|
|
От провалов к взлетам и обратно: общая ситуация в области информатизации банковского сектораВ 2006 году затраты российского банковского сектора на ИТ составили, по предварительным данным Росстата, около 24 млрд руб. — или 6,5% прибыли. Показатель впечатляющий, учитывая, что даже в телекоме на ИТ расходуется 5% от доходов, а в торговле — лишь 0,4%. Однако сегодняшний уровень ИТ-затрат отнюдь не является здесь рекордом. Показатель всего лишь на 6% выше, чем в 2002 году, после которого в отрасли наблюдался ИТ-спад. По предварительным данным Росстата в 2006 году затраты российского банковского сектора на ИТ составили около 24 млрд руб. Другими словами, на ИТ российские банки потратили порядка 6,5% своей прибыли. Показатель сам по себе впечатляющий — например, в секторе телекоммуникаций на ИТ расходуется 5% доходов отрасли, а в торговле лишь 0,4%. Банковский сектор опережает большинство отраслей российской экономки и по доле ИТ-затрат в общих ИТ-затратах, осуществляемых всеми предприятиями — 11,5% против 2%, которые составляют долю транспорта, менее 3%, приходящихся на торговлю. Далеко позади остается и добывающая промышленность, и электроэнергетика, ИТ-затраты которых примерно в 2 раза ниже. В 3,5 раза ниже ИТ-затраты в металлургии, и даже все машиностроение, взятое вместе, дает в 3 раза меньший объем ИТ-затрат. Вровень с банковским сектором по этому показателю можно поставить только сектор телекоммуникаций (около 10% всех ИТ-затрат) и госструктуры (около 11% всех ИТ-затрат). Динамика ИТ-затрат российских банков 2002-2006 Нельзя, однако, не отметить, что среднесрочные тенденции развития спроса на ИТ в банковском секторе не отличаются постоянством. Например, в период 2002-2004 гг., согласно данным Росстата, объем ИТ-затрат в банковском секторе неуклонно падал — с 22,8 млрд. руб. в 2002 году до 14,8 млрд. в 2004 году. И, собственно, сегодняшний уровень ИТ-затрат отнюдь не является рекордом, а всего лишь на 6% выше, чем уровень 2002 года! Падение 2002-2004 гг., скорее всего, могло быть вызвано двумя причинами — с одной стороны, спадом первой волны ИТ-модернизации банковской системы, с другой стороны, кризисом доверия 2004 года. Тем более, наряду с перманентной «чисткой» банковской системы, в результате которой ежегодно количество кредитных организаций в России сокращается на несколько десятков организаций — в 2004 году исчезло 30 банков, в 2005-м году — 46, за 2006-м — ещё 60, и уже 7 за первые месяцы 2007 года. Таким образом, падение могло быть связано с наложением двух факторов — спадом первой волны информатизации наряду с физическим сокращением сектора. Однако в последние три года (2004-2006 гг.), при продолжающейся, и даже, как мы видим, усиливающейся тенденции физического сокращения сектора, затраты на ИТ растут, что свидетельствует о второй волне информатизации, которая заметна даже и глазу простого наблюдателя — взрывной рост числа банкоматов и других электронных платежных систем, появление микропроцессорных пластиковых карт и т.д. Банки тратят на ИТ все меньше Если по абсолютным показателям ИТ-активность банков растет, то относительные показатели — такие, как доля ИТ-затрат банков в прибыли и в общих ИТ-затратах в экономике — свидетельствуют о том, что банки выделяют на ИТ всё меньше и меньше средств. Так, уже обсуждавшийся (и действительно являющийся довольно высоким на фоне других отраслей) показатель отношения ИТ-затрат банков к прибыли (6,6%) ни в какое сравнение не идет со значением 3-4-х летней давности. Действительно, в 2002 году этот показатель был в 4 раза выше (24,5%), а в 2003 году, хотя и меньше, но все равно в 2 раза выше, чем сейчас (12,9%). Тренд устойчивого сокращения показателя очевиден. То же происходит с показателем веса сектора на ИТ-рынке в целом — в 2002 году этот показатель составлял 16%, сегодня — чуть более 11%. Динамика отчетливо фиксирует устойчивое сокращение этого показателя от года к году. Вес банковского сектора на ИТ-рынке уменьшается Сокращение ИТ-затрат в 2003 году составило 27,4%, в 2004 году 10,7%, и только в 2005-м, темпы вышли на более или менее приличный уровень роста 38,3%, удержать которые в 2006 году, однако не удалось. Согласно предварительным оценкам в 2006 году имело место сокращение темпов до +18,2%. Неустойчивость показателя затрудняет прогноз, однако, оглядываясь назад, можно сказать, что рынок ИТ в банковском секторе развивается медленнее, чем ИТ-рынок в целом. Те высокие показатели, которыми российские банки ещё могут похвастаться сегодня, являются не столько достижениями, сколько прошлыми заслугами, ресурс которых очень быстро испаряется. Рост за счет ядра — спад на периферии Справедливости ради стоит отметить, что финансовый сектор (основу которого составляют кредитные и страховые организации) очень неоднороден, с огромной разницей между так называемыми компаниями ядра и периферийными компаниями. Скорее всего, банки, входящие в ядро продолжают активно наращивать ИТ-расходы, ведь до сих пор остаётся актуальными масса задач — развитие сетей филиалов, автоматизация сетей банкоматов, её расширение, увеличение её технологического уровня, внедрение IP-технологий. Повышение возможностей CRM особенно актуально в преддверии вступления России в ВТО, когда близость клиенту и отточенный технологический язык общения с ним — фактор определяющий — останешься ли ты в лидерах, или перейдешь в разряд аутсайдеров и т.д. Наконец, «вечной» проблемой банков является забота об информационной безопасности — расходы на эти цели не могут быть произведены однажды раз и навсегда, это проблема, которую надо постоянно решать заново, идя нога в ногу с прогрессом технологических возможностей. Что и говорить, ведь только затраты Сбербанка РФ в сфере банковских технологий, автоматизации и информационной безопасности в I квартале 2005 года составили 1,3 млрд. руб., т.е. двадцатую часть ИТ-затрат банковского сектора за целый год, а годом раньше — в 4 квартале 2004 г. расходы Сбербанка на ИКТ составили 4,4 млрд. руб. — чуть ли не треть ИТ-расходов всех банков за год. Фиксируемые же статистикой колебания и «провалы» рынка являются скорее всего отражением сложного положения «периферии» финансового сектора, за счет которой происходит сокращение сектора, которая является основной причиной пертурбаций в банковской системе и которая является очевидным кандидатом «на выбывание» в глобальной конкуренции, которая ждет российский банковский сектор в недалеком будущем. Затраты на связь неустойчивы Ещё один, имеющий самостоятельное значение и требующий отдельного рассмотрения показатель — расходы на связь, который способен многое сказать о развитии и интенсивности использования телекоммуникационной инфраструктуры компании. В этот показатель включены не только расходы на традиционные виды телефонной связи (местную, междугороднюю, международную, сотовую), но и расходы на электронную почту, телеконференции, предоставление доступа к глобальным компьютерным сетям и размещения информации в них. Таким образом, в расходах на связь отражается развитие целого комплекса высокотехнологичных видов услуг — поддержка услуг интернет-банкинга, интенсивность использования систем электронного документооборота, взаимодействие с филиалами, партнерами, VIP-клиентами по системе видеоконференцсвязи, поддержка систем маркетинговых коммуникаций с клиентом через интернет, информационная работа с клиентом через услуги Call-центров и т.д. Динамика затрат российских банков на связь Увы, по данному показателю российский банковский сектор отнюдь не лидер и занимает срединное положение среди отраслей. Расходы на связь в банковском секторе растут довольно медленно, неустойчиво и по общей величине составляют около 7 млрд руб. — около 8,6% от всех расходов на связь в российской экономике. Менее развитой телекоммуникационной инфраструктурой обладают почти все отрасли промышленности. Так, расходы на связь в добывающей промышленности примерно в 2,5 раза ниже, в электронном машиностроении в 7 раз ниже и т.д., зато госструктуры расходуют в 1,5 раза больше, а сектор телекоммуникаций в 3 раза больше. Есть на кого равняться! Согласно Росстату, последний крупный всплеск темпов расходов банков на связь был отмечен в 2003 году (+67%). Затем в 2004 году последовал столь же резкий спад темпов (-38,8%), 2005-й отмечен умеренным ростом (+22%), а в 2006 году, по оценкам, темпы составили порядка +17%. Столь высокое колебание темпов затрат на телекоммуникационные услуги труднообъяснимо, однако отмеченные закономерности коррелируют с происходящим по экономике в целом. Нетрудно также заметить, что банки увеличивают расходы на связь медленнее, чем предприятия и организации экономики в целом. Но понятно одно — по уровню развития и масштабам использования в своей деятельности телекоммуникационной инфраструктуры российским банкам есть, к чему стремиться. Владимир Карачаровский / CNews Analytics |