|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Страховой сектор в России, как ранее на Западе, постепенно уходит от тактики «тарифных войн». В условиях опережающего роста выплат по отношению к росту премий, а также неустойчивости прибыли страховых компаний от года к году, в отрасли активизируются процессы неценовой конкуренции.
Последний год в значительной мере проявил давно уже назревающий кризис «тарифных войн» в страховом секторе, когда привлечение клиентов осуществляется не столько за счет спектра и качества предоставляемых услуг, сколько за счёт демпинга их цены. Рано или поздно, однако, страховые тарифы должны были достигнуть отметки, по преодолению которой начинают нарастать угрозы финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика. Опережающий рост выплат по отношению к росту премий, неустойчивость прибыли страховых компаний от года к году, в отличие от других секторов экономики, не характеризующийся устойчивым ростом – вот только некоторые из «маяков», давно указывавших на это обстоятельство.
С точки зрения спроса на ИТ это обстоятельство интересно, прежде всего тем, что в описанных условиях довольно быстро развиваются процессы неценовой конкуренции, а в отрасли с таким сложным характером услуг, как страхование, ИТ являются необходимым условием качества. Именно с этим обстоятельством можно сравнивать пока, правда, лишь только наметившиеся изменения в политике информатизации российских страховщиков.
Динамика ИТ-затрат российских страховых компаний, 2002-2007
Объем ИТ-затрат в российском страховом секторе по предварительным итогам 2007 года составил порядка 1,9-2 млрд руб. Этот уровень ожидался ещё в прошлом году, и на это указывали все тенденции начала года, однако, по его итогам расходы страховых компаний на ИТ сократились, составив в прошлом году 1,6 млрд руб., что было ниже уровня 2005 года на 14,9%. Таким образом, до последнего года для страхового сектора было типично устойчивое снижение объема средств, направляемых на ИТ – с 2,7 млрд руб. в 2003 году до 1,6 млрд руб. в 2006 году. А 2004 год вообще характеризовался «провалом» ИТ-затрат в страховании до 800 млн руб. Прошедший год, по первым оценкам, стал первым годом возвратного роста страховых компаний в ИТ (темпы составили +24,3%).
Вес страхового сектора в общих ИТ-затратах в экономике – около 1%, по сравнению с банками страховые компании на рынке ИТ представлены в 15 раз слабее, а по абсолютной величине ИТ-затрат страховая отрасль остается одной из аутсайдеров. При этом наметившийся возвратный рост ИТ-инвестиций, думается, наконец-то станет устойчивым. Правда, неустойчивость прибылей от года к году наряду с четко наметившейся тенденцией опережающего роста выплат по сравнению с ростом поступлений, мешает четко планировать ИТ-затраты, однако развитие неценовых форм конкуренции неминуемо потребует от страховых компаний совершенствования информационных технологий работы с клиентами.
В этом смысле для страховых компаний актуальна проблема развития всего комплекса клиенто-ориентированных технологий – от создания дополнительных контакт-центров и Call-центров, увеличение их мощности, до внедрения комплексных CRM-решений и расширение спектра высокотехнологичных страховых услуг, которые до сих пор не слишком популярны на рынке страхования. Здесь страховщикам можно поучиться у банковского сектора.
По-прежнему, наиболее востребованным направлением, как и год-два назад, остается разработка специализированной под страховой бизнес интегрированной информационной системы, которая могла бы обеспечить автоматизацию таких процедур как накопление данных по сделкам (полисам и заключённым договорам), автоматический расчет ключевых параметров договоров, моделирование деятельности, взаимодействие с межкорпоративными базами данных, справочниками и классификаторами, данными финансовых, бухгалтерских систем, CRM-систем и др.
Темпы роста ИТ-затрат в страховом секторе, 2002-2007
Для иллюстрации эффекта экономической отдачи от ИТ-инвестиций приведены сравнения роста ИТ-затрат по отношению к росту прибыли за текущий и предыдущий год. В первом случае цифры иллюстрируют, в какой мере велика экономическая отдача от ИТ-инвестиций, когда таковые осуществляются из текущей прибыли (краткосрочные ИТ-проекты), во втором случае – если ИТ-инвестиции осуществляются из свободных средств, полученных в предшествующий период. Данный показатель также может указывать и на степень использования полученных компаниями свободных средств для инвестиций в ИТ.
В целом можно заметить, что темпы расходов страховых компаний на ИТ в значительной степени определяются уровнем свободных средств (прогнозируемой или полученной прибыли). Прирост расходов страховщиков на ИТ совпадает с благоприятными по прибыльности годами. Так, в 2003 и 2005 годах, когда прирост прибыли составлял 35% и 180%, наблюдался и резкий рост ИТ-расходов (+136,6% и +141,5% соответственно) и, напротив, годы с низкой прибыльностью приводят к резкому падению темпов роста ИТ-затрат. Так, в 2004 году, когда прибыль страховых компаний сократилась на 34%, ИТ-затраты сократились на 72,2%, наконец, падение ИТ-затрат на 15% в 2006 году также совпало с резким падением темпов прироста объемов прибыли до +6% (ср. с троекратным ростом прибыли в 2005 году). Можно предположить, что временной лаг между внедрением и экономическим эффектом от него в страховании очень незначительный, отсюда столько четкая корреляция между прибылями и ИТ-затратами.
Впрочем, на всем периоде 2004-2006 гг. спрос на ИТ в секторе страхования отставал от темпов роста прибыли. Отставание в указанные три года составило, соответственно, 58%, 14% и 20% (коэффициенты опережения устойчиво ниже единицы - 0.42, 0.86 и 0.8). Ситуация несколько изменилась по предварительным итогам 2007 года – рост ИТ-затрат опередил рост прибыли за тот же год (коэффициент опережения 1,08%).
С одной стороны, отставание ИТ-затрат от прибыли может интерпретироваться и как возрастающая отдачи от ИТ-инвестиций – за год прибыль накапливается быстрее, чем растут расходы на ИТ. Опережающий рост прибыли может быть вызван интенсификацией долгосрочных инвестиций в ИТ-инфраструктуру с накопленным экономическим эффектом, то есть явился откликом на ранее произведенные ИТ-инновации в отрасли, которые позволили в течение последних 2-3 лет резко расширить спектр предоставляемых услуг и повысить их качество.
С другой стороны, это указывает и на иную тенденцию – если рост прибыли текущего и предшествующего периодов постоянно опережает рост ИТ-затрат, то это свидетельствует об отсутствии сколь-нибудь крупных ИТ-инноваций в секторе, которые обязательно вызывали бы «выбросы» ИТ-затрат и приводили бы к опережающему их росту по отношению к получаемым прибылям.
Впрочем, в 2007 году наметилась тенденция опережающего роста затрат по отношению к прибыли (опережение 1,17 раз к прибыли прошлого года и 1,08 раз к текущей прибыли). При этом, рост Ит-затрат не отстает и от общего тренда роста ИТ-затрат по экономике в целом – в 2005 году страховой сектор существенно опережал по темпам развития другие сектора (опережение – 1,95 раз), в 2006 году – незначительно отстал, 2007 год вновь принёс опережение (ИТ-затраты страховых компаний росли в 1,09 раз быстрее, чем ИТ-рынок в целом).
Среди факторов, сдерживающих общий рост спроса на ИТ можно отметить, пожалуй, три – нестабильность прибылей, неопределенность ИТ-политики «периферийных» компаний и низкая стандартизация страховых процедур в России. Действительно, и это мы уже неоднократно отмечали, в складывающихся на рынке условиях страховым компаниям всё труднее стабилизировать и прогнозировать свои прибыли, что снижает возможности планирования и проведения четкой ИТ-политики.
Так же как и в банковском секторе, страховые компании имеют свои ярко выраженные «ядро» и «периферию». Компании «ядра» уже давно и активно ведут достаточно крупные, хорошо вписанные в средне- и долгосрочную стратегию, ИТ-проекты, «периферия» же не имеет четкой ИТ-политики, при этом затраты на ИТ могут резко колебаться от года к году в зависимости от того, насколько прибыльным был этот и предшествующий год и, сколько в распоряжении есть или ожидается свободных средств. По большей части периферийные компании имеют не так много клиентов и не такую широкую филиальную сеть, поэтому используют менее затратные и доказавшие в прошлом свою эффективность стратегии - личная работа с клиентом, убеждение его в своей надёжности, попытки разными льготами «закрепить» у себя определенную клиентскую базу и т.д. Это никак не связано ни с ИТ, ни с разного рода высокотехнологичными видами страхования – такими как интернет-страхование.
Кроме того, новой волне сверхкрупных вливаний в ИТ препятствует до сих пор низкая стандартизация деятельности страховщиков. На данном этапе развития вклад в конкурентоспособность страховых компаний могут дать не «изолированные» информационные системы, имеющее действие только внутри компании или, максимум, её филиальной сети, а комплексные ИС, интегрированные в единое электронное информационное пространство страхового сектора. В самом простейшем случае это могли бы быть межкорпоративные базы данных для актуарных расчетов, в которых были бы документированы все страховые случаи и прецеденты за длительный срок по различным видам и типам страхования. Но для создания такого единого электронного пространства нужна определенная солидарная работа компаний сектора - работа по стандартизации продуктовой линейки страховых компаний, разработке типовых правил страхования, созданию общих принципов автоматизации и т. п. Такая работа пока только начинается. Завершится ли она в среднесрочной перспективе – будет ясно позже.
К факторам роста можно отнести актуальные сегодня для всего финансового сектора явления – укрупнение компаний, в том числе, расширение их филиальной сети (с 2006 года наблюдается переход небольших региональных страховщиков на положение филиалов компаний федерального уровня), переход к неценовым формам конкуренции и нацеленность на продажу бизнеса крупным западным компаниям либо привлечение к бизнесу иностранных инвесторов на паритетных условиях.
В первом случае требуются значительные инвестиции на модернизацию ИТ-инфраструктуры расширившейся филиальной сети, во втором - потребности в ИТ обуславливаются необходимостью отвечать требованиям «перспективных», «безрисковых» клиентов, которые, обычно, очень чувствительны к качеству и уровню обслуживания и высокотехнологичному оформлению бизнеса. В третьем случае требуется не только создание видимости хорошего страхового портфеля, но и технологическое оформление бизнеса по западным стандартам.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics