|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Как и весь финансовый сектор России в целом, развитие высокотехнологичных биржевых услуг на основе информационных технологий тормозят проблемы технического и законодательного обеспечения онлайн сделок. Особое место в биржевом бизнесе занимают также проблемы обеспечения устойчивости и безотказности работы электронных биржевых систем. При этом сектор электронных биржевых услуг пока не является самостоятельным, он развивается как новая ветвь уже сформировавшихся мощных банковских структур, берущих на себя функции электронных брокеров.
Бизнес-рынок интернет-торговли состоит из двух основных составляющих – интернет-трейдинга (электронных фондовых бирж) и электронной коммерции (электронных торговых площадок по товарам и услугам).
Интернет-трейдинг и электронная коммерция привлекательны для инвесторов внешней простотой совершения сделок, низкими тарифами на услуги онлайн-брокеров и значительной экономией транзакционных издержек. Интернет-трейдинг многократно ускоряет биржевые операции, обеспечивает установление непосредственных связей между инвесторами и эмитентами вне зависимости от их национально-территориальной дислокации, открывает для биржевую деятельность фактически для каждого, у кого есть ПК с выходом в глобальную сеть.
Второе направление - электронная коммерция. В упрощенном виде – это системы электронных торговых площадок, которые представляют собой информационно-аналитические отраслевые и тематические порталы с динамическими базами данных. Они нацелены на привлечение групп потребителей определенных категорий товаров или услуг или представителей определенных отраслей. Повышение конкурентоспособности предприятий-потребителей услуг за счёт оптимизации цепочек поставок, роста возможностей маркетинга и бенчмаркинга.
Информатизация биржевой деятельности и, в частности, создание системы высокотехнологичных (электронных) биржевых услуг приводит к целому ряду позитивных изменений в развитии этого вида бизнеса в России, среди которых можно отметить рост мирового престижа российских бирж, снижение стоимости биржевых транзакций, повышение их оперативности и точности, обеспечение условий для массовости биржевых услуг, повышение конкурентоспособности российских предприятий-потребителей биржевых услуг за счёт оптимизации цепочек поставок, роста возможностей маркетинга и бенчмаркинга и, наконец, рост контролируемости бизнеса и налоговой прозрачности предприятий.
Структура факторов, определяющих будущие изменения
Вместе с тем, существуют и факторы, сдерживающие развитие этого вида высокотехнологичного бизнеса в России. Как и для всего финансового сектора, развитие высокотехнологичных биржевых услуг на основе информационных технологий тормозят проблемы технического и законодательного обеспечения он-лайн сделок, во многом сводящиеся к развитию законодательства по ЭЦП и соответствующих механизмах инфорсмента. Фактически без механизма ЭЦП невозможен ни один вид контрактов, осуществленных по сети.
Для бирж это особенно важно. Не случайно, в сфере электронной коммерции, осуществление электронных расчетов между поставщиком и потребителем является самой низко популярной электронной услугой. Число предприятий, пользующихся этой услугой, не превышает нескольких процентов. Эта сфера биржевых отношений в России практически не развита.
Другая проблема – особое место в биржевом бизнесе проблемы обеспечения устойчивости и безотказности работы электронных биржевых систем – сбои в этой сфере случаются даже в самых аккуратных в этом отношении странах с давней традицией биржевого бизнеса. В условиях постоянного роста требований к скорости обработки биржевой информации, одной из сверхзадач в обеспечении безопасности работы электронной биржи является поддержка высокой производительности системы с защитой от сбоев в работе сервера.
Ограничения на рост массовости услуг электронных бирж накладывают возможности внешнего контроля бизнеса и роста налоговой прозрачности предприятий, регистрирующихся на электронных биржах. Увеличение прозрачности и открытости торговых операций, возникновение дополнительного канала отчетности предприятий и цен на продукцию, повышение гарантии поставок и платежей имеет и обратную сторону – предприятия могут не желать возникающего эффекта прозрачности могут как предприятия, ведущие бизнес с нарушениями законодательства (серые схемы в той или иной части бизнеса, что для России является вполне типовым), так и вполне законопослушные предприятия. Последние – из-за опасений, что прозрачность в любом случае повышает уязвимость компаний, как с точки зрения криминала (взять хотя бы распространенные сегодня рейдерские захваты), так и с точки зрения открытости для конкурентов.
