|
|
Юрий Томашко: ИТ-задачи российского финансового сектора становятся схожими с задачами мировогоОб информатизации финансового сектора в период активной консолидации, о новых ИТ-потребностях банков и страховых компаний, об особенностях построения ИТ-инфраструктуры в интервью CNews рассказал Юрий Томашко, коммерческий директор компании Kraftway. CNews: Как бы вы охарактеризовали ситуацию, сложившуюся в отечественном финансовом секторе с точки зрения требований к ИТ? Юрий Томашко: Имеет смысл начать с характеристики финансового сектора. Потому что говорить про ИТ в отрыве того, что происходит на рынке, просто бессмысленно. В текущий момент мы наблюдаем усиление конкуренции, эта тенденция прослеживается уже на протяжении последних нескольких лет. Также наблюдается усиление консолидационных процессов. Примеры у всех на слуху: Внешторгбанк-ВТБ24, консолидация «Сибакадембанка» с «Уралвнешторгбанком» и т.д. Бизнес банков стал расширяться, усилилась географическая экспансия. На мой взгляд, в настоящее время мы подходим к тому, что ключевые ИТ-задачи, стоящие перед российскими финансовыми организациями, становятся схожими с задачами, которые характерны для мирового рынка. Пусть даже не в текущий момент, а в ретроспективе — на год или два назад. Gartner в свое время формулировал ИТ-задачи для мирового финансового рынка, как повышение операционной эффективности и прибыльности, фокус на критически важных для бизнеса внутренних процессах, повышение эффективности работы подразделений, задействованных в этих критических бизнес-процессах. К этим задачам также относятся информатизация финансовых структур, увеличение объемов бизнеса за счет выхода на новые рынки, поиск новых клиентов, оптимизация работы с уже существующими потребителями. С тем, чтобы не только удержать клиентов, но и сделать финансовый институт более привлекательным для существующей клиентской базы. От задач бизнеса вытекают ИТ-требования. Если мы говорим про усиление конкуренции, про фокус на розничном сегменте, то здесь нужна весьма развитая и высокопроизводительная ИТ-инфраструктура. Задача преодоления лоскутной (фрагментарной) автоматизации и два года назад являлась одним из ключевых требований к ИТ. В текущий момент это еще более важно. Единую ИТ-стратегию нужно вырабатывать для компании в целом независимо от того, из каких дочерних или поглощенных компаний она состоит. Необходимы ИТ-системы и ИТ-инфраструктура с возможностью масштабируемости и географической экспансии. Условно говоря, это масштабирование или клонирование системы в зависимости от потребностей бизнеса. Требования текущего бизнеса банков накладывают определенные требования к ИТ. Например, вопрос об информационной безопасности, внутренней и внешней. Решение этой задачи, являясь важным с точки зрения бизнеса, имеет прямое отношение к ИТ-инфраструктуре. CNews: Соответствует ли сегодня уровень информатизации компаний финансового сектора масштабам их деятельности? Юрий Томашко: На мой взгляд, пока не соответствует. Простой пример — розничная деятельность банков. Очевидно, что для того, чтобы правильным образом обслуживать розничного, да и корпоративного, клиента, помимо автоматизированной банковской системы (АБС), нужна CRM. В текущий момент только единицы из наших банков используют CRM-систему. CNews: Насколько, по-вашему, отечественные банки отстают по уровню ИТ-развития от западных? Юрий Томашко: На мой взгляд, отставание составляет года три, но тут необходимо учитывать динамику развития и использования ИТ. Западный рынок более зрелый, и использование ИТ в финансовой (и не только) сфере, там все-таки выше. Я не имею в виду внедрение новейших технологий, я говорю про насыщенность. Но в России динамика все-таки выше, и, как следствие, отставание будет сокращаться. Когда наши банки догонят по развитию западные — вопрос времени. Руководители финансовых организаций понимают, что ИТ — это инструмент, обеспечивающий потенциал развития бизнеса и конкурентное преимущество, увеличивающий скорость обслуживания клиентов и гарантирующий необходимую реакцию на изменение рыночной ситуации. Возможно, не все ИТ-компоненты рассматриваются руководством как необходимые для успешного решения задач. Чаще всего руководителям видны функционал и полезность систем, которые стоят наверху. Это, например, фронт-офисное приложение и т.п. А важность того, что находится в глубине, по-прежнему нуждается в разъяснении. Это и есть задача CIO, который работает в соответствующей финансовой организации. CNews: Каковы основные критерии в выборе поставщика решений для непрерывности бизнеса в финансовом секторе, на ваш взгляд? Юрий Томашко: Финансовый или нефинансовый ли сектор — это, наверное, не столь важно, потому что критерии, как правило, общие. Есть определенные нюансы по отношению к поставщику и его продукции. Ни одна компания финансового сектора не будет работать с поставщиком, у которого нет послужного списка, репутации и опыта работы в финансовой сфере. Взаимные референции достаточно важны. Возможность поставщика оказать услуги по пуску и наладке оборудования также не лишняя. Если при этом поставщик способен сделать систему на уровне базовой инфраструктуры, вплоть до прикладных систем — еще лучше. В данном случае банк может работать с одним поставщиком, который отвечает за весь комплекс. Важными критериями являются также соблюдение договорных обязательств, оперативность обработки запроса с точки зрения сервиса и с точки зрения взаимоотношений с поставщиком по организации поставок во все филиалы. Важна и полнота спектра поставляемой продукции, чтобы техника была качественная, соответствовала высокому технологическому уровню. CNews: По вашему мнению, какие существуют основные сложности при построении ИТ-инфраструктуры банка и как удается их преодолевать? Юрий Томашко: Сложности имеют определенную корреляцию, по крайней мере, в России. Одна из сложностей — это то, что называется legacy или наследование устаревших систем. Типичным был следующий сценарий развития: начиналось все с лоскутной автоматизации, потом были самописные банковские системы, потом еще что-то. По большому счету банки зачастую продолжают работать на этих системах. Кто-то начинает внедрять АБС отечественных производителей или полнофункциональные западные системы. А заменить банковскую систему в один момент незаметно для бизнеса достаточно сложно. Кроме того, это очень большая инвестиция. Технологически это можно сделать, используя современное серверное оборудование и технологии виртуализации. Проблема, которая возникает в результате слияний банков — это разнообразие систем. Технические способы решения, нацеленные на интеграцию различных систем на уровне базовой инфраструктуры и на уровне бизнес-систем, известны. Проблема, может быть, в большой степени не в области ИТ, а в области бизнес-процессов, так как бизнес-процессы после консолидации и те, что были в прошлом в департаментах банка, могут сильно отличаться. Географическое расширение присутствия банка также требует решения комплексных задач. Например, клонирование ИТ-инфраструктуры филиалов и создание безопасной связи между филиалами. Желательно иметь такую инфраструктуру, которая легко и без лишних инвестиций поддается репликации. Необходима организация сервисного обслуживания и управления всей инфраструктурой. Это задача тоже технически решается, но требует больших инвестиций и временных затрат. CNews: Банки относятся к сегменту, который традиционно предпочитал западные решения. Меняется ли, по вашим наблюдениям, ситуация в противоположную сторону? Юрий Томашко: Наш опыт показывает, что скорее нет, чем да. Одна из причин в том, что высокопроизводительные серверные системы западных производителей даже с точки зрения цены достаточно конкуренты в текущий момент. И понятно, что банк, у которого успешность бизнеса зависит от работоспособности информационной системы, вопрос цены на ИТ не сильно беспокоит. Кроме того, современные банковские системы, как правило, работают на архитектуре RISC, и это тоже обуславливает выбор. Так что тенденции увеличения доли российской техники, я, честно говоря, не наблюдаю. То, что мы расширяем наш бизнес — это индивидуальные героические достижения каждого конкретного менеджера, который работает с финансовой отраслью. Как правило, наша техника используется не для АБС, а для поддержания не столь mission-critical функций и служб. Могу все же заметить, что «тяжесть» техники, поставляемой в банковский сектор, увеличивается. К примеру, мы поставляем четырехпроцессорные серверные системы. CNews: Какие ИТ-решения наиболее востребованы сегодня в российском финансовом секторе? Юрий Томашко: Финансовый сектор традиционно обращал внимание на высокопроизводительные серверные системы и СХД для центров обработки данных, для резервных ЦОД. Все это необходимо для создания отказоустойчивого решения, чтобы банковская система и система страховой компании могли работать даже в случае катастроф. Традиционный фокус сохраняется именно на этом. В последнее время все более интересны банкам решения по информационной безопасности. С другой стороны, волны повального спроса на ИБ пока еще нет. Почему этого не происходит? На мой взгляд, причина в том, что в банковской сфере возникла некая финансовая стабильность, и средства, выделяемые на ИТ, пока еще идут на базовую инфраструктуру и прикладные системы. Если говорить про средства автоматизации фронт-офиса, я бы все-таки выделил интерес к горизонтальным решениям. Это различного рода веб-приложения, порталы и т.д., то есть средства организации эффективной работы с целью донесения информации потребителю. CNews: Какие преимущества серверов и систем хранения данных Kraftway можно выделить для финансовой отрасли? Юрий Томашко: У Kraftway есть сертифицированный Центром Финансовых Технологий (ЦФТ) программно-аппаратный комплекс, который позволяет делать специализированные биллинговые системы для финансового сектора. В частности, ЦФТ официально рекомендует их для использования в системе «Город» и в банковском информационном комплексе IB System Object. Имеет смысл говорить не о технических характеристиках серверов и СХД Kraftway, а о потенциале с точки зрения услуг, которые мы можем оказывать. Мы имеем возможность совместно с представителями ISV кастомизировать конкретные прикладные системы под нужды заказчиков с учетом особенностей нашего аппаратного обеспечения. Если возвращаться к серверам и СХД, если вспомнить, что у банков есть определенный интерес к блейд-системам, то мы можем предложить кластерное решение на основе Kraftway Express Blade, которое позволяет балансировать сетевую нагрузку и организовывать серверы веб-приложений, терминальные серверы и т.д. CNews: Каковы подходы вашей компании к обеспечению надежности ИТ-инфраструктуры финансовой компании и снижению совокупной стоимости владения? Юрий Томашко: Основной подход, который помогает снизить совокупную стоимость владения (TCO) — это грамотная организация обслуживания оборудования. У нас одна из самых широких среди поставщиков железа сервисная сеть. Важно наличие в сети высококвалифицированных специалистов, важны режимы работы наших сервисных центров, которые могут обеспечить обслуживание NBD, могут обслуживать на месте. Это основа того, что мы считаем способом снижения TCO для наших заказчиков. Второй момент — это, естественно, качество нашей техники. Залогом высокого качества продукции Kraftway стала сертификация нашего производства по стандарту ISO 9001. Важным моментом с точки зрения снижения TCO и работы аппаратных комплексов является то, что у нас все железо сертифицировано для работы с всевозможными операционными системами. Это гарантирует, что не будет программно-аппаратных конфликтов. С нашим оборудованием мы поставляем качественную документацию, которая позволяет системным администраторам наших заказчиков и ИТ-подразделениям не только вводить в эксплуатацию нашу технику, но и правильным образом обслуживать ее. Наличие эксплуатационной документации на программное обеспечение, на комплексы в целом и на конкретные аппаратные компоненты также приводит к снижению TCO системы. Для управления системой у нас есть Kraftway Management Pack, предназначенный для контроля аппаратных компонент серверов Kraftway и оповещения, если возникает сбой или угроза этих сбоев. Это решение можно интегрировать в рамки любой системы управления инфраструктурой и функционально дополнить, что позволит администраторам систем следить за серверным программным обеспечением и видеть, что происходит с точки зрения нагрузки системы, загрузки процессоров, нагрузки ПО и т.д. — что в конечном счете повышает надежность работы всего программного аппаратного комплекса в целом, а следовательно и снижает TCO. CNews: Какие интересные проекты Kraftway по разворачиванию серверных систем в финансовом секторе вы бы выделили за последнее время? Юрий Томашко: Финансовые структуры не всегда любят разглашать проекты. Я упомяну только некоторых наших заказчиков. Официально мы можем сказать, что являемся постоянным поставщиком техники для «Сберегательного Банка» РФ, «Центрального Банка» РФ, «Газпромбанка». Kraftway поставлял четырехпроцессорные серверы в «ТрансКредитБанк». Поставляем серверы в «Московский Индустриальный Банк». Есть поставки и в страховые компании, в том числе и больших комплексных решений, включающих серверы и системы хранения данных. Мы являемся поставщиками «Московской Страховой Компании», «Ресо Гарантии» и др. CNews: Каковы планы вашей компании по расширению бизнеса в финансовом секторе? Юрий Томашко: Мы оптимистично смотрим на расширение нашего бизнеса в этой сфере, потому что, во-первых, у нас уже есть ряд разработанных решений, которые давно и успешно используются в финансовой отрасли. Мы зарекомендовали себя как надежного поставщика. Во-вторых, богатые внутренние ресурсы компании позволяют разрабатывать и выпускать новые оптимизированные решения, способные еще более эффективно решать текущие задачи финансового сектора. В-третьих, наша компания как поставщик хороша еще и тем, что, помимо серверов и СХД, мы производим ПК, терминалы, кассовые терминалы, мониторы и т.д., то есть потенциал компании достаточно велик, чтобы говорить о значительном расширении предложений. Я предполагаю, что в этом году объем наших поставок в финансовую сферу увеличится примерно на 40%. CNews: Спасибо. |