|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
В последние годы вектор автоматизации банков существенно изменился. Вслед за массовым стремлением игроков к предоставлению розничных услуг, с соответствующей перестройкой бизнес-процессов и поддерживающей их инфраструктуры, сектор начинает использовать ИТ для снижения издержек и оптимизации бизнес-процессов. Понятие "банковская автоматизация" становится все менее актуальным в условиях, когда во главу угла ставится эффективность и конкурентоспособность бизнеса.
Финансовый сегмент сегодня в массовом порядке интересуется технологиями сервисно-ориентированной архитектуры, осваивает бизнес-приложения, предназначенные для автоматизации не только основной деятельности и фронт-офиса, но и внутренней хозяйственной деятельности. Участники рынка банковской автоматизации говорят о заметной эволюции потребностей отечественных заказчиков, что влечет за собой и смену ориентиров компаний, разрабатывающих программные решения для банков, а также перестройку деятельности консультантов и интеграторов, внедряющих системы, ориентированные на финансовый сектор.
По мнению директора центра компетенции департамента по работе с банковскими структурами компании IBS Дмитрия Цапаева, само понятие "банковская автоматизация" в последние годы все менее актуально. "Этот термин уже не отражает суть происходящего на рынке, ведь формулировка требований, подбор и приведение некой системы автоматизации в состояние, удовлетворяющее этим требованиям, – это вчерашний день, — убежден г-н Цапаев. — Сегодня банки-заказчики, а вслед за ними интеграторы и вендоры переходят к термину "технологическая реализация модели бизнеса". При этом задачи ставятся иным образом, чем несколько лет назад; все чаще речь заходит о повышении эффективности конкретных бизнес-процессов".
По словам г-на Цапаева, заказчики зачастую имеют слабое представление о собственных бизнес-процессах, которые могут быть не формализованы или не описаны. Даже если это не так, вопросы оптимизации бизнес-процессов всегда остаются на повестке дня. Заказчики хотят получить готовую эффективную модель организации банковских функций и ее технологическую реализацию. "Речь уже идет не о поддерживающих функциях, а о том, что сама система задает бизнес-процессы и в каком-то смысле является их владельцем, — отмечает он. — Очень важно, что реализованные таким образом модели бизнеса являются более эффективными".
Со зрелостью банковского рынка, его готовностью к восприятию эффективных ИТ-решений игроки связывают наблюдаемую в настоящее время вторую волну автоматизации, затронувшую в первую очередь область специализированных банковских систем. "Банковский бизнес в России очень динамичен, страховой рынок стремительно набирает обороты и уже поражает разнообразием страховых продуктов, — отмечает руководитель управления по работе с финансовыми организациями компании ISG Алиса Мельникова она. — В связи с этим уже сейчас многие организации решают задачу не автоматизации операций, а замены внедренного ранее ПО".
Вице-президент по развитию бизнеса компании TopS BI, ГК "Систематика" Владимир Соркин отмечает, что в ходе второго этапа автоматизации отечественные решения среднего класса постепенно будут замещаться системами ведущих мировых производителей (iFlex, Mysis, Temenos и др.). Еще одной чертой зрелого рынка, по его мнению, является растущий интерес банков к решениям управленческого класса (в первую очередь, к системам CRM), обусловленный активным развитием банковской розницы. "Возрастающая борьба за розничного клиента, снижение в ходе конкуренции доходности в традиционных видах услуг (операции, кредитование) требуют более тщательного анализа базы клиентов и сокращения затрат на их обслуживание, что невозможно без CRM-систем; помимо этого, растет спрос на системы BI и ERP-решения — рассказал г-н Соркин CNews. — Необходимо отметить, что банки заинтересованы не просто в системах для хранения и анализа данных, а в таких решениях, где уже сформированы и апробированы информационные модели, позволяющие формировать аналитическую отчетность для эффективного управления именно банковским бизнесом".
Возрастающую роль аналитических решений в банковском бизнесе отмечает и г-жа Мельникова. По ее словам, ключевой тенденцией последнего времени стало внедрение аналитических систем, позволяющих поднять на более высокий уровень управление рисками и контроль структуры активов/пассивов, а также улучшить качество портфеля, поддержать процессы продвижения банковских продуктов и т.д. "Все эти проекты ведут к необходимости совершенствования технологии обмена информацией между банковскими системами, — считает она. — Соответственно, еще одной тенденцией банковской автоматизации сегодня является совершенствование архитектуры комплексных решений, включающих в себя системы различных вендоров и переход к использованию промышленных средств интеграции ПО".
Одним из главных лейтмотивом развития ИТ в банковском бизнесе, по мнению участников рынка, становится необходимость поддержки быстрого наращивания возможностей ключевых банковских систем. Банки, достигнувшие этой цели, могут контролировать стремительно растущий объем транзакций. "Существующие во многих банках автоматизированные системы, которые изначально не были рассчитаны на расширение функциональных возможностей и прежде не испытывали перегрузок, сегодня не могут быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям и полностью удовлетворить потребности банков, — рассказал CNews управляющий директор финансового сектора ГК "Оптима" Франческо Ди Марчелло. — Поэтому главной тенденцией последнего времени стал рост числа международных банковских приложений, сочетающих лучшие мировые практики и технические решения, основанные на опыте и опробованные в условиях максимальной загрузки интегрированных систем управления каналами". Однако, по его мнению, ряд направлений остается за "бортом" внедряемых комплексных банковских решений, поэтому заказчики инвестируют средства и в специализированные бизнес-приложения, например, такие как скоринг или CRM.
"В целом в бэк-офисе банков заметно повысилась эффективность работы — в основном, благодаря устранению "узких мест", оказывающих непосредственное влияние на обслуживание клиентов, — считает г-н Ди Марчелло. – Кроме того, за последние годы банки, стремясь соответствовать растущим требованиям к функциональному набору и эффективности обслуживания клиентов, существенно развили и упростили предоставление услуг интернет-банкинга и мобильного банкинга".
Говоря о ключевых тенденциях на рынке банковской автоматизации, усиление роли систем дистанционного обслуживания клиентов в бизнесе банков отмечает и коммерческий директор Naumen Вячеслав Кадников. Помимо этого, по его словам, за последние годы увеличилась доля продаж качественных решений, ориентированных на розничный банковский бизнес. Еще один тренд г-н Кадников связывает с продолжившимся переходом банков от концепции "единых глобальных решений" к поэтапному внедрению прикладных ИТ-систем, решающих локальные задачи.
В том, что рынок информатизации российского банковского сектора будет заметно расти в ближайшие 3-5 лет, практически нет сомнений. У этого роста есть целый ряд предпосылок, однако одним из ключевых факторов влияния на дальнейшие тенденции автоматизации банков, эксперты считают предполагаемое вступление России в ВТО.
Так, г-н Ди Марчелло убежден, что вступление России в ВТО значительно повысит необходимость в обеспечении прозрачности и подготовки финансовой отчетности по двум стандартам: как по МСФО, так и по РСБУ. "Банкам необходимо будет расширять спектр услуг для корпоративных заказчиков за счет автоматизированных функций, задействованных в обмене информацией на международном уровне, — отмечает он. — В тоже время розничные подразделения банков будут не так сильно подвержены этому процессу в силу локального характера своих услуг".
"Ожидание вступления России в ВТО – это целая эпоха в жизни страны, и она все еще длится. Отделить тенденции, связанные с ожиданием ВТО, от общих тенденций развития в банковской сфере невозможно, — считает г-н Цапаев. – При этом нельзя не отметить, что если еще 5-6 лет назад российские банки очень опасались западной экспансии и увеличения доли иностранного капитала, то сейчас все наоборот: они ищут сотрудничества с западными банками, по рынку прошла целая череда поглощений и слияний. И с этой точки зрения можно говорить об автоматизации как об одном из средств увеличения капитализации банка".
Г-н Кадников считает, что трудно отделить фактор "ожидания ВТО" от других моментов, влияющих на тенденции развития рынка. "В целом я не встречал проектов, которые запускались бы под влиянием ожидаемого вступления в ВТО, — говорит он. — Что касается банков, то у них подобной мотивации меньше, чем у страховых компаний – судя по всему, Россия все же устоит перед требованиями ВТО допустить на свой рынок прямые филиалы зарубежных банков". В то же время, предоставление возможности иностранным страховым компаниям открывать филиалы в России, по его мнению, серьезно ужесточит конкуренцию на этом рынке, и сейчас у отечественных игроков есть время для того, чтобы всесторонне подготовиться к этому. Причем эта подготовка должна быть всесторонней, включать в себя повышение эффективности ИТ-инфраструктуры как одного из важных факторов.
По мнению г-на Соркина, на динамику отечественной банковской автоматизации сегодня гораздо более заметное влияние по сравнению со вступлением в ВТО оказывают другие факторы. Первый из них – это общий спад мировой экономики, вызванный ипотечным кризисом в США, второй — приход в Россию крупных иностранных банков и приобретение ими российских игроков. "На этом фоне влияние иных факторов практически не заметно, — уверен он. — Первый из перечисленных факторов в прошедшем году несколько "притормозил" процессы автоматизации второстепенных функциональных областей, заставил банки пересмотреть свои ИТ-бюджеты и выбрать наиболее приоритетные направления. Второй фактор повлиял на спрос на зарубежные решения, на системы отчетности по МСФО и т.п.".
Согласно ожиданиям экспертов, тенденции "усиления ИТ-вооруженности" банков сохранятся и в дальнейшем. Г-н Цапаев убежден, что отчетность и бухучет в ближайшие годы будут строиться на все более мощных инструментах — хранилищах данных; при этом роль АБС будет снижаться. Сохранится акцент на внедрение клиентоориентированных приложений. А для решения конкретных задач будут использоваться специализированные системы: задачи workflow будут реализовываться на workflow-платформах, а отчетность — на аналитических бизнес-приложениях.
Г-жа Мельникова считает, что в ближайшие 2-3 года имеющиеся тенденции на рынке банковской автоматизации не претерпят особых изменений. В числе новых ожидаемых тенденций она выделяет стремление банков к повышению качества процессов управления ресурсами и снижению операционных расходов. По ее словам, для решения этой задачи в финансовом секторе существует соответствующий класс автоматизированных систем, о внедрении которых пока задумались всего несколько банков в России. После того, как эти банки продемонстрируют рынку успешность применения выбранных решений, их примеру последуют остальные игроки, в том числе и страховые компании.
Г-н Соркин полагает, что наряду с наметившимися сегодня тенденциями будет повышаться интерес банков к таким специализированным решениям, как скоринговые системы и системы класса front-to-back. Вследствие того, что банковские системы гетерогенны (в силу отсутствия пока у поставщиков универсальных платформ автоматизации и использования банком целого комплекса специализированных решений), будет развиваться и направление интеграции приложений.
По словам г-на Ди Марчелло, в ближайшие 2-3 года будет наблюдаться повышение активности на рынке автоматизации ключевых банковских приложений и рост присутствия зарубежных вендоров в России и Восточной Европе. Пристальное внимание по-прежнему будет уделяться СRМ-решениям и скоринговым системам. Он также ожидает, что через несколько лет все большее число банков начнет задумываться об ИТ-аутсорсинге, а также о переводе второстепенных бизнес-процессов на аутсорсинг.
Директор департамента прикладных финансовых систем компании "Инфосистемы Джет" Илья Небесный отмечает, что на фоне усиления конкурентной борьбы в финансовом секторе заметны две тенденции, способные оказать влияние на будущее банковской автоматизации. Одна из них – это стремление банков и страховых компаний к дифференциации клиентов и позиционированию продуктов и услуг относительно клиентских сегментов и каналов продаж (с целью развития отношений с наиболее доходными клиентами и сокращения затрат на обслуживание менее доходных клиентов). Вторая — стремление к повышению качества оказываемых услуг при каждом взаимодействии с клиентом, использование такого контакта для получения информации о потребностях и для возможности предложить продукт, учитывающий интересы именно этого клиента. "Основываясь на данных особенностях, можно предположить усиление интереса к системам дистанционного обслуживания клиентов, контакт-центрам и CRM-системам, интегрированным с хранилищами данных, — предполагает он. — Конечно, при этом банки сохранят интерес к традиционным АБС и интеграционным решениям".
По мнению г-на Цапаева, темпы развития информатизации в страховании будут различаться от тех, что продемонстрируют банки. "В страховании сейчас идет планомерное развитие без резких скачков: компании уже практически выстроили региональные сети присутствия, вложив деньги в инфраструктуру, — отмечает он. — Теперь перед ними стоят задачи эффективной поддержки этой сети, обеспечения устойчивой работы с возрастающими нагрузками. Поэтому особые требования выдвигаются к производительности и масштабируемости решений". В ближайшие годы, по мнению г-на Цапаева, будут внедряться приложения по бизнес-аналитике и системы по поддержке российских стандартов бухучета и отчетности.
Впрочем, развитие информатизации банковского сектора будет в значительной степени зависеть от перспектив развитий финансового рынка в целом. Г-н Кадников убежден, что такие факторы как ужесточение конкуренции, рост доходов населения будут определять необходимость постоянного поиска новых конкурентных преимуществ для банков и страховых компаний. "Весомая часть этих новых возможностей может лежать в сфере информационных технологий, — считает он. — Рост объема инвестиций в ИТ неизбежно приведет к росту конкуренции среди разработчиков бизнес-приложений и консультантов, что должно повлечь за собой и повышение качества работы компаний данного сектора".
Элеонора Ершова / CNews Analytics