|
|
Банки тяготеют к целостным ИТ-структурамВ условиях жесткой конкуренции в банковском секторе ИТ-инфраструктура становится тем потенциалом, который можно и нужно реализовать для более эффективного ведения бизнеса. Тяготение банков к целостным структурам обуславливают тенденцию к централизации вычислительных ресурсов, систем управления и безопасности, а также к «утяжелению» ИТ-решений. Сегодня наиболее востребован такой подход к организации информационной инфраструктуры банков, в первую очередь крупных, который обеспечивает максимальную централизацию вычислительных ресурсов. Создается единый центр управления и единый центр обработки информации, где ядром является высокопроизводительный серверный комплекс уровня «mainframe» — центральный вычислитель, который полностью зарезервирован по надежности, отказоустойчив, не поражается вирусами. Одна из главных проблем ИТ-подразделений банков сегодня связана с процедурой закрытия операционного банковского дня. Чем больше у банка клиентов, чем выше деловая активность, тем больше времени и ресурсов требует эта процедура, соответственно, тем более высокой производительностью должна обладать АБС — автоматизированная банковская система. Таким образом, чтобы обеспечить своевременное закрытие операционного дня, ИТ-департаменты банков чаще всего идут по пути закупки дополнительных вычислительных мощностей. В настоящий момент идет активная территориальная экспансия банков, расширяется предоставление услуг электронного банкинга для клиентов в различных удаленных точках. В силу чего, по мнению Николая Федотова, начальника отдела информационных технологий и услуг компании «Черус», наибольшую роль для банка начинают играть такие элементы, как: развитая сетевая инфраструктура; развитая телекоммуникационная инфраструктура; мощный центр обработки данных с высокопроизводительным серверным оборудованием и системами хранения большой емкости; а также развитые средства мониторинга состояния информационных систем и оборудования. Система мониторинга является элементом инфраструктуры банка именно потому, что с ее помощью можно контролировать работу всех устройств, обеспечивать надежность информационной инфраструктуры банка. Все большую актуальность приобретают вопросы снижения совокупной стоимости владения (TCO). Основными способами снижения TCO Николай Федотов называет такие шаги, как повышение эффективности ИТ-инфраструктур и эффективности управления ими. В частности, к технологиям повышения эффективности относятся виртуализация и парадигма вычислений по требованию (on-demand). Внедрение технологий виртуализации решает проблему неполного использования ресурсов серверов и систем хранения данных, которые сейчас в среднем задействованы на 20-30%. Чтобы решить проблему эффективного управления инфраструктурами, необходимы решения по созданию систем управления и мониторинга, обеспечивающих консолидированное управление ИТ-инфраструктурой, телекоммуникационной, инженерной системами территориально-распределенных банков. Система мониторинга и управления инфраструктурами позволяет снизить затраты на эксплуатацию, проактивно управлять системами, обеспечивать непрерывность и бесперебойность работы всех подразделений банка. Как развивать ИТ-инфраструктуру В связи с необходимостью осуществлять централизованное управление территориально-распределенным банком, растет спрос на «тяжелые» решения: центры обработки данных, системы хранения данных, которые обеспечивают централизацию вычислительных ресурсов и ресурсов хранения информации. Наблюдается тяготение к мощным высокопроизводительным системам. Такие системы обладают высочайшей надежностью и производительностью, что очень актуально для сокращения эксплуатационных затрат и обеспечения непрерывности бизнеса. Востребованы системы информационной безопасности, системы криптозащиты, без которых невозможно эффективно внедрять решения интернет-банкинга, реализовывать оплату через удаленные терминалы, оплату услуг через web-интерфейсы, электронные платежи в магазинах и т.д. Необходимы программные и аппаратные решения, способные противодействовать угрозам ИБ в режиме онлайн, что должно снижать время недоступности сервисов. Для того, чтобы при активном открытии новых подразделений, точек оформления и выдачи кредитов, сетей банкоматов и т.д. банк оставался единой финансовой организацией, необходимо развитие сетей передачи данных, обеспечивающих надежный транспорт данных между удаленными терминалами и единым центром обработки данных. По мнению Владимира Ливинского, начальника отдела продаж бизнес-серверов компании «Ай-Ти», основное требование заказчика при построении ИТ-инфраструктуры — обеспечение непрерывности бизнес-процессов. Данное требование определяет архитектуру программно-аппаратного комплекса и применяемые решения. Для критичных задач важно использовать кластеризованные решения с организацией синхронного реплицирования данных на удаленную резервную площадку, а также продумать возможность обеспечения работы банка на резервной площадке в случае сбоев в основном ЦОДе. Владимир Ливинский отмечает повышение спроса к вычислительным платформам с высокой плотностью компоновки. Для задач с невысокими требованиями к вычислительным ресурсам эффективно применение шасси с блейд-серверами. Использование лезвий позволяет экономить пространство монтажных шкафов и снижать потребление электроэнергии. Требования к системам хранения данных ориентированы на обеспечение реплицирования, чтобы разгрузить серверы для целевой работы с данными. Что отдать на аутсорсинг Стратегическое управление ИТ-инфраструктурой осуществляется руководством ИТ-подразделения банка, которое, в свою очередь, учитывает потребности бизнеса и требования обеспечения безопасности. Если же говорить о локальных задачах, то они решаются в соответствии с масштабом — на уровне филиала или отделения, хотя и в этом случае ИТ-специалисты руководствуются директивами головного офиса. На аутсорсинг ИТ-оператору выгодно передавать решение относительно небольших вопросов, возникающих в ходе работы: устранение неполадок, приведение информационной системы отделения в соответствие изменившимся стандартам банка, оснащение нового офиса. То есть, центральное руководство ставит цели, описывает, как должна быть устроена информационная система в целом, какие-то основополагающие вещи, не вдаваясь в частности. И далее есть выбор: либо директивы воплощают ИТ-специалисты банка на местах, либо это делают ИТ-партнеры банка, они же и поддерживают инфраструктуру в дальнейшем. Дмитрий Голендеров, руководитель департамента по работе с финансовыми учреждениями Helios IT-Operator, считает, что такой вариант становится все более предпочтительным, особенно для крупных банков с разветвленной структурой. Чтобы эффективно управлять такой сложной системой, необходимо иметь большое ИТ-подразделение в структуре банка, привлекать квалифицированных специалистов, заниматься их обучением, управлять ими, а все это требует расходов. Намного удобнее и выгоднее привлечь одного универсального специалиста в лице компании-оператора. Это сразу решает массу проблем. Взаимодействие с ИТ-оператором происходит на уровне головного офиса банка, руководитель ИТ-подразделния заключает договор, в котором оговариваются поставленные задачи, сроки выполнения, условия оказания поддержки и внутренние стандарты банка. «Обучение инженеров, обеспечение их оперативного реагирования на возникающие проблемы, поставки и ремонт техники, обеспечение расходными материалами, наконец — все это решает ИТ-оператор. Взаимодействуя с единой компанией, а не с сотнями локальных подрядчиков, и имея на руках договор с оговоренными условиями и уровнем сервиса руководству банка нет необходимости заниматься мелочами. Нет проблемы и с распределением компетенций и ответственности», — комментирует эксперт компании, недавно вышедшей в этот сектор рынка ИТ-сервисов и начавшей оказывать услуги поддержки ЦБ РФ. Для разных банков аутсорсинг ИТ характерен в разной степени. Кто-то готов передать «на сторону» только поддержку рабочих мест, а кто-то возлагает на ИТ-оператора задачу построения инфраструктуры целиком, использует принадлежащие ему системы хранения данных. Так, банк «Сосьете Женераль Восток» (BSGV), который использует преимущества аутсорсинга при открытии своих отделений, с помощью Helios IT-Operator поддерживает единые стандарты, строит сетевую инфраструктуру, поддерживает бесперебойность работы и т.п. Можно назвать две проблемы, препятствующие активному развитию аутсорсинга ИТ-инфраструктуры в банковском секторе. Во-первых, недостаточная осведомленность банков о преимуществах аутсорсинга и привычное тяготение руководителя ИТ-службы банка к содержанию специалистов в штате. Нередко ИТ-подразделение является едва ли не самым крупным в структуре головного офиса, хотя его функция не основная для бизнеса, а лишь поддерживающая. Можно отметить, что ситуация здесь меняется к лучшему, поскольку по показателям экономической эффективности, возможностей и уровня сервиса ИТ-оператор, безусловно, выигрывает — при сравнении с внутренней ИТ-службой. Вторая проблема — беспокойство по поводу того, что к «святая святых», к информации, будут допущены посторонние. Здесь решающим моментом должна стать репутация ИТ-оператора. При заключении договора можно оговорить все волнующие банк вопросы и полностью исключить вероятность утечки. По сути, ИТ-аутсорсинг в отношении информационной безопасности ничем не уступает организации работы специалистов самого банка. И, по мнению многих экспертов, если это донести до понимания руководства банка, проблема перестает существовать. Дмитрий Голендеров считает, что уже есть все условия, для того чтобы аутсорсинг управления ИТ-инфраструктуры банков стал повсеместным явлением. Часто решение о переходе на аутсорсинг принимается в процессе серьезной модернизации инфраструктуры. Пока не все банки подошли к этому этапу. Еще только приходит осознание того, что эффективная, надежная и экономически выгодная ИТ-инфраструктура является конкурентным преимуществом банка. А экономическая выгода складывается из нескольких компонент, в том числе и из эффективного управления. Тагир Мустафин / CNews Analytics |