|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
На российском рынке банковской автоматизации крупные игроки из года в год укрепляют свои позиции, вытесняя более мелкие компании и не слишком подпуская иностранцев. Установки зарубежных систем по-прежнему единичны и сконцентрированы в сегменте крупных банков. Вместе с тем не сокращается – а даже, напротив, растет – доля собственных разработок. Банки, которым не удается выбрать систему, соответствующую всем требованиям их бизнеса, на рынке, готовы инвестировать в собственный продукт как в дополнительное конкурентное преимущество.
Из года в год рынок банковского программного обеспечения показывает стабильный рост, однако состав игроков в российском секторе АБС за последние годы не меняется – лишь незначительно корректируется расстановка сил. По количеству внедрений ведущие позиции на рынке по-прежнему занимают «Диасофт» (22%) и R-Style Softlab (21%). Совокупная доля этих компаний составляет 43% от всего рынка АБС (в 2006 году – 45%). На долю собственных разработок пришлось 11%.
Несмотря на продолжающуюся тенденцию активного выхода на российский рынок иностранных компаний-поставщиков и зарубежных банков (в январе 2006 года зарегистрирован 41 банк со 100%-ным иностранным капиталом, в январе 2007 года – 63 банка), установки иностранных АБС пока незначительны, в силу их медленной адаптации к условиям российского рынка.
Распределение разработчиков по общему числу внедрений АБС
Источник: CNews Analytics, 2008
Однако, если проанализировать распределение решений компаний-разработчиков по сегментам – крупные, средние и мелкие банки, то здесь ситуация несколько иная. В данном случае при выделении трех сегментов учитывались позиции банков в рейтинге по величине чистых активов: крупный банк – первые 100, средний банк – рейтинг от 100 до 500, мелкий банк – рейтинг менее 500.
Распределение разработчиков по количеству внедрений АБС в крупных банках
Источник: CNews Analytics, 2008
В сегменте крупных банков половину рынка (53%) делят «Диасофт» (22%), собственные разработки (19%) и «Новая Афина» (12%). По сравнению с предыдущим исследованием доли остальных участников рынка заметно перераспределились. Так, доля рынка «Новой Афины» выросла с 4 до 12%, собственных разработок – с 9 до 19%, а R-Style Softlab переместился с занимаемого в прошлом рейтинге третьего места (10%) на шестую позицию (7%). Необходимо отметить, что именно в сегменте крупных банков появились иностранные разработчики – Forbis (5%) и Misys (2%).
Распределение разработчиков по количеству внедрений АБС в средних банках
Источник: CNews Analytics, 2008
Распределение долей разработчиков в сегменте средних банков, по сравнению с показателями прошлого исследования, изменилось незначительно. Два лидера – «Диасофт» (23%) и R-Style Softlab (21%) по-прежнему занимают ведущие позиции, с практически одинаковой долей рынка. Сохраняются достаточно высокие позиции собственных разработок – 11%.
Распределение разработчиков по количеству внедрений АБС в мелких банках
Источник: CNews Analytics, 2008
В сегменте мелких банков так же, как и в сегменте средних, более 40% рынка делят между собой R-Style Softlab (27%) и «Диасофт» (19%). Третье место устойчиво занимают собственные разработки (13%). Таким образом, ведущие игроки рынка АБС, имея почти одинаковые позиции на рынке в целом, по-разному лидируют в разных банковских сегментах. Если «Диасофт» – лидер в автоматизации крупных банков, то R-Style Softlab – основной поставщик решений для небольших банков. Также во всех сегментах рынка значительно увеличилась доля собственных разработок.
Активное развитие рынка и все возрастающие потребности банковского бизнеса предъявляют новые требования как к системам автоматизации, так и к поставщикам решения. Сегодня более 14% опрошенных банков не удовлетворены используемым ИT-решением и в связи с этим планируют сменить АБС.
Причины отказа от используемой АБС
Источник: CNews Analytics, 2008
Основным фактором, объясняющим стремление банка сменить используемую АБС, по-прежнему является моральное устаревание системы. Для 39% опрошенных специалистов ИT-служб – это вполне объективная причина модернизации информационного обеспечения банка. Данные опроса свидетельствуют о том, что банки все больше осознают необходимость выбора нового, перспективного решения, построенного на современной промышленной платформе и имеющего потенциал для поддержки динамично развивающегося бизнеса банка – как с точки зрения производительности, так и с точки зрения функционала. Кроме того, банки нуждаются в надежном партнере, способном не только разработать продукт, но и обеспечить качественное сопровождение и управление развитием решения, поддержать автоматизацию инновационных инструментов банка.
Распределение разработчиков АБС в соответствии с предпочтениями банков
Источник: CNews Analytics, 2008
Подавляющая часть банков (63%), планирующих смену АБС, уже определились с выбором системы и поставщика решения. Что примечательно, список первой четверки здесь не изменился — «Диасофт», R-Style Softlab, ЦФТ и «Инверсия». Однако общее количество компаний, рассматриваемых в качестве альтернативных поставщиков новой АБС, стало значительно меньше. Таким образом, можно говорить о том, что в десятилетней перспективе основные доли рынка будут поделены между несколькими российскими производителями.
Активное развитие конкуренции на рынке розничных банковских услуг диктует все более жесткие требования к системам автоматизации. Главными требованиями являются широкие функциональные возможности системы и ее перспективность. Если раньше банки зачастую использовали для автоматизации разные системы от разных разработчиков, то в последнее время вернулось требование к автоматизации розничных операций той же системой, что и АБС. По всей видимости, это связано как с недостаточными интеграционными возможностями систем, представленных сегодня на российском рынке, так и со сложностью и высокой стоимостью самого проекта интеграции.
Анализ ответов респондентов о выборе и предпочтении новых решений показал, что рынок систем автоматизации банковских розничных операций уже сложился. Банки выбирают высокотехнологичные решения хорошо зарекомендовавших себя поставщиков – лидеров рынка. Наибольшую популярность сохраняют системы российских разработчиков, хотя постепенно здесь стали проявляться предпочтения банков в выборе иностранных разработок (на уровне 3%).
В настоящее время банки наиболее активно работают в следующих областях деятельности: депозиты (79%), кредиты (75%), валютно-обменные операции (71%), платежи без открытия счета (66%), пластиковые карты (63%).
Распределение видов розничного обслуживания в банках
Источник: CNews Analytics, 2008
В 2007 году абсолютным лидером по количеству внедрений розничного решения стал «Диасофт» (24%), при этом рост доли по сравнению с данными предыдущего исследования составил 2%. Доля R-Style Softlab снизилась на 4% и составила 18%, компания ЦФТ сохранила третье место с долей рынка в 15%, при этом ее доля сократилась на 1%. Ряд разработчиков — «Форс», ПрограмБанк и «Новая Афина» — выбыли из рейтинга, уступив место «ЮниСАБ» – 5%, «Кворум» – 4%, «Софит» – 2%.
Распределение разработчиков по количеству внедрений систем автоматизации розничных услуг
Источник: CNews Analytics, 2008
Результаты исследования показали, что 13% банков планируют заменить используемое розничное решение. Основными причинами отказа от используемой системы являются ее моральное устаревание и общая смена АБС в банке, а также недостаточная функциональность решения.
По данным предыдущего исследования в числе причин для отказа от используемого решения также были отмечены ее моральное устаревание и недостаточность функционала, что свидетельствует о том, что требования к системам автоматизации розничного обслуживания продолжают расти, а необходимость постоянных изменений продиктована высокой конкуренцией и появлением новых банковских продуктов, что, в свою очередь, стало возможным благодаря развитию ИТ.
Причины отказа от используемой системы автоматизации розничных услуг
Источник: CNews Analytics, 2008
По данным опроса CNews Analytics, 50% банков, планирующих замену системы, уже выбрали поставщика решения. Лидером предпочтений банков является «Диасофт» (с момента последнего исследования количество банков, планирующих перейти на решения этого разработчика, возросло с 22 до 28%). На втором месте находится компания R-Style Softlab (рост с 22 до 26%). На третьем месте – ЦФТ, сохранившая свою долю в 14%. На четвертом месте – «Инверсия» с той же долей в 6%. Из нового списка выбыли компании «Форс», CSBI, ПСиТ, «Новая Афина», БИС, в то время как их место заняли такие игроки, как Misys, Арт-Банк, Temenos Group AG (по 3%).
Распределение разработчиков в соответствии с предпочтениями банков
Источник: CNews Analytics, 2008
По данным опроса CNews Analytics, этим видом деятельности занимаются 63% банков. Исследование показало, что большинство банков для автоматизации бэк-офисных операций с пластиковыми картами по-прежнему используют собственные разработки, однако их доля снизилась с 16% до 14%. При этом сравнение с общей долей собственных разработок в объеме розничных систем (3%), показывает, что и на рынке «пластиковых» разработок доля собственных систем будет снижаться.
Распределение разработчиков по количеству внедрений системы автоматизации операций с пластиковыми картами
Источник: CNews Analytics, 2008
Первое место среди разработчиков делят ЦФТ и «Софит» – по 13%. Можно отметить, что доля ЦФТ возросла лишь на 1%, а компания «Софит», отсутствовавшая в прошлом исследовании, сразу заняла лидирующие позиции. Второе место, незначительно уступая ЦФТ и «Софит», занимает «Диасофт» – 11% (1% роста по сравнению с предыдущим периодом). Компания ПСиТ занимает третье место, увеличив свою долю с 8 до 10%. На четвертом месте – компания «Инверсия» (рост с 4 до 8%). Компания R-Style Softlab переместилась со 2-го места на 5-е: доля компании снизилась вдвое и в настоящее время составляет 5%. На «Компас +» и Арт-Банк пришлось по 4%, OpenWay – 3%. «Рукард», CSBI, «ЮниСАБ», БИС, «Кворум», «ПрограмБанк» выбыли из нового списка разработчиков.
Результаты опроса показали, что 13% банков планируют заменить используемое решение. Основными причинами отказа от используемого решения являются недостаточная функциональность и смена АБС, а также моральное устаревание системы. По данным предыдущего исследования в качестве причин отказа от используемого решения также были отмечены ее моральное устаревание и недостаточность функционала
Причины отказа от используемой системы автоматизации операций с пластиковыми картами
Источник: CNews Analytics, 2008
По данным опроса, более 50% банков, планирующих замену системы, уже выбрали поставщика решения. Интерес к решениям «Диасофт» возрос с 19 до 35%. Компании ЦФТ и R-Style Softlab делят вторую позицию – по 13%. При этом, если компания R-Style Softlab сохранила свои позиции, то доля ЦФТ снизилась на 6%. «Инверсия», потеряв 1%, занимает третье место – 8%. Арт-Банк потерял 3% и имеет долю в 4%, столько же – компании ПСиТ и Misys.
Распределение разработчиков в соответствии с предпочтениями банков
Источник: CNews Analytics, 2008
По данным CNews Analytics этим видом деятельности занимаются 75% банков. Максимальная доля на рынке автоматизации кредитования физических лиц приходится на «Диасофт» — 26%, что на 7% выше показателей предыдущего исследования. На втором месте – собственные разработки банков (17%). R-Style Softlab, ранее занимавшая вторую позицию, потеряла 7% и сместилась на третье место, с 13% рынка. ЦФТ – на четвертой позиции (11%). Пятая строчка – за компанией ПСиТ (6%). Далее идут компании «Кворум», «ЮниСАБ», «Инверсия», CSBI (по 3%) и БИС (2% рынка). «Форс» и «ПрограмБанк» в списке больше не фигурируют.
Распределение разработчиков по количеству внедрений системы автоматизации кредитования физических лиц
Источник: CNews Analytics, 2008
14% банков планируют заменить используемое решение. В качестве основных причин замены системы, используемой для автоматизации кредитования населения, респонденты отметили замену АБС и, как и в предыдущем исследовании, моральное устаревание системы, а также недостаточную функциональность решения.
Причины отказа от используемой системы автоматизации кредитования физических лиц
Источник: CNews Analytics, 2008
По данным опроса 61% банков, решивших сменить систему, уже выбрали поставщика решения. 29% предполагают перейти на продукты «Диасофт» (21% — по результатам прошлого исследования). Второе место по популярности сохраняет R-Style Softlab, показатели которой выросли с 20 до 26%. На третьем и четвертом местах –ЦФТ и «Инверсия», потерявшие 1 и 4% соответственно и имеющие сегодня 11 и 7% предпочтений. Далее следует ПрограмБанк (5%). По 3% занимают Misys, Temenos Group AG и собственные разработки. Компании «Форс», CSBI, «Кворум», «Новая Афина» и ПСиТ уже не входят в список предпочитаемых разработчиков.
Распределение разработчиков в соответствии с предпочтениями банков
Источник: CNews Analytics, 2008
По данным, выявленным CNews Analytics, 61% банков занимаются операциями на фондовом рынке, и еще один процент банков планирует открыть данное направление деятельности в ближайший год. Это, в основном, повторяет показатели предыдущего опроса, что свидетельствует о стабильности состава игроков данного сегмента рынка.
Распределение разработчиков по количеству внедрений систем автоматизации операций на фондовом рынке
Источник: CNews Analytics, 2008
Лидером в этом секторе, как и по результатам прошлого исследования, остается «Диасофт» (21%). Затем следуют R-Style Softlab (9%), ЦФТ (8%) и «Инверсия» (5%). При этом результаты исследования показывают, что в 2007 году ряд компаний, специализирующихся только на системах автоматизации для данного сегмента рынка, увеличили свое присутствие – в целом они занимают 13% рынка (ведущими являются компании «АСК-Софт», «СофтВел», СМВБ-ИТ, ServoComp). Стоит отметить, что у 47,4% банков эти функции выполняет основная АБС, а 12% респондентов ответили, что у них данная деятельность не автоматизирована. Также стоит отметить и сокращение количества собственных разработок с 29 до 24%.
По данным опроса 13% банков планируют заменить установленное решение. Основные причины отказа от используемой системы связаны с ограниченностью функционала, моральным устареванием и общей сменой АБС в банке. Такой фактор, как низкая производительность системы, который отмечался в качестве одного из главных в предыдущем исследовании, сегодня отошел на второй план.
Причины отказа от действующей системы
Источник: CNews Analytics, 2008
По данным опроса 45% банков, которые приняли решение о замене системы, уже определились с выбором поставщика решения или имеют явные предпочтения; часть из них уже находится на этапе внедрения новой системы. В лидерах предпочтений банков – уже хорошо зарекомендовавшие себя разработки компаний «Диасофт» (31%), ЦФТ (15%), R-Style Softlab (7%). Более 10% банков предпочитают решения разработчиков, специализирующихся только на разработке решений для автоматизации данного вида операций.
Распределение разработчиков в соответствии с предпочтениями банков
Источник: CNews Analytics, 2008
Текущая ситуация на рынке автоматизации операций на фондовом рынке диктует необходимость широкого набора функциональности (за счет развития перспективных направлений), гибкости и глубины настройки решений. Таким образом, компании-разработчики должны быть готовы к реализации сложных, индивидуальных запросов своих клиентов
В связи с высокими требованиями, предъявляемыми к системе с точки зрения реализации бизнес-цепочек, на рынке становятся востребованными специализированные решения, разработчики которых предлагают автоматизацию не в рамках АБС, а посредством отдельного решения с широкими возможностями в данном направлении. Исходя из этого, задача интеграции систем в единое информационное пространство банка становится одной из самых актуальных.
Укрупнение объемов бизнеса и его диверсификация вызывают необходимость обеспечения банков современными средствами автоматизации работы на денежно-валютном рынке. Всего подобными операциями, по данным CNews Analytics, занимаются 63% банков.
Распределение разработчиков по количеству внедрений систем автоматизации операций на денежно-валютном рынке
Источник: CNews Analytics, 2008
«Диасофт» и R-Style Softlab занимают в этом секторе лидирующие позиции (22 и 10% соответственно). Результаты исследования показывают, что за прошедшие полтора года ряд компаний, специализирующихся только на разработке систем автоматизации для данного сегмента рынка, увеличили свою клиентскую базу – в целом они занимают 9% рынка (ведущими являются «СофтВел» и Reuters). Стоит отметить, что у 54% банков эти функции выполняет основная АБС, а 11% респондентов ответили, что данная деятельность у них ведется вручную либо с использованием Excel.
По данным опроса 10% банков планирует заменить установленное решение. Основные причины отказа от используемой системы – моральное устаревание, общая смена АБС в банке и недостаточность функционала.
Причины отказа от используемой системы
Источник: CNews Analytics, 2008
По данным опроса 43% банков, которые решили сменить систему, уже определились с выбором поставщика решения (или имеют явные предпочтения); часть из них уже находится на этапе внедрения новой системы. В лидерах предпочтений банков –разработки компаний «Диасофт» (21%), ЦФТ (11%), R-Style Softlab (10%).
Распределение разработчиков в соответствии с предпочтениями банков
Источник: CNews Analytics, 2008
В целом более половины респондентов ведут данную деятельность в рамках основной АБС – это говорит о том, что банки предпочитают работать с одним партнером, который способен обеспечить единое информационное пространство в банке. Доля собственных разработок в этой нише уменьшается. Налицо тенденция к их замене профессиональными разработками ведущих поставщиков, имеющих хорошую репутацию на рынке.
CNews Analytics