|
|
Павел Зубков: Банки оборачиваются в сторону западных решений, предлагающих единую платформу для всех направлений деятельностиНа вопросы CNews отвечает Павел Зубков, директор управления по работе с розничными финансовыми учреждениями «Ай-Теко». CNews: Какие факторы определяют сегодня спрос на ИТ в финансовом секторе, по вашему мнению? Павел Зубков: К традиционным факторам — таким, как снижение стоимости операционной деятельности и повышение конкурентоспособности на рынках предоставления массовых услуг, сегодня добавились новые требования для банковской отрасли. Среди них — лицензионная чистота используемого програмного обеспечения. Или снижение прибыльности операций и, как следствие, необходимость более жесткого контроля эффективности инвестиций и хозяйственных расходов. Это приводит к возникновению спроса на решения по сжатию трафика при обмене данными между филиалами, по оптимизации использования вычислительных ресурсов, замещению части кассовых и операционных работников устройствами самообслуживания, аудиту информационных систем с последующей разработкой стратегии дальнейшего развития ИТ. CNews: Какие ИТ-задачи решают в настоящий момент отечественные банки, пережившие этап первичной информатизации? Павел Зубков: Важно понимать, что является первичным этапом: ситуация в банках, находящихся даже в одной весовой категории, существенно отличается. Если признать, что первична автоматизация основной операционной деятельности, бухгалтерии и работы с персоналом, то в банках, решивших в той или иной степени данную задачу, на повестку дня выходит ориентация на клиента, предоставление информационного обслуживания, новых услуг, анализ рисков и текущей деятельности, управленческий учет и планирование. CNews: По вашим оценкам, какая доля в структуре ИТ-бюджетов банков приходится сегодня на ИТ-инфраструктуру? Павел Зубков: С каждым годом увеличивается стоимость обслуживания существующей инфраструктуры и, при поддержании объема инвестиций в новые инфраструктурные решения хотя бы на уровне предыдущих лет, ИТ-бюджет в целом имеет тенденцию к росту, тогда как инфраструктурный, скорее, уменьшается. CNews: Насколько отечественный финансовый сектор готов к переходу на ИТ-аутсорсинг, по вашему мнению? Можно ли говорить об интересе отрасли к этому вида сервиса? Павел Зубков: Банки, с которыми сотрудничаем мы, не уделяют данной теме пристального внимания. Хотя исключения встречаются, и у нас есть несколько проектов по аутсорсингу в области обслуживания и предоставления технического персонала. CNews: На ваш взгляд, насколько серьезно игроки рынка рассматривают вариант смены установленных ранее программных продуктов? Что может стимулировать их к переходу на западные решения, которые все активнее начинают продвигаться в России? Павел Зубков: При известном консерватизме банковской отрасли все известные мне игроки рынка, так или иначе, рассматривают варианты смены либо серьезной модернизации компонент информационной системы. На мой взгляд, для этого есть ряд причин. Основные из которых — бурное качественное и количественное развитие розницы, расширение спектра предоставляемых услуг и продуктов банка для частных лиц, рост числа клиентов, расширение филиальной сети, снижение прибыли от финансовых спекуляций. А также противоречие между краткосрочным характером сложившейся ресурсной базы банков и необходимостью «длинных» денег для экономики, и как следствие, увеличение кредитных рисков и ужесточение политики регулирования банковской деятельности в России. Все эти причины требуют качественного изменения информационной системы. И, что логично, взор обращается в сторону западных решений, предлагающих единую платформу для всех направлений деятельности банков. CNews: Как вы оцениваете свои успехи по продвижению продуктов Tenemos T24 и S1 для розницы за прошедший год? Каким банкам в принципе могли бы быть интересны эти решения? Павел Зубков: Решение TemenosT24 привлекательно для банков, принявших решение о модернизации АБС и выбирающих платформу, которая позволит снизить риски внедрения за счет поэтапного модульного внедрения системы. Оно будет интересно и тем банкам, которые ориентированы на продажу банковских продуктов, массовое розничное обслуживание и ищут решения с заложенными в них средствами гибкого управления бизнес-процессами при минимальном участии ИТ-персонала. Нами ведется работа по продвижению продукта в нескольких банках, а также создание пилотных стендов для проработки специфических требований банков. Сотрудничество с компанией S1, которая пережила смену собственников и несколько реорганизаций за прошедшие два года, находится приблизительно в той же стадии, что и год назад, по причине отсутствия явного интереса фирмы-производителя к российскому рынку. На наш взгляд, более перспективным на сегодня является поиск возможностей интеграции качественных западных решений с аналитическими подсистемами, предоставляющими различные виды отчетности, и российскими разработками в качестве фронт-офиса. Это станет основным направлением инвестиций нашего центра компетенции на ближайшие годы. CNews: Входит ли в ваши планы расширение партнерских взаимоотношений по направлению банковского ПО? В первую очередь, за счет каких поставщиков? Павел Зубков: Компания «Ай-Теко» имеет статусы «квалифицированного» партнерства со многими поставщиками банковского ПО. Существенного расширения в этом году мы не планировали, но будут интересные новости, о которых мы сможем сообщить в IV квартале 2007 года. А по текущим проектам мы все плотнее работаем с компаниями SAP и Oracle. CNews: Какие наиболее масштабные или интересные проекты были реализованы вами для банков в 2006 г.? Павел Зубков: 2006-й год принес «Ай-Теко» большое количество интересных и крупных проектов в финансовом секторе. Рост по сравнению с предыдущим годом составил более 40%. Работы делались для региональных банков «Cбербанка» России, ВТБ, ВТБ24, банка «Русский стандарт» и других кредитно-финансовых учреждений. Лишь по некоторым проектам были предприняты согласованные с банками маркетинговые и PR-акции. Остальные — по условиям конфиденциальности — являются закрытой информацией. CNews: Как вы планируете развивать свою банковскую экспертизу в ближайшее время? Павел Зубков: Если разбить экспертизу по следующим направлениям: сервисы добавленной стоимости к традиционным ИТ-сервисам; консалтинг; прикладные информационные системы и информационно-аналитические системы — то наибольший интерес для нас представляют последние два. Дело в том, что такие направления, как построение отказоустойчивых решений по базе Oracle, Microsoft, Progress, управление ИТ-службами, мониторинг самой различной инфраструктуры, включая сети банкоматов, ITSM-консалтинг, создание систем информационной безопасности, а также разработка программ развития информационных систем банка, развиваются на протяжении многих лет, и успехи на этих «рубежах» закреплены десятками проектов. Интерес к аналитическим системам и управлению различными аспектами деятельности банка обусловлен ростом банковской сети и клиентской базы на фоне снижения операционных доходов. При нарастающей конкуренции в этой области повышенным спросом будут пользоваться решения по управлению бизнес-процессами (BPM), информационно-аналитическим системам, включая SAP, Oracle и Business Objects, управлению рисками, управленческой отчетности, ЕКБД и НСИ. Это и есть ключевые направления инвестирования для центра компетенции по банковским ИТ-решениям компании «Ай-Теко» в обозримом будущем. CNews: Спасибо. |