Действительно, с одной стороны, информационная прозрачность бизнеса позволяет эффективно осуществлять стратегию бенчмаркинга в отношении конкурентов - поиск, анализ и внедрения в практику работы собственной фирмы технологий, стандартов и методов работы лучших (первоклассных) организаций-аналогов. Представленность ключевой информации о предприятии-конкуренте в электронных системах позволяет практически без затрат осуществлять поиск организаций, которые показывают наивысшую эффективность в своей отрасли, исследовать пути достижения этих результатов и внедрять аналогичных процедуры в собственных условиях. Однако, обратной стороной, этой возможности является открытость собственного бизнеса для конкурентной разведки со стороны. Далеко не каждое предприятие, особенно в российских условиях, готово играть по таким правилам.
Следующей причиной, способной привести к негативным изменениям в развитии высокотехнологичных биржевых услуг являются высокие издержки контроля, которые ложатся на электронные биржи. На биржи ложатся задачи проверки чистоты участвующих в биржевых торгах контрагентов – в этом смысле компании-брокеры, берущие на себя ответственность за чистоту игры – очень уязвимы. Издержки обеспечения чистоты взаимодействий и правил игры могут быть крайне высоки, а даже незначительные ошибки приводить к массовому отказу от услуг брокерской компании и конкретной электронной биржи.
Сегодня электронным биржам нужно ещё преодолеть и первоначальный барьер сомнений потенциальных участников биржи в том, что компания, предоставляющая соответствующие услуги, в принципе в силах позаботиться об обеспечении законности и чистоты сделок. Здесь возникают сразу две проблемы – проблема технической возможности отладить механизм биржевой деятельности и проблема репутации компании, предлагающей на рынке площадку для электронной коммерции.
В первом случае вопрос вновь сводится к общему для всего финансового сектора проблема отсутствия «сквозных» баз данных, например, содержащих достоверную информацию о финансовом состоянии, кредитных историях и деловых досье физических и юридических лиц. Отсутствие таких систем резко снижает эффективность электронных схем B2B, так как не дает возможности проверить надежность контрагента.
Во втором случае, вопрос сводится к тому, верит или не верит потенциальный участник биржевых торгов в способность виртуального брокера обеспечить соблюдение правил игры всех контрагентов. А это, прежде всего, вопрос репутации. Причем фактор репутации здесь становится тем значимее, чем более технически сложными являются процедуры, обеспечивающих соблюдение таких правил.
Это одна из главных причин, по которой сегмент электронных бирж пока не развивается самостоятельно, а «захватывается» финансовыми структурами с уже сформированной высокой репутацией. Действительно, сектор электронных биржевых услуг пока не является самостоятельным, его развитие происходит как новая ветвь уже сформировавшихся мощных банковских структур, которые берут на себя функции электронных брокеров. Крупные монополистические банковские структуры вытесняют с рынка независимых брокеров. Не исключено, что процессы придут к тому, что весь рынок высокотехнологичных брокерских услуг будет освоен ключевыми финансовыми структурами – наиболее крупными банками, связанными с государством и контролируемые государством.
Таким образом, как и в случае других сегментов финансового посредничества, все указанные причины приводят к снижению эффекта от внедрения высокотехнологичных услуг ввиду недополучения прибылей от предоставления высокотехнологичных услуг как следствие половинчатости в их реализации из-за непроработанности законодательства и механизмов электронных расчетов, недоверия, небезопасности и низкой технологической и экономической культуры, ввиду чего услуги не становятся, как это ожидается, массовыми. К этому следует присовокупить высокие риски банкротства электронных бирж из-за часто чисто технической неспособности обеспечить качественные услуги, сверхвысокую эластичность спроса на электронные биржевые услуги к деловой репутации компаний-брокеров, ошибках и сбоях в работе электронных биржевых систем.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics