|
|
ИТ-затраты банков: объемы растут, приоритеты меняютсяМировые и отечественные банки продолжают наращивать объемы инвестиций в ИТ. Высокие технологии все в большей степени превращаются в бизнес-преимущества, позволяющие финансовым институтам преуспеть в конкурентной борьбе. По мере увеличения ИТ-бюджетов приоритеты сектора меняются. Миллиарды на информатизацию Согласно исследованиям IDC, банки традиционно входят в тройку индустрий-лидеров по ИТ-затратам. В Oracle отмечают, что ИТ-бюджет «Дойче-банка, например, вполне сопоставим с бюджетом всего государства Египет. По оценкам Gartner, суммарный объем расходов мировой финансовой отрасли на ИТ в 2006 году превысил $500 млрд. Значительная доля ИТ-инвестиций в банковской сфере пришлась на оптимизацию бизнес-процессов и на внедрение специализированных информационных систем. «Под влиянием конкурентной среды банки продолжают интенсивно увеличивать свои расходы на информационные технологии, — говорят наши собеседники из «Гелиоса». — Понятно, что для успешного продвижения новых продуктов или услуг на финансовых рынках без значительных инвестиций в ИТ не обойтись, поэтому и растет спрос на программно-аппаратные решения, поддерживающие вновь выводимые банковские продукты». При этом в компании придерживаются мнения, что развитие банковских информационных технологий определяется тенденциями развития самой финансовой отрасли. Вопрос функциональных предпочтений банков в области ИТ-решений — достаточно индивидуален. У каждого банка свое видение стратегии развития, свое понимание очередности внедрения тех или иных систем. Ряд банков не находят конкурентного преимущества в инвестициях в ИТ, другие считают информатизацию приоритетом, полагаясь на западные модели. В последнее время сектор, по мнению экспертов «Гелиоса», продолжают инвестировать в вычислительные платформы, поддерживающие работу с большими объемами данных, в развитие инфраструктуры и телекоммуникаций. Но на передний план, тем не менее, выходит обеспечение бесперебойности работы всех информационных систем банка, обеспечение сервисного обслуживания по стандартам SLA. Особенно это критично для крупных банков. «Все чаще мы слышим о внедрениях удаленных резервных центров или различного рода отказоустойчивых систем, — отмечают в компании. — Помимо этого, банки продолжают активные инвестиции в системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктуры, приложений и бизнес-процессов». По мнению специалистов ВСС, основные ИТ-затраты в банковском секторе — это инвестиции в технологии, которые позволяют наиболее эффективно обеспечивать обслуживание клиентов. Востребованы как зарубежными, так и отечественными банками проекты по построению систем дистанционного обслуживания через интернет, по оказанию массовых услуг для населения, а также по внедрению систем защиты информационных ресурсов. В компании отмечают также, что в последнее время все больше ИТ-сервисов оказывают банкам специализированные компании на условиях аутсорсинга. «Все большим успехом пользуются специализированные АБС высокой степени готовности, — считают в «Ассоциации CRM». — Производители таких пакетов декларируют наиболее полный охват всех банковских процессов. Указанные решения соединяют в себе современную платформу («тонкий» клиент, архитектура SOA), глубокую «заточенность» и наличие готовых («лучших») практик». Отечественные банки демонстрируют все большую заинтересованность в подобных решениях. Не за горами появление локализованных западных продуктов, причем динамика их распространения в России будет, предположительно, быстро нарастать. В «Галактике» отмечают, что сегодня мировыми банками востребованы ИТ-решения по управлению документооборотом. В США, где люди уже давно привыкли жить «в кредит», весьма популярны банковские продукты, связанные c поддержкой этой процедуры. Обычно американцы для принятия решения о выборе кредитного банковского продукта пользуются услугами финансовых брокеров, которые рассылают заявки на кредиты и, выбрав оптимальные предложения, сообщают об этом своим клиентам, помогая остановить выбор на определенном предложении. В данной ситуации, помимо факторов надежности банка, важную роль играет время подготовки собственно предложения. Наличие «продвинутой» ИТ-системы в области управления документооборотом приводит к сокращению времени принятия решения по заявкам с 15 до 3 дней. Эксперты из «Галактики» приводят пример из своего опыта сотрудничества с одним из крупнейших банков США, отличавшимся консервативным подходом к инвестициям в новые технологии. Банк столкнулся с серьезной проблемой: получив заявки на кредитные продукты, сотрудники банка отрабатывали их, однако свои предложения предоставляли в течение 10-15 дней. В результате финансовые брокеры отвечали, что их клиенты уже определились с кредитным продуктом. И, помимо того, что предложения данного банка не рассматривалось ввиду поступления со значительным опозданием, банк нес также существенные затраты, связанные с рассмотрением заявок. Проблемы удалось разрешить после внедрения системы управления документооборотом: срок рассмотрения заявок был снижен до 3-5 дней. В «Галактике» убеждены, что подобные решения востребованы и в России, где время принятия решения по кредиту является важным фактором, более того — некоторые банки уже используют его как главное конкурентное преимущество. Кредитные продукты столичных банков активно продвигаются в регионах, и скорость является для них одним из важных факторов успешной конкуренции с региональными банками. В Oracle отмечают, что высоким спросом и в России, и в мире, безусловно, пользуются полнофункциональные CRM-системы, а также ERP-решения — в части управления персоналом и внутрихозяйственной деятельностью. Кроме того, в компании считают, что очень высок спрос мировых банков на системы и платформы в области управления рисками и соответствия различным требованиям регулирующих органов и законодательства. Например, в настоящий момент весьма востребованы решения для управления рисками, которые соответствуют требованиям Basel II. Высок спрос и на решения, помогающие банкам соответствовать регулятивным требованиям к корпорациям, действующим или выпускающим акции в Европе или США. По словам наших собеседников, пока подобные системы только начинают «набирать очки» у российских банков. Успешный — значит «ИТ-продвинутый»? Сегодня информационные технологии вышли на один уровень с традиционными инструментами, используемыми банками для получения конкурентных преимуществ. В «Гелиосе» отмечают, что благодаря эффективному использованию ИТ для реализации своих стратегий преуспевающие банки добиваются гораздо больших успехов по сравнению с теми, кто ограничивают свои ИТ-инвестиции. «Для подтверждения этого достаточно взглянуть на любой рейтинг и увидеть, что в первой десятке всегда стоят самые «ИТ-продвинутые» банки», — отмечают наши собеседники. «Ланит» в качестве примера зависимости успеха финансовой структуры от ее «ИТ-продвинутости» приводит «Международный Московский банк», который после внедрения Microsoft Dynamics Ax в рейтингах по уровню автоматизации поднялся с 13 на 5 место. По словам наших собеседников, такой прорыв объяснялся именно внедрением ERP-системы, интегрированной с существующими информационными системами — банковской системой MIDAS, системой бюджетирования Hyperion, системой документооборота Lotus Notes и системой кадрового учета AiT. В «Ассоциации CRM» отмечают, что зависимость успешности от информатизации чрезвычайно велика, и в первую очередь — в сегменте крупнейших универсальных банков. Для них информатизация — это обеспечение розничного бизнеса, многофилиальность, им просто необходимы «блестящая» операционная платформа и самые мощные аналитические инструменты. То же самое касается розничных финансовых организаций, специализирующихся на одном продуктовом ряде (например, только на выпуске кредитных карт и т.п.). А исключения в виде нишевых игроков (таких, например, как «карманные» банки нескольких корпоративных клиентов), не уделяющих ИТ-инвестициям повышенного внимания, только подтверждают это правило. В ВСС уверены, что успешность банка определяют привлекательность и удобство его услуг (которые в немалой степени обеспечиваются информационными технологиями). Кроме того, немаловажным фактором выбора банка является его надежность с точки зрения информационной безопасности. В то же время, в Oracle считают, что зависимость успеха банка от интенсивности его информатизации носит не «прямо пропорциональный» характер: «Чем успешнее банк, чем больше у него клиентов, продуктов, направлений бизнеса, чем активнее его топ-менеджмент, тем зачастую выше его уровень автоматизации, тем активнее он пользуется современными ИТ-решениями». Элеонора Ершова / CNews Analytics